Учебники по культурологии




Багдасарьян Н. Г. Культурология: учебник для вузов. М., 2019.

Гуревич П. С. Культурология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2004.

Кармин А. С., Новикова Е. С. Культурология. СПб: Питер, 2007.

Кравченко А. И. Культурология. Учебник. М.: Проспект, 2004.

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г. В. Драча. М., 2014.

Мешкова Л. Н., Рябова Г. Н. Культурология. Практикум: материалы и задания для самостоятельной работы студентов. Пенза, 2011. / https://elib.pnzgu.ru/library/21244000

 

1. Культурология – наука о культуре. Культурология как мировоззренческая наука возникла в результате осознания большого разнообразия культур, обусловленного их своеобразием, многочисленных кризисных явлений в культуре XX в., а также того факта, что историческое и культурное развитие человека – далеко не одно и то же.

Данный термин впервые появился в начале XX в. Идея выделения культурологиии в самостоятельную область знания была высказана немецким химиком и философом В.Ф. Оствальдом (1853 – 1932). В своем сочинении «Система наук» (1915) он впервые отчетливо указал на общий характер явлений, описываемых термином «культура» и предложил назвать область соответствующий исследований «наукой о цивилизации» или культурологией.

Однако становление культурологии как науки относится ко второй половине XX в. и связывается с именем американского антрополога Л. Уайта (1900 – 1975). В своей книге «Наука о культуре» он изложил основополагающие представления о культурологии как науке. Уайт считал, что новая наука базируется на системном подходе к изучению культурных явлений. Его заслугой является также то, что он впервые поставил вопрос о статусе культурологии и её отличиях от других наук, занимающихся изучением культуры. До появления культурологии, по мнению Л. Уайта, в изучении культуры преобладали чуждые ей подходы. Явления культуры сводились к природным, психическим или социальным причинам. Институты, обычаи и верования представали в них как вторичные факторы. Человек выступал причиной, а культура – следствием.

Культурология, как справедливо полагал Л. Уайт, перевернула наши воззрения. Данная наука утверждает, что люди ведут себя тем или иным образом потому, что родились и воспитаны в определенных культурных традициях (слайды 7 – 8).

Культурологию интересуют все многообразные проявления культуры: в художественно-эстетическом, научном, производственно-техническом, этико-политическом и других аспектах.

В целом, сущность нового подхода к исследованиям культуры, предложенного Уайтом, можно свести к трем тезисам: 1). Культура – сложная самоорганизующаяся система. 2). Основным подходом в интерпретации культуры как целостного образования должен быть системный подход. 3). Культура имеет внебиологическую природу и является средством поддержания жизни человека.

Осмысление идей Уайта началось лишь в 90-е гг. XX в. и не в Америке, а в нашей стране. Однако первые работы отечественных ученых по культурологии появились в 60-е гг. XX в. Их можно разделить на две группы: 1) рассматривает культуру в контексте личностного становления. (Э. А. Баллер, Н. С. Злобин, Л. Н. Коган, В. М. Межуев и др.). 2) характеризует культуру как универсальное свойство общественной жизни (В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов, М. С. Каган, З. И. Файнбург, Э. С. Маркарян и др.).

Заслугой российских ученых является разработка проблем, определяющих специфику самой культурологии как науки. Тем не менее, до настоящего времени в отечественной науке нет единого мнения о том, существует ли культурология как реальная и самостоятельная научная дисциплина. Среди всего многообразия точек зрения на культурологию можно выделить три основных подхода: 1. Культурология – комплекс дисциплин, изучающих культуру в ее историческом развитии и социальном функционировании, в результате чего создается система знаний о культуре. 2. Культурология – раздел дисциплин, изучающих культуру. В этом случае возможно отождествление культурологии с другими научными дисциплинами: культурантропологией, социологией культуры, философской культурологией.

3. Культурология – самостоятельная научная дисциплина. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.

Как специальность культурология вошла в систему российского высшего, среднего специального и школьного образования сравнительно недавно: в 90-е гг. XX в.

Культурология – интегрирующая наука, т.е. она соединяет в единое целое знания о культуре, накопленные человечеством за многие века. Объект культурологии – наиболее общие закономерности культуры, принципы её функционирования в обществе. Предмет культурологии – культура, её общесистемные свойства, качества, характеристики и их непосредственные проявления.

Задача культурологии – определить строение культуры, которая бы не только объясняла историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы прогнозировать этот процесс.

Поставленная задача предполагает решение следующих фундаментальных проблем: 1. Определение базисных структур, при помощи которых сохраняется и передается социальный, человеческий опыт. 2. Изучение факторов, оказывающих расшатывающее воздействие на базисные структуры, ведущее к существенным изменениям. 3. Изучение суммарных последствий этих изменений.

Главным полем исследования культурологии является образ мысли, образ жизни, образ деятельности этнических групп, народов как субъектов истории. Таким образом, культурология – теоретическая наука, поэтому она не сводится к иллюстративности и описательству, а предполагает строго концептуальный тип формулирования, постановки и решения проблем.

 

2. Существуют разные варианты классификации наук. В самом общем плане все науки принято делить на естественные (науки о природе), социальные (науки об обществе), гуманитарные (знание о человеке) и технические (сфера техники и технологии). В рамках социальных наук изучаются человек и социальные системы, культурные объекты и процессы, которые формируются в результате взаимодействия людей между собой и с природой в процессе совместной деятельности. Разные аспекты этого взаимодействия изучаются социологией, политической экономией, социальной психологией, социальной и культурной антропологией, культурологией.

Предметом гуманитарного познания является уникальное, неповторимое, что чаще всего связано с понятием личности. Это проблемы внутреннего мира человека, жизни его духа. Понятие гуманитарного знания более широкое, чем гуманитарной науки, так как может включать в себя сферы, которые в строгом научном смысле научным знанием не являются. Обращение к таким понятиям, как «бытие», «любовь», «жизнь», «смерть», «красота» и т.п. предполагает многозначность, так как такого рода категории не имеют и не могут иметь по определению единственно верного смысла.

Для социальной науки главное – выяснение закономерностей, определяющих устойчивость и изменения в социокультурной жизни, анализ глубинных, часто индивидуально неосознаваемых структур, влияющих на поведение людей, когда мотивация этого поведения для них неочевидна. С этой точки зрения социология, культурная антропология, политология, право, политическая экономия – социальные науки, а филология, искусствоведение, история – классические образцы гуманитарного знания. Что касается культурологии, то она имеет оба эти пласта и принадлежит к междисциплинарным наукам.

Культурология, с точки зрения современного российского ученого В.М. Розина, это не только новая область знаний, но и мировоззренческая дисциплина, дополняющая философию. Причем философия в настоящее время нередко сама опирается на культурологические исследования. На основе культурологии сегодня происходит переосмысление и новый синтез гуманитарных и социальных знаний, то есть культурология выступает как основание обоих наук. В качестве оснований гуманитарных и социальных наук культурология, с одной стороны, задает новое видение действительности, человека и истории, а с другой – новые стратегии изучения, т.е. методологию исследования.

Культурология опирается на достижения конкретных наук (этнологии, психологии, лингвистики и т.д.) и изучает результаты культурной деятельности (предметы, продукты культурного творчества). Но задача культуролога исследовать дух культуры (менталитет, культурную парадигму). Она тесно связана с философией культуры и историей культуры.

 

3. В зависимости от критериев структурирования картина может выглядеть по-разному. Во-первых, в культурологии можно выделить такие компоненты как историко-культурологический, философско-культурологический, социально-культурологический, гуманитарно-культурологический, собственно культурологический, интегративный. Во-вторых, в структуре культурологии как дисциплины можно выделить такие элементы как онтологию культуры, гносеологию культуры, морфологию культуры, культурную семантику, антропологию культуры, социологию культуры, социальную динамику культуры, историческую динамику культуры, прикладные аспекты культурологии. Онтология культуры изучает многообразие её определений и ракурсов познания, социальных функций культуры и параметров, это бытие культуры. Гносеология культуры рассматривает основания культурологического знания и его место в системе наук, внутреннюю структуру и методологию. Морфология культуры исследует строение культуры. Культурная семантика изучает представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурной коммуникации. Антропология культуры – представления о личностных параметрах культуры, о человеке как «производителе» и «потребителе» культуры. Социология культуры дает представления о социальной обусловленности культуры, о культуре как системе «правил игры» и технологий социального взаимодействия. Социальная динамика культуры изучает основные типы социокультурных процессов, проблемы происхождения и изменчивости культурных феноменов и систем. Историческая динамика дает представления об эволюции форм социокультурной организации. Прикладные аспекты культурологии – представления о культурной политике, функциях культурных институтов.

В-третьих, если рассматривать структуру культурологии с точки зрения познавательных уровней, из которых она состоит, то в ней можно выделить ядро культурологического знания, т.е. теоретический блок, и периферию, т.е. эмпирическую и прикладную культурологию. Теоретический блок содержит теории и концепции культуры, типологии, методологические подходы и модели, гипотезы, культурные универсалии. Эмпирический аспект культурологии включает описания культурных артефактов, статистические данные, классификации, исследования социальной динамики (в том числе ценностной), поведенческие «стандарты» и модели носителей разных культур, формы коммуникации и т. п. Прикладной аспект имеет инструментально-прагматический характер, он связан с проектированием рациональных форм управления и самоуправления в культуре, форм социальной организации и взаимной адаптации в трудовой и досуговой деятельности (например, моделей корпоративной культуры), с менеджментом культуры, предметом которого выступает рынок культурных ценностей, благ, моды.

Культурология как наука выполняет ряд функций: аксиологичекую (ценностную), онтологичекую (исследование сущности культурного бытия), нарративную (адекватная реконструкция прошлого), объяснительную, прогностическую, собирательную (объединяет все знания о культуре), и организующую (систематизирует знания о культуре).

 

4. Методология культурологических исследований – это методология системного подхода в её специфическом приложении к исследованию культуры как системы уникальной природы. Метод – это способ, прием исследования, познавательная процедура. Культурология использует как общенауные методы, так и специфические. К общенаучным относят анализ, структурно-функциональный анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, наблюдение и т.д.

В науке формируются и особые культурологические методы познания, которые могут быть применимы к анализу любого культурного феномена. Если проследить историю становления культурологических методов, то первоначально активно использовались традиционные полевые антропологические методы (описание, классификация, включенное наблюдение, интервью, а также сравнительно-исторический метод). Следующим шагом было возникновение компаративного, т.е. сравнительного анализа уже описанных культур. Компаративный анализ применяется и в других науках. В культурологии его ценность обусловлена возможностью с помощью данного метода выявить сущностные характеристики культуры, её неповторимые черты.

Компаративный метод позволяет решать синхронические и диахронические проблемы. Синхронические проблемы связаны с изучением разных культур существовавших в одно время. Диахронические проблемы связаны с выявлением изменений культуры и определением общих законов этих изменений.

Специфические методы культурологии: метод палеопсихологической реконструкции (греч. Palaios – древний) семиотический, биографический, герменевтический и др. Семиотический основан на интерпретации различных знаков и символов (слайды 18 – 19), герменевтический (слайд 20) – это интерпретация текстов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: