Говоря об источниках инновационных изменений, можно выделить две группы:
o внутренние, связанные с осознанием собственной потребности в механизмах повышения качества организации (изменения для улучшения какого-либо аспекта);
o внешние, обусловленные изменениями в законодательстве, требованиями вышестоящих инстанций, социальным заказом со стороны родителей и т. п.
Обратимся к более подробному рассмотрению источников педагогических инноваций. Поиск источников необходимых инновационных изменений – это процесс выявления противоречий, рассогласований в педагогической практике. В теории выделяются четыре основные группы источников изменений.
1) Несоответствие между тем, что должно быть, и тем, что есть реально (противоречие между сущим и должным, т.е. между реальностью и представлением о желаемом).
Например, фронтальная проверка образовательного учреждения, аттестация, проведенная в нем, или грамотный и объективный внутришкольный контроль могут показать, что дела в данном учреждении обстоят не так, как того требуют нормативные документы, правовые акты или соответствующие теоретические модели; образовательный процесс во многом произволен, научно не обоснован, не отвечает требованиям современных педагогических технологий.
Чтобы устранить такое противоречие, следует внести изменения в управленческую систему, в содержание образования, т.е. в образовательную программу, в технологию организации образовательного процесса или в совершенствование развития профессиональной компетентности педагогов.
2) Источники инновационных изменений вне образовательного учреждения.
o Изменения в социальной среде образовательного учреждения:
|
- образовательных потребностей и жизненных приоритетов обучающихся;
- образовательных предпочтений родителей;
- связей учреждений в системе образования региона;
- образовательной ситуации в микрорайоне (регионе).
o Изменения в системе образования в целом:
- в целях;
- в составе компонентов;
- в структуре и характере связей;
- в функциях;
- в нормативно-правовом обеспечении.
o Демографические и геополитические изменения:
- резкое повышение или снижение рождаемости;
- изменение государственных границ, появление беженцев, эмигрантов;
- динамика доходов населения, политическое расслоение общества, соотношение богатых и бедных слоев.
3) Новое знание как источник инновационных изменений.
Появление нового знания может порождать противоречие между ранее используемыми теоретическими моделями и вновь созданными, которые задают основу для более эффективного решения прежних образовательных задач или открывают возможности для реализации новых. Вместе с тем следует иметь в виду, что изменения такого типа требуют больших ресурсных затрат, а именно: дополнительного времени, специальной профессиональной переподготовки, модернизации материально-технической базы и дидактического обеспечения образовательных процессов. Однако эти затраты весьма оправданы, т.к. окупаются значительными достижениями обучающихся.
4) Источники инновационных изменений внутри образовательного учреждения.
o Отличие от массового опыта:
- успешный педагогический опыт («спонтанно возникший успех»);
- негативный педагогический опыт («непредвиденное поражение, провал»).
|
Основные идеи построения современной школы Стирание границ между образовательным процессом и всей жизнью, формирование у ребенка установки и образа жизни человека — учащегося (homo studiosus) Интеграция образовательного процесса внутри школы и вне школы (‘Omwana taba womoi’ – «нужна деревня, чтобы научить ребенка») Интеграционность, инклюзивность школы для различных категорий детей и семей, толерантность, «социальный лифт ». Индивидуализация образовательного процесса с учетом разнообразия стилей, установок, культурно-языковой специфики, потребностей ребенка и семьи Возрастосообразность и плавность перехода между ступенями образования Прозрачность и привлекательность образовательного процесса и результатов для его участников и социума, обеспечиваемая, в том числе, информационной средой