РЕФЕРАТ
По курсу «Правоведение»
По теме: «Россия в системе международных военно-политических отношений»
Введение
Роль России в системе военно-политических отношений в мире определялась, главным образом, ее геостратегическим положением, ядерным потенциалом и статусом постоянного члена Совета Безопасности ООН. Эта роль мировой державы сохраняется и сегодня, но созданный в XX веке мировой порядок переживает серьезные перемены, так как растет взаимозависимость всех государств планеты.
Поэтому система взаимодействия между ними стала более сложной и динамичной, чем во времена блокового противостояния и биполярной конфронтации.
В настоящее время Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются политическая система российского общества, основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений, изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности.
Глобальная и региональная безопасность смещается от более ясных вопросов войны и мира к менее определенным и более сложным политическим, финансово-экономическим, этнонациональным, демографическим и другим проблемам, что существенно влияет на геополитическое положение России, ее место в системе международных военно-политических отношений.
Характеристика военно-политической обстановки в мире
По мнению ряда политологов, военно-политическая обстановка в мире до 2015 года будет складываться под воздействием набирающего силу сложного и противоречивого процесса глобализации международных политических и экономических отношении и характеризоваться высокой динамичностью, повышенной нестабильностью, ростом напряженности в целом ряде регионов, обострением существующих и возникновением новых кризисных ситуаций.
|
Сегодняшняя глобальная военно-политическая обстановка характеризуется сочетанием двух основных тенденций: с одной стороны, стремлением сформировать новую, более справедливую и демократическую систему международных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширением практики применения вооруженной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН (например, события в Югославии, Ираке). Наряду с этими относительно новыми тенденциями продолжают существовать и стереотипы периода холодной войны, существенно осложняющие международную обстановку.
В складывающихся условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики и обеспечения национальных интересов того или иного государства.
Обозначившийся с начала нового века выход России из состояния политического и экономического кризиса и существенное укрепление её позиций на мировой арене в последнее время являются важнейшей тенденцией. Это дает возможность говорить о необходимости формулирования новых приоритетов её внешней политики, а также об объективных геополитических потребностях Российской Федерации, связанных с необходимостью обеспечения благоприятных условий для её развития в качестве одного из ведущих государств мира.
|
На этом фоне прослеживается настойчивое стремление США к мировому лидерству и вовлечению в орбиту своей внешней и военной политики все новых государств, в том числе бывших республик Советского Союза. Несмотря на некоторое улучшение российско-американских отношений Соединенные Штаты по-прежнему рассматривают Россию в качестве главного геополитического соперника. Это определяется тем, что Российская Федерация обладает сопоставимым с США ядерным потенциалом.
Во внешнеполитической деятельности американская администрация исходит из того, что США являются ведущей державой мира, имеющей моральное право и материальные возможности диктовать свои условия и устанавливать в различных регионах земного шара «порядок по-американски». Становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций. Военная сила все чаще применяется в рамках коалиций, сформированных на временной основе. Такая практика, вероятно, будет в дальнейшем расширяться. Это является отражением объективного характера современной ситуации в мире. Особенность современной военной стратегии США и их ближайших союзников состоит в том, что она «одета» не в форму агрессора, а в форму освободителя и миротворца. Вашингтон хотел бы видеть Россию не в качестве равноправного партнера, а в качестве страны, следующей в фарватере американской политики по основным вопросам современных международных отношений. Со своей стороны, Российская Федерация выступала и выступает против гегемонии какого-либо одного государства и заявляет о приверженности идее многополярного мира, в котором каждое государство является равноправным субъектом международных отношений и имеет право на отстаивание собственных национальных интересов. Именно это противоречие остается главным в российско-американских отношениях.
|
Характерными особенностями современной военно-политической обстановки являются:
- значительное снижение угрозы возникновения ядерной и обычной крупномасштабной войны;
- применение военной силы в миротворческой деятельности;
- формирование новых центров экономической силы (Германия, Япония, Китай и др.) и усиление геополитического соперничества между ними и США;
- сохранение и расширение потенциального кризисного пространства (Балканы, Кавказ, Средняя, Центральная и Южная Азия, Ближний и Средний Восток), повышение в нем уровня региональной конфликтности на этнической, конфессиональной, криминогенной почве;
- международный терроризм, созданию условий для роста которого в России способствует очень много факторов, к основным из которых можно отнести: недостаточную оборудованность российских границ со странами СНГ; проникновение в Россию зарубежных экстремистских террористических группировок и религиозных сект; приток беженцев из стран СНГ и соседних государств; негативное влияние средств массовой информации, культивирующих насилие, создающих рекламу террористам; коррумпированность чиновников органов государственной власти и представителей органов МВД; отсутствие должного контроля за распространением информации о методах и способах террористической деятельности через компьютерные сети;
- возобновление гонки вооружений, опасность распространения в развивающихся странах высокоточного обычного, ядерного и других видов оружия массового поражения и средств их доставки;
- вступление в НАТО стран Центральной, Восточной Европы и Балтии, расширение зоны ответственности альянса в Европе и за её пределами. В результате альянс получил существенные военно-политические и стратегические преимущества по отношению к Российской Федерации. Принятие практически всех государств Центральной и Восточной Европы в НАТО привело к существенному нарушению сложившегося военно-стратегического равновесия на континенте и подрыву основных договоренностей по послевоенному устройству Европы. Европейские члены блока увеличили его военный потенциал почти на 30% по всем трем составляющим элементам: научно-техническому, военно-экономическому и собственно военному. Это привело к фактическому превращению Североатлантического союза в главный военно-политический инструмент Запада в отстаивании своих интересов и к дальнейшему ослаблению влияния России в политической, экономической и военной областях;
- растущая вовлеченность международных организаций и политических союзов в вооруженное разрешение конфликтов и операций по принуждению к миру;
- ухудшение экологической обстановки на Земном шаре, что может привести к принятию международно-правовых актов по силовому (принудительному) воздействию на государства, промышленная деятельность которых наносит наиболее заметный ущерб экологии.
На систему международных военно-политических отношений существенно влияют новые вызовы, угрозы и новые глобальные тенденции, стимулированные процессами глобализации. В числе этих вызовов: определенное ущемление суверенитета государств; рост влияния транснациональных корпораций, финансовых рынков; ужесточение конкуренции; этническая нестабильность и этноконфессиональный экстремизм, деятельность радикальных сообществ и группировок; наркоторговля; организованная преступность; сепаратизм; политический и религиозный экстремизм, использующие массовый террор для достижения политических целей; сопутствующие им незаконный оборот оружия и наркотрафик; работорговля в новых формах и другие нетрадиционные угрозы, такие, как контрабанда, морское браконьерство, пиратство.
Следует отметить, что ни одна страна, даже очень сильная, не способна справиться с ними в одиночку, а потому здесь нужны добрая воля и совместные усилия многих стран.
Фактором, влияющим на военно-политическую обстановку в мире, является дальнейшая экономизация внешнеполитических приоритетов государств. Экономические интересы становятся более важными по сравнению с политическими и военно-политическими. Более того, возникает все более сложное сочетание экономических интересов отдельных государств с интересами крупных транснациональных компаний.
Для современных международных военно-политических отношений характерным является жесткая информационно-психологическая война, направленная на подрыв российской государственности и целостности. При этом ежедневные атаки проходят по двум критериям: внешняя и внутренняя информационная среда. Воздействие на население нашей страны происходит не прямым военным вмешательством, а умелым использованием национальных и религиозных противоречий внутри.
В целом можно выделить следующие существующие и потенциальные угрозы жизненно важным интересам Российской Федерации:
- наличие у ряда стран мощных группировок вооруженных сил и крупных арсеналов ядерного и других видов оружия массового поражения;
- попытки установления контроля за ядерным потенциалом России;
- планы иностранных государств, направленные на разрушение целостности Российской Федерации, с использованием этнических, конфессиональных и других внутренних противоречий, удовлетворение территориальных притязаний к России и пересмотр межгосударственных границ;
- действия США, стран НАТО и ряда бывших союзных республик, направленные на подрыв и сдерживание интеграционных процессов в рамках СНГ;
- ослабление политических связей Российской Федерации со странами Центральной и Восточной Европы, государствами Восточной Азии и бассейна Тихого океана;
- вытеснение национальных интересов России из районов традиционного сотрудничества (Кавказа, Закавказья, Средней Азии, бассейнов Черного и Каспийского морей);
- попытки ограничить присутствие России на зарубежных рынках (в том числе на рынке вооружений), а также действия по ее вытеснению с них;
- информационно-психологическое воздействие и проникновение в различные сферы жизнедеятельности Российской Федерации, которое может привести к выводу из строя системы государственного и военного управления.