Строительство мавзолея Ходжи Ахмета Ясави
Строительство мавзолея Ходжи Ахмета Ясави велось в период с 1385 по 1405 гг., а сам архитектурный памятник был воздвигнут по велению эмира Тимура (Тамерлана) в честь известного на Востоке суфийского (древнетюркского) поэта и проповедника Ахмета Ясави на месте, где ранее находилось его скромное надгробие. Началом строительства нового мавзолея на месте старого и ветхого Тамерлан отметил свою победу над ханом Тохтамышем, правителем Золотой Орды.
Возведение мавзолея на могиле авторитетного среди мусульман человека — грамотный политический шаг: тем самым Тамерлан укреплял свой авторитет среди кочевых народов. Считается, что она сам принял непосредственное участие в составлении проекта мавзолея и его убранства. При сооружении мавзолея были применены новаторские для своего времени архитектурные решения, позднее использовавшиеся при строительстве Самарканда, столицы империи.
За два десятка лет на этой территории вырос внушительных размеров комплекс, объединивший в себе функции мавзолея, мечети, ханаки и помещений административного и хозяйственного назначения. Поблизости было также начато строительство монастыря суфиев, последователей Ясави, однако смерть Тамерлана остановила строительство.
Во времена Казахского ханства здание мавзолея Ходжи Ахмета Ясави и окрестные строения были резиденцией казахских ханов. Мавзолей окружен крепкой стеной, валом и курганом, которые служили для обороны комплекса, придавая ему статус крепости.
Конструкция мавзолея Ходжи Ахмета Ясави
Мемориальный комплекс Ходжи Ахмеда Ясави представляет собой гигантское здание в форме прямоугольника (46,5 x 65,5 м), украшенное порталами и куполами, один из которых — крупнейший кирпичный купол во всей Центральной Азии (его высота 44 м, диаметр 22 м). Это тем более важно, что купол издревле считается мусульманами символом единства и гостеприимства.
|
Толстые каменные стены хранят приятную прохладу — внешние стены мавзолея почти 2 м толщиной, стены центрального зала — 3 м. В переплетениях коридоров эхом отдаются шаги посетителей, решетчатые окна смягчают солнечный свет, погружая комнаты в таинственный сумрак — всё это зачаровывает каждого гостя, позволяет окунуться в особенную волшебную атмосферу.
Внутри мавзолея находится тридцать шесть различных комнат и залов. Прежде всего, это красивейший центральный зал, стены которого покрывает голубая плитка — в нем находится огромный казан из сплава семи металлов диаметром 2,45 м и весом около двух тонн, некогда служивший для того, чтобы накормить людей после пятничной молитвы. Здесь же красуется внушительный бронзовый светильник 1397 г. — дар Тамерлана мавзолею.
Также здесь есть усыпальница Ходжа Ахмеда Ясави, дверь которой украшена резьбой по слоновой кости и дереву; келья Ходжи Ахмеда Ясави; Большой дворец с ханским троном и скипетром; Малый дворец, где располагается пантеон казахских ханов (43 надгробия); Малая мечеть — основное место молитвы; библиотека, а также вспомогательные пристройки — баня с парильными комнатами, колодезная и столовая, где сохранились старинные печи, котёл, деревянная посуда, из которой ели паломники и другие древние предметы быта.
Площадь вокруг мавзолея относится к территории историко-культурного музея-заповедника «Азрет-султан».
|
Многочисленные куполы и своды памятника представляют полную коллекцию всех известных типов центрально-азиатских сводов предшествующего периода, а также некоторые новаторские решения, положившие начало развитию новых конструктивных приемов в архитектуре. Главный купол диаметром 18, 2 м является крупнейшим из сохранившихся кирпичных куполов Центральной Азии. Портал, с аркой пролетом 18, 2 м и высотой 40 м, доминирует над всем объемом, подчеркивая его монументальный характер.
Как повествует сочинение Шараф ад-дина Али Йезди «Зафар намэ» («Книга побед»), закладка этого здания связана с событиями конца 799 г. хиджры, то есть осени 1397 г. Когда эмир Тимур приехал в город Яссы и торжественно совершил обряд зиарата (поклонения) могиле Ходжи Ахмеда, он издал указ о возведении над могилой шейха Ахмеда нового мавзолея. Строили его мастера, собранные со всех концов империи. Имена некоторых из них дошли до нас в надписях на разных частях памятника и на отдельных предметах его убранства. Кладку изразцовой облицовки фасадов здания выполнил мастер Хаджи Хасан, родом из Шираза, чье имя и дата работы – 800 г. Хиджры (1397 – 1398) – выложены синими кирпичиками над нишей северного портала. Шестиугольный изразец с барабана малого ребристого купола над самой усыпальницей сохранил имя другого ширазца – Шеме Абдал-Вахаба, который, судя по надписи, был творцом если не всего мавзолея, то, вероятно, самой усыпальницы. Исфаханец Иез–ед-Дин, сын Тадж-ед-дина, изготовил инскрустированные серебром бронзовые петли на двух дверях и нескольких прекрасных бронзовых светильников. Уникальный по своим размерам и мастерству исполнения бронзовый казан для воды был отлит в селении Карнак по приказу Тимура мастером Абд-ал-Азизом, сыном Шараф ад-Дина Тебризи.
|
Из-за внезапной смерти Тимура в 1405 году строительство не было завершено, но и в незаконченном виде этот выдающийся памятник во многих отношениях представляет собой великое явление в архитектуре Востока. В различных письменных источниках и в научной литературе он упоминается под названиями «усыпальница», «мавзолей», «мечеть», «мечеть-мавзолей», «ханака», «архитектурный комплекс», «мемориальный комплекс».
Особенности Мавзолея
Здесь находится гурхана с гробницей Ходжи Ахмеда Яссави, перед ней – джамаатхана или казанлык, зал для собраний и коллективных радений последователей братства Ясавия. Рядом с гурханой расположено отдельное помещение мечети, а на противоположной ей стороне – залы для собраний, диспутов, совеместных чтений. Имеется помещение для хранения книг (китапхана-библиотека), есть и зал с колодцем (кудукхана) и отдельная трапезная (асхана) и многочисленные кельи – худжры.
Выдающиеся размеры памятника, совершенство его пропорций, новизна архитектурно-планировочных и конструктивных решений, разнообразие архитектурного декора дают полное представление о монументальном зодчестве эпохи Тимура в период его становления и расцвета. Его значимость как выдающегося архитектурного произведения и единственной из четырех крупнейших построек Тимура, дошедшей до нас не в руинах, а в целостном состоянии, сегодня признана на мировом уровне. № июля 2003 г. решением Комитета всемирного наследия мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Город Ясси располагался на одной из ветвей Великого шелкового пути - торговой дороги между Даштикипчакской степью и оазисом Средней Азии – городами Хорезм, Ташкент, Бухара, Самарканд. Здесь всегда велась оживленная торговля: Китай экспортировал фарфор, Персия – шкуры тигров, золотые и серебряные изделия, Византия - все виды тканей. Караваны увозили в Россию цветное Туркестанское стекло, тончайший шелк, семена хлопчатника. Ежедневно Туркестан посещали караваны из 500 верблюдов. В XV - X столетиях Туркестан был местом жительства казахских ханов.
В своих проповедях Ходжа Ахмед Яссави убеждал людей быть честными, учил презирать жадность и алчность. Его поэмы обладали большой популярностью, их учили наизусть и распевали далеко за пределами Даштикипчака. Известность поэта росла из года в год. Поэмы Яссави вошли в мировое культурное наследие народов Центральной Азии.
Легенда
По преданию, Яссави был последователем пророка Мухаммеда. И достигнув шестидесяти трех лет, возраст, в котором пророк умер, Яссави стал добровольным затворником в подземелье мечети, где и провел остаток жизни молитвах и проповедях.
Он умер в 1166 (67) и был похоронен с большой честью в маленьком мавзолее, который впоследствии стал местом массового паломничества для мусульман всего мира. Посещение этого мавзолея три раза приравнивалось Хаджу к Мекке.
Существующий сегодня мавзолей был установлен спустя 233 года после его смерти по приказу Тамерлана.
В 1389, 1391, 1394, 1395 в многочисленных кровавых сражениях Тамерлан разрушил Золотую Орду и поджег ее столицу город Сарай-Берк. В честь этой победы полководец решил построить новый, грандиозный мемориальный комплекс на месте старого мавзолея Ахмеда Яссави, который к тому времени стал очень ветхим. В этом решении Тамерлан руководствовался не только чисто религиозными убеждениями. Этим актом он утверждал свою власть, возводя ее в ранг неприкосновенности. Некоторые историки считают, что Тамерлан сам принял личное участие в составлении проекта для будущего мавзолея и давал инструкции его строителям.
По своим масштабам мавзолей Ахмеда Яссави равен мечети Биби-Ханым в Самарканде (Узбекистан). Сегодня в Туркестан-Ясси приезжают туристы и паломники со всего мира, чтобы увидеть несравненный шедевр средневековой архитектуры – мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави.
Ходжа Ахмет Яссави Родившийся в Испиджабе (ныне г. Сайрам), Ходжа Ахмет Яссави получил первоначальное образование у своего отца шайха Ибрагима. Есть другая версия о том, что Ходжа Ахмет родился в самом Яссы. Дальнейшее образование ему дал Баха' ад-дин Испиджаби, известный ученый ханафитского мазхаба. После этого он отправился в Отрар к знаменитому Арыстан Бабу. В начале XVI века в сочинении накшбандийского автора Кашифи "Рашахат айн ал-хайат" появляется предание о том, что после смерти учителя Ахмет Яссави направляется в Бухару, которую мусульмане всего мира называли куполом ислама (куббат ал-ислам). Здесь он обучался у Абу Йусуфа Хамадани (ум. 534/1140 г.), суфийского авторитета из Хорасана. Существуют различные версии преданий относительно духовного становления Ахмета как личности и его генеалогии. Нужно заметить, что мир идей и символов в таком направлении ислама как суфизм очень своеобразен. Согласно одной из них, пророк Мухаммад перед кончиной, собрав народ, обратился с вопросом: "Кто возьмет на себя символ моей миссии (аманат - чётки) и продолжит мои дела?" Вызвался долгожитель Арыстан Баб. 500 лет спустя где-то в степи встречается Арыстан Бабу 11-летний мальчик и безо всяких предисловий требует: "Аксакал, будьте добры, отдайте мне мой аманат". Этим мальчиком был Ахмет Яссави. Путь Ходжа Ахмета Яссави был очень тернистым и трудным, его учение вначале не хотели признавать. В течение 30-ти лет он был гонимым человеком, но несмотря на все трудности, он не сворачивает с выбранного пути. Ходжа Ахмет Яссави в начале XII века отправляет своих первых учеников в разные концы тюркского мира. Своего внука от дочери - Ахмет Суфи он отправляет в город Кайалык, Хаким Ата Сулаймана Бакыргани - в город Ургенч. Сподвижники и ученики Ахмета Яссави: Хаким Ата (ум. в 582/1183 г.) и Сайид Ата (ум. В 615/1218 г.), распространили духовный метод своего шайха в бассейнах Сырдарьи и Волги, в Хорезме и даже в Восточном Туркестане. Процесс распространения учения Яссави шел рука об руку с исламизацией степных районов Центральной Азии. При жизни Ходжа Ахмеда Яссави среди его учеников было 12 тысяч избранных и 99 тысяч выходцев из простого народа. У него в г. Яссы было 40 ханаках-чилляхана ("обитель", специальное заведение для прохождения 40 дневных курсов обучения суфийским радениям), в которых учились многие последователи, пришедшие со всех концов тюркского мира. Согласно легенде, Яссави вынужден был уйти от мирской суеты для служения Всевышнему. Он поселился в подземной келье города Яссы, около мечети, где и провел остаток жизни. Ходжа Ахмет Яссави уходит из жизни в 562/1166-67 году. Яссави - основатель "тюркского" пути (тарикат) мистического познания Аллаха в исламе. Признавая значимость его идей о единой сущности всего сущего, о близости и даже тождестве процесса познания Бога самосознанием, о необходимости собственного духовного опыта на пути созерцания, общения, соединения с Богом, исследователи отмечают адаптацию этих идей к народному миросозерцанию. Но, помимо всего сказанного, Яссави вошел в историю духовной культуры с точки зрения участия в процессе арабо-персидско-тюркского языкового взаимовлияния как большой мастер художественного слова, понятного и близкого простому люду. Произведение Яссави - общее духовное достояние всех тюркских народов. До сих пор все тюрки могут читать текст "Хикметов" без перевода в оригинале. "Хикметы" стали идеологической основой для сплочения созданной им общины. Отрывки из "Хикметов" распевались во время Яссавийского зикра (суфийских радений), которые часто сопровождались активными телодвижениями и экстатическим поведением (асма) участников. Тема зикра предстает важнейшей и в хикметах-наставлениях Ахмета Яссави. Зикр Зикр (в переводе с арабского - «поминание») — исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей имя Аллаха. Зикр в исламе развился в основном как медитативная практика суфизма. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический Путь». Во время произнесения зикра исполнитель может совершать особые ритмизированные движения, принимать определённую молитвенную позу (джалса) и контролировать своё дыхание. Зикр нередко противопоставляют фикру, т. с. «безмолвным» размышлениям о себе и о Боге, или медитации. Различают следующие виды зикра: зикр джахри (джали) — поминание вслух; зикр хафи — мысленное поминание про себя.
Совершать поминание можно было либо в одиночестве, либо на общих собраниях представителей суфийской общины [маджлис аз-зикр]. Некоторые братства (такие, например, как шадилийа, халватийа, даркава и т. д.) подчёркивали преимущества уединенного зикра, который они называли «зикром избранников [Божьих]» (зикр аль-хавасс), то есть тех, кто приблизился к концу мистического «пути». Другие же (например, рахманийа в Алжире и Тунисе) указывали на «опасности» уединённого поминания и советовали сочетать его с коллективным зикром, который мог отправляться как во время больших «собраний» (хадра), так и в небольших «кружках» (халка) подвижников. Правила коллективного зикра в некоторых братствах предписывают их участникам определённые позы и контроль над дыханием. Такие «поминания» напоминают своего рода литургию, которая начинается с произнесения коранических айатов или молитв, завещанных основателем братства. Такой зачин обычно называется хизбом или вирдом. Слово зикр взято из Корана, где оно встречается, в частности, в следующих стихах: «Вспомни [узкур] твоего Господа, когда ты забудешь» (18:24) и «О те, которые уверовали! Упоминайте [узкуру] Аллаха частым упоминанием» [зикран касиран] (33:41). Описывая «ночное восхождение» Мухаммада к Божиему Престолу (мирадж), Халладж говорит, что путь к Богу, который лежит через «сад зикра», в сущности равнозначен «пути размышлений» о своей участи и о Боге (фикр). С постройкой мавзолея Ходжа Ахмета Яссави связана еще одна местная легенда. Когда стали возводить стены мавзолея в честь Ахмета Яссави, разразилась буря и буйволы снесли стены. После вторичного возведения стен история повторилась, что повергло эмира Тимура в раздумье. Во сне ему является старец, который дает совет возвести сначала мавзолей над могилой Арыстан Баба как наставника Ахмета Яссави. С выполнением наказа задуманное строительство пошло своим чередом без происшествий. О значимости мавзолея Арыстан Баба свидетельствует обычай, согласно которому паломники должны были непременно провести ночь в Отраре, возле Арыстан Баба, где имелись караван-сарай, чайхана, постоялые дворы, сад. В дни религиозных праздников на огороженной высоким дувалом (стеной) территории Арыстан Баба происходили большие религиозные бдения. Захоронения суфийских "святых" (турба) становятся объектами паломничества, у них, как и у живых шайхов, испрашивают "благодать", ищут заступничества и исцеления. Гробницы Ахмета Яссави и Арыстан Баба связаны в одну сеть (цикл) паломничества (пилгримаж; зийарат). Зийарат Важной особенностью суфизма является культ святых (аулийа). Культ предков испокон веков являлись важнейшей составной частью менталитета тюрков. В тюркских мифах могилы предков являются святыней, местом поклонения. Считалось, что такие места укрыты Самим Богом от всех несчастий. Караваны в степи предпочитали устраивать ночевки у старых могил, рядом с ними клялись в верности и в правдивости своих слов. Молитва у мест захоронения относится к разряду важных казахских ритуалов. Выросшее у могилы дерево свидетельствует о святости покойного. Привязывая к веткам этого дерева полоски ткани (алам), молящиеся казахи, упоминая Аллаха, просят об исполнение своих желаний или об избавлении от болезней. Поэтому центры братства Яссавийа обычно располагались вокруг могил знаменитых Яссавийских шайхов, разбросанных по всей Центральной Азии, в частности, в Кипчакской степи, в южных регионах Казахстана: Туркестане и Чимкенте. После смерти шайха созданный им духовный суфийский центр продолжал активную деятельность, а возникший у могилы мемориальный комплекс стал одним из популярных во всей Центральной Азии мест поклонения. Служители святых мест утверждают, что троекратное (вариант: семикратное) посещение (зийарат) мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави для немощных людей приравнивается к большому паломничеству (хаджж) в Мекку. И как всегда было на мусульманском Востоке, место массового поклонения стало местом активной торговли, ремесленной и духовной жизни.
В 1398 году Тамерлан (Амир Темир) одержал победу над Золотой Ордой и ее ханом Тохтамышем. В честь этого события он решил построить мемориальный комплекс на месте обветшавшего мавзолея Яссави в Туркестане, духовном и политическом центре степной цивилизации, одном из древнейших городов на Великом Шелковом пути, столице казахских ханов. Говорят, сам Тамерлан принимал участие в составлении проекта будущего мавзолея, в частности, он определил размеры здания, а также давал указания по поводу некоторых декоративных деталей. В 1405 году Тамерлан умер, и работы по строительству мавзолея приостановились. На стенах до сих пор заметны остатки деревянных балок и отверстия от строительных лесов.
Мавзолей имеет один из самых больших кирпичных куполов в Центральной Азии, диаметр которого – около 18 м. В мавзолее - более 30 помещений, которые условно разбиты на восемь блоков. Соединяются они между собой переплетенными ходами, коридорами, витиеватыми двухэтажными лестницами. Свет проникает внутрь через забранные деревянными решетками окна, эхо далеко разносит шаги идущих... Полумрак, прохлада, тишина рождают в сердцах паломников чувство глубокого благоговения и гармонии. Казандык – самый большой зал мавзолея, парадное помещение, укрытое главным куполом. В нем находится древняя святыня, бронзовый котел Тай-Казан емкостью 60 ведер, диаметром 2,2 метра и весом 2 тонны. По преданию, Тай-Казан был отлит из сплава семи редких металлов в селе Карнак. Тай-Казан – символ единения и гостеприимства тюркских племен. Рассказывают, испив воды из него, паломник мог очиститься от скверны. В 1934 году Тай-Казан был увезен в Ленинград, где в течение нескольких десятилетий экспонировался в одном из залов Эрмитажа. Лишь в 1988 году, по настоянию казахстанского правительства, священный Тай-Казан был возвращен на свое исконное место.
Кабырхана
Кабырхана – усыпальница Ходжи Ахмеда Ясави. В нее ведут покрытые тонкой филигранной резьбой двери, инкрустированные ценными породами деревьев. В центре этого квадратного купольного помещения размещается надгробие, облицованное бледно-зеленым орнаментом. Аксараи, Большой и Малый, в XV-XVI веках использовались как дворцовые покои, здесь находилась ставка казахских ханов. В Большом Аксарае принимали послов из других стран и проводили курултаи, на которых собирались самые знатные и влиятельные люди степи. Здесь восходящие на престол ханы давали клятву верности своему народу, здесь до сих пор хранятся ханское кресло и скипетр, символы ханской власти. Многие из великих людей похоронены в стенах мавзолея, в Малом Аксарае. Самое древнее захоронение датируется 1431 годом, а всего насчитывается 43 могильных камня. В мавзолее покоится прах Абылай-хана, Богенбай батыра и других казахских властителей и полководцев. Малая мечеть – крестообразное помещение, увенчанное удивительным куполом, будто вырезанным из перламутра и установленным на высоком барабане со световыми проемами. Кроме того, в мавзолее находятся библиотека (китабхана), подземная келья (хильвет), где провел свои последние годы Ясави, шильдехана – комната освящения новорожденных. В обширный хозяйственный комплекс входят колодезная (кудукхана) – поднятую из этого колодца воду мусульмане считали священной, ею наполняли Тай-Казан и раздавали паломникам в дни мусульманских праздников; кухня (асхана), где готовили ритуальную пищу из пшеницы и баранины; жилые помещения (худжры) и даже баня (монша), где можно увидеть старинные медные тазы и кувшины. Архитектура мавзолея, выстроенного по самым передовым технологиям своего времени, неповторима. При сооружении этого здания персидские зодчие применяли ряд новаторских архитектурных и строительных решений, которые были использованы при возведении Самарканда, столицы империи Тимуридов. Для строительства использовались особый раствор и жженный красный кирпич. Богатство и разнообразие декоративной отделки стен и куполов, удивительные по своей красоте и мастерству каменные и майоликовые плитки, которыми облицованы здания и купола, мозаика, настенная живопись, представленная вязью, геометрическими и растительными орнаментами, сталактиты, мощные колонны и изящные минареты – всё это дает яркое и полное представление о зодчестве времен Амира Темира, когда сформировались характерные черты архитектурного стиля Центральной Азии. Из всех монументальных зданий той эпохи только Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави сохранился полностью.
Мавзолей Ходжи Ахмета Ясави скрывает множество тайн. Издавна ученые ломают голову над тем, почему мавзолей не ориентирован на Мекку, как абсолютное большинство культовых зданий той эпохи? Другая загадка связана с фундаментом мавзолея, которого, судя по всему, просто... нет! Роль фундамента выполняли многослойные глиняные заливы толщиной до полутора метров. Тем не менее, мавзолей простоял шесть веков и перенес немало землетрясений и войн. Отсутствие основательного фундамента объясняют тем, что глинобитной основы было вполне достаточно. По преданию, на строительство мавзолея были согнаны тысячи быков, которых водили по кругу, чтобы они "утоптали" платформу под будущее здание. Другие историки, впрочем, отмечают, что и во времена Тамерлана существовали халтура и недобросовестные подрядчики… В начале 2000-х годов под древние стены мавзолея был подведен бетонный фундамент. Мавзолей был поврежден во время нашествия джунгар в 1723 г., кокандцев в 1846 г., а также во время последнего штурма царской армии в 1856 г. В одиннадцати местах памятника есть следы от пушечных снарядов. Другая загадка мавзолея – это секрет производства древней глазури и красок, покрывавших облицовочную плитку. Новые технологии не смогли помочь восстановить рецепт мастеров прошлого. При реставрации облицовки купола современной плиткой уже через год покрытие пришлось снимать, так как купол начал набухать водой. Но ведь древние строители как-то смогли обеспечить не только водонепроницаемость, но и естественную вентиляцию купола. Говорят, дорога паломника, посетившего Туркестан, не может не привести его в мавзолей, возведенный Темиром Амиром над захоронением легендарного Султана Хазрета, духовного наставника тюркских народов, которого поколения благодарных потомков называют "Принесший в степь свет Ислама".
Библиотека (каз. кiтапхана) примыкает к главному залу с запада, как бы уравновешивая в плане примыкающий с востока малый дворец. В этом зале размещалась библиотека древних рукописных книг, печатных изданий. Также здесь переписывались книги и велось делопроизводство.
Столовая (каз. асхана), название зала связано с приготовлением особого ритуального кушанья для паломников. Еда готовилась в течение суток, готовили еду из пшеницы и баранины. Тут сохранились старинные печи, котёл, деревянная посуда.
Колодезная (каз. құдықхана) — помещение с колодцем (каз. құдық), который, по одной версии был вырыт во время строительства комплекса, чтобы обеспечить строителей водой; по другой версии — во время сопротивления городского населения джунгарам, вторгшимся в пределы Казахского ханства в XVIII в. Воду из этого колодца считали священной, ею наполняли тай казан и раздавали паломникам в дни мусульманских праздников.
Реликвии
Одной из главных достопримечательностей этого мавзолея является тай казан — самая большая по всему восточному мусульманскому миру чаша для воды. Она была, по преданиям, отлита из сплава семи металлов в селе Карнак, в 25 километрах от города Туркестана. Поверхность тайказана украшена тремя поясами рельефных надписей на фоне растительного орнамента. Верхняя гласит, что этот казан для воды — дар Тимура сооружению, воздвигнутому в память о Ходже Ахмеде Ясави. В средней слова: «Будь благословен», дата изготовления казана — 25 мая 1399 год и имя мастера — Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебриза. В нижней сказано: «Царство Аллаху». Ручки котла имеют вид цветков лотоса и чередуются с круглыми выступами. Объём казана составляет 3000 литров, масса — 2 тонны, диаметр — 2,2 метра, а высота 1,58 метра. С 1934 года эта чаша экспонировалась в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург, Россия) в Государственном Эрмитаже. В 1988 году тай казан был возвращен в мавзолей.
В помещении «казандык» установлены светильники, некоторые из них до сих пор хранятся здесь, а два из них хранятся в Лувре и Эрмитаже. Среди них наибольшую художественную ценность представляет монументальный бронзовый светильник — также дар Тимура. Он украшен растительной орнаментацией, гравированными надписями и инкрустацией серебром и золотом. Надписи сообщают имя мастера — Изуддин ибн Таджундин и год изготовления — 1397.
Как говорится в легенде, по распоряжению Тамерлана над могилой Ходжа Ахмеда Ясави началось строительство мечети (1338—1405). Все попытки возвести стены терпели неудачу, сильная буря сносила их, по другой версии появление зелёного быка, который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-Баба, а затем над могилой Ходжи Ахмеда Ясави. Тимур так и сделал. Поэтому паломники первым посещают мавзолей Арыстан-Баба, а потом мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави.
Заключение
Данный мавзолей имеет очень большую ценность как для нас, так и для будущих казахстанцев и является одним из главнейших монументов истории, а также местом посещения туристов.
Город Туркестан, ранее носивший название Ясси, был одним из узлов Великого шелкового пути, соединявшим его с Даштикипчакской степью. Через эти места шли караваны из Китая, Персии, Византии, груженные тончайшим фарфором, красивыми тканями, драгоценностями и другими товарами. Именно здесь прожил свою жизнь замечательный Ходжа Ахмед Ясави, поэмы которого несли людям мысли о добре и чести, поэмы, которые народ учил наизусть и передавал по цепочке далеко за пределы Даштикипчака.