Мировоззрение и повседневная жизнь советских граждан (1970 – 1980 – е гг.).




Внутренняя социально – экономическая политика государственной власти в СССР

К началу 1980 – х гг.

Основные характеристики периода. Социально-эконо­мическое и политическое развитие нашей страны в период с 1964 по 1985 год характеризовалось наличием двух проти­воречивых тенденций:

- руководство не могло отказаться от некоторых перемен, произошедших в обще­стве в середине 50-х годов, в первую очередь, от линии на повышение уровня жизни и от поддержания высоких тем­пов развития. Эти две задачи не могли быть осуществлены без проведения экономических реформ.

- совершенно очевидным являлось желание политической элиты сохранить существующее положение, тенденция к консервативному курсу, направленному на сохранение в целостности советской системы, стабильности в высших эшелонах власти. Экономическое развитие. Реформы 60-х годов и их последствия. Нарастание «застойных явлений» в эконо­мике.

Начало периода отмечено попыткой реформирова­ния экономики в духе преобразований предшествующего этапа (хрущевских реформ). Сентябрьский пленум ЦК КПСС(1965 г.) поставил задачу изменить соотношение между ад­министративными и экономическими методами управления предприятиями в пользу последних. Проводимая реформа была направлена на расширение хозяйственной самостоя­тельности предприятий и усиление материальной заинтере­сованности рабочих в результатах своего труда. Произо­шли изменения в формах и методах управления народным хозяйством: восстанавливались отраслевые министерства. Осуществляется совершенствование системы планирования: выполнение плана теперь выражалось не в валовых пока­зателях, а в объеме реализованной продукции, то есть учи­тывалось только то, что действительно было продано. Оп­лата труда ставилась в зависимость от общих итогов рабо­ты предприятия. Вводилась взаимная ответственность пред­приятий за поставку продукции друг другу.

Сами предприятия получили некоторую свободу в воп­росах планирования, заработной платы, распоряжении прибылью — все это создавало заинтересованность пред­приятий в рентабельной работе и улучшении экономиче­ских показателей. Руководство уделило внимание реше­нию проблем народного потребления: значительные фи­нансовые ресурсы направлялись в сельское хозяйство, лег­кую и пищевую промышленность, нефтегазовую отрасль.

Все же инициатору реформ, председателю Совета министров А.Н. Косыгину, не удалось довести ее до конца. Хозяйственная реформа не получила дальнейшего логического развития. Расширение самостоятельности предприятий плохо сочеталось с параллельным увеличе­нием количества министерств, усилением их администра­тивных и ведомственных полномочий. Уже в самом нача­ле реформ наблюдалось охлаждение к ним со стороны партийной элиты. Партийный аппарат увидел в реформе попытку разрушить всю плановую систему, и от этой идеи тут же отступили. Постепенно ограничивались права пред­приятий, возрастало количество плановых показателей, участились корректировки планов. Начиная с девятой пя­тилетки, происходит прекращение роста жизненного уров­ня населения. Сокращается валовой внутренний продукт, производительность труда, падает фондоотдача, эффектив­ность капиталовложений. Страна погружается в застой.

Естественно, нельзя не отрицать некоторых успехов, достигнутых страной в рамках данного временного отрез­ка. Так, к началу 70-х годов во много раз увеличилось производство электроэнергии, нефти, газа, станков. В ряде отраслей в непосредственную производительную силу пре­вращается наука, ее достижения. В производство внедря­ются ЭВМ, кибернетические устройства, станки с программ­но-числовым управлением. Строятся атомные энергетичес­кие станции, работающие на ядерном топливе.

Однако в целом партийно-государственный аппарат ока­зался неспособным перестроить экономику страны в соот­ветствии с новым этапом научно-технической революции («микроэлектронная революция»). В структуре экономики господствующее положение занимали устаревшие, традици­онные отрасли (производство стали, чугуна, железной руды и т. д.). Сказывалась предельная милитаризация эконо­мики, чрезмерная военная нагрузка на народное хозяй­ство. Экономика развивалась в основном за счет экстен­сивных факторов — министерства предпочитали строить новые предприятия, а не оснащать новые. В итоге вытес­нение ручного труда в производстве шло очень медленно. Автоматические линии составляли в конце 70-х годов все­го лишь 6 % от общего объема оборудования, при этом ручным и малоквалифицированным трудом было занято более половины всех работников материального производ­ства (50 млн человек). Политическая элита предпочитала наращивать экспорт нефти и газа, доходы от продажи ко­торых позволяли снижать социальную напряженность, сгла­живать последствия кризиса в легкой промышленности и других сферах народного хозяйства. Определенное значе­ние имели и субъективные факторы: низкая дисциплина работников, недостаточная требовательность к кадрам.

В итоге уже в 70-е годы наметилось резкое отставание СССР от развитых капиталистических стран Запада по темпам эко­номического развития. Реальных попыток реформировать экономику в соответствии с требованиями научно-техниче­ской революции не была. Вместо этого проводились затяж­ные эксперименты с введением хозрасчета на предприятиях, предпринимались попытки изменить организацию промыш­ленного производства путем создания научно-производствен­ных объединений (НПО). Желаемого слияния науки и произ­водства эти меры не принесли. Отличительным признаком данной эпохи стал рост масштабов незаконной промышлен­ной и торговой деятельности, коррупции. В этой обстановке все проникающие на руководящие посты лица стремились обогатиться. Происходит сращивание государственных струк­тур и спекулятивного капитала. В результате доходы теневой экономики исчислялись миллиардами рублей. К началу 80-х годов стала очевидной неэффективность ограниченного рефор­мирования советской системы.

Состояние политической системы. Как считают мно­гие современные ученые, нарастание кризисных явлений в экономике в данный период было связано с тем, что пре­образования в социально-экономической сфере не были под­держаны реформированием политической и социальной сфер. Что представляло собой советское общество в пери­од брежневского правления?

Политическое развитие общества характеризовалось все­властием партийно-государственного аппарата. Его роль в координации производства, распределении благ неимоверно выросла, о чем свидетельствует и резкий рост численности аппаратчиков (до 18 млн человек). Основным противоречием в политической системе явля­лось расхождение между демократической формой и бю­рократической сущностью советского строя. В Конститу­ции 1977 года подчеркивался общенародный характер со­ветского государства, равноправие всех граждан. Нормы, прописанные в Конституции, расходились с реальной ситу­ацией. Формально при выборах в Советы избиралось много депутатов, были народные контролеры, дружинники, проф­союзы. Однако фактически вся власть концентрировалась в верхних эшелонах: партия осуществляла контроль за дея­тельностью администрации, на руководящие должности назначались исключительно партийные работники.

Верховный Совет не контролировал правительство, был по существу декоративным органом, призванным лишь одобрять подготовленные аппаратом решения. В местных советах все решал исполнительный комитет, над которым, в свою очередь, стоял секретарь райкома КПСС. Таким образом, реальная власть в стране полностью находилась в руках партийного аппарата.

К началу 80-х годов советская тоталитарная система лишается массовой поддержки общества. Кризисные явле­ния, характерные для советской экономики 70-х — нача­ла 80-х годов были хорошо известны руководству, однако длительное время оно не могло решиться на радикальные реформы, тем более, что продажа нефти на Запад позво­ляла отложить этот вопрос. Между тем, кризис в эконо­мике распространялся на социальную систему, затронув и государственные органы власти в виде коррупционных про­цессов. Таким образом, стагнация экономической сферы угрожала в начале 80-х годов уже непосредственно госу­дарственному функционированию в СССР.

15 месяцев Андропова. Приход к власти в 1982 году Ю.В. Андропова обусловил переоценку прежнего подхода к экономическим проблемам. Не ставя под сомнение основы политического устройства СССР, новое руководство взяло курс на борьбу с коррупцией, спекуляцией и другими про­явлениями теневой экономики. Было проведено несколько показательных процессов над руководителями торговли, происходит активная чистка замешанных в коррупции партийных кадров. Устанавливается жесткий контроль за соблюдением рабочего режима, вводятся строгие меры на­казания за пьянство и другие дисциплинарные нарушения на производстве. В целом указанные меры укрепили управ­ляемость экономическими процессами и должны были по­служить основой для более широкомасштабных реформ в ближайшем будущем. В начале 1983 года Андропов пору­чил группе ответственных работников ЦК КПСС (в том числе будущим «архитекторам* перестройки — М.С. Гор­бачеву и Н.И. Рыжкову) подготовку принципиальных пред­ложений по экономической реформе. Речь шла о возмож­ном введении хозрасчета и предоставлении самостоятель­ности предприятиям, создании концессий и кооперативов, совместных предприятий и акционерных обществ. Смерть Андропова и приход к власти консервативного лидера Чер­ненко заморозили имеющиеся планы реформ. Возобновле­ние экономических преобразований в СССР произошло после очередной смены руководства страны. С именем нового гла­вы советского государства М.С. Горбачева связана полити­ка перестройки как попытки обновления социализма.

 

Мировоззрение и повседневная жизнь советских граждан (1970 – 1980 – е гг.).

 

1970-е гг. вошли в историю страны как самый благополучный период её развития. Люди стали лучше одеваться и питаться, потребление хлебопродуктов и картофеля сокращалось, а мяса, молока и фруктов постепенно увеличивалось. Выросло производство товаров широкого потребления. К 1980 г. более 100 млн человек смогли улучшить свои жилищные условия. Качество типового строительства по сравнению с привычными пятиэтажками стало расти.

Характерно, что непременным атрибутом новой квартиры была домашняя библиотека. Обстановка квартир была в основном узнаваемой, поскольку промышленность выпускала одинаковые образцы мебели, бытовой техники. Поступавшие в торговую сеть импортную мебель и товары длительного пользования, обычно из стран социалистического лагеря, трудно было купить, такие товары в основном распределялись среди работников крупных предприятий и учреждений. Популярный в 1960-е гг. минимализм стала вытеснять более удобная для жизни обстановка.

Летом многие покидали квартиры, чтобы отправиться на дачу. В 1970-е гг. массовая раздача садово-огородных участков стала рассматриваться как доступный и быстрый способ повысить благосостояние людей.

Для всё большего числа семей доступным средством транспорта становится личный автомобиль. На рубеже 1960—1970-х гг. происходит настоящий скачок в автомобилестроении, к 1971 г. общее число ежегодно выпускаемых в СССР машин перевалило за миллионную отметку. Постепенно поднимался уровень заработной платы: в 1970 г. средняя зарплата составляла 122 р., к концу десятилетия — 169 р. (при этом цены на важнейшие продукты питания не повышались с начала 1960-х гг.).

Повседневная жизнь заметно расходилась с идеологическими установками, представлявшими советский народ как единую социально-политическую общность, а политику государства как последовательное воплощение марксистских идей о социальной справедливости. Заметной становилась разница в качестве жизни разных групп населения, она определялась различиями не только в уровне доходов, но и в возможностях доступа к социальным благам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: