Почитание крокодилов, баранов, кошек




Почитание быков и коров

Одним из самых почитающихся животных в Древнем Египте был бык. Его культ не был случайным. Ведь египтяне обрабатывали почву с помощью этого животного. Поэтому бык считался символом плодородия. Следствием этого было то, что боги, отвечающие за плодородие, сливались с культом быка. Таким примером служит культ быка Аписа в Мемфисе. Он являлся «душой» почитаемого здесь бога Птаха. Здесь при храме постоянно проживал бык – олицетворение бога. Но чтобы стать земным воплощением бога, бык должен был иметь определённые признаки. На лбу у него должен располагаться белый треугольник, на шее – пятно, напоминающее орла, а на боку – пятно в форме растущей луны. Когда бык умирал, то египтяне объявляли долгий пост, однако после него жрецы начинали подыскивать нового кандидата на столь высокий пост. Но помимо культа быка ещё почиталась священная корова. Их культ, как правило, был связан с таким божествам как Исида. Её священным животным считалась «великая белая корова Гелиополя», которая была матерью мемфисского быка Аписа. Другой богиней, почитавшейся в образе небесной коровы, была Хатхор. Именно она перевозила Ра. Очень часто Хатхор изображается в виде женщины с коровьими рогами, между которыми располагается солнечный диск. Позже образ Исиды и Хатхор сливается.

Почитание птиц

Не менее почитаемыми были такие птицы как ибис, сокол и коршун. Они настолько чтились, что даже за нечаянное убийство одной из этих птиц полагалась смертная казнь. Повсеместно чтился бог мудрости Тот, создатель письменности и литературы. Само божество изображалось в виде человека с головой ибиса. Поэтому эта птица чтилась при храмах Тота. Также трупы этих птиц подвергались бальзамированию. Ибис, помимо воплощения бога олицетворял спокойствие и грациозность.

Почитание крокодилов, баранов, кошек

Бога нильских вод Себека олицетворяли крокодилы. Считалось, что они были способны повелевать разливами Нила, который приносил на поля плодородный Нил. Этим животным поклонялись во многих местах. Но главным культовым центром почитания стали Фивы и Фаюм. Фаюм стал не случайным местом. Это оазис в Ливийской пустыне, где была создана система оросительных сооружений, появилось водохранилище, где и развелось множество крокодилов. Крокодил выбирался по особым признакам, чтобы стать воплощением души Себека. Одним из самых почитающихся животных, наряду с быком был баран, который также почитался как символ плодородия. Священные бараны жили при храмах многих богов. Баран был олицетворением самого главного бога в Египте Амона. Его культом центром были Фивы. Это животное отличается от других своими кривыми, загнутыми вниз рогами. В то время как рога других баранов располагались горизонтально и имели винтообразную форму. Амона-Ра как правило изображали как человека с головой барана. Повсеместно в Египте почитались кошки. Но главным культовым центром был Бубастис. Культ их связывался с тем, что они уничтожали грызунов, а, следовательно, берегли урожай. Именно с почитанием кошек связано много удивительных традиций. Например, если в семье умирала кошка, объявлялся траур. За убийство этого животного полагалась суровое наказание. При пожаре первой спасали кошку, а потом только детей и имущество. Умерших животных относили к жрецам, где их бальзамировали и хоронили на специальном кладбище. С кошкой ассоциировалась богиня Бастет, которая была хранительницей домашнего очага, а также символизировала плодородие. Она, как правило, изображалась в виде кошки или как женщина с кошачьей головой.

Животные в христианской религии

Учения Православной Церкви о животных не существует. Имеются лишь частные мнения по этому поводу святых Отцов, не утверждённые, однако, в качестве догмата самой Церковью. В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей. Сторонники утверждения, согласно которому душа животного распадается в момент его физической смерти, говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует. Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена, причём сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были нетленными, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, — абсолютно безосновательны по той простой причине, что Адам и Ева в раю ни в чём не нуждались: ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо. Святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты из Священного Писания: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что “дух животных <…> не может быть смертным, ибо и он — от Духа Святого”. Далее он приводит строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19–22).

Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира <…> и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям”3. Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными — в неоплатном долгу. Животные получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были.

Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будут есть солому (Ис 65:25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. По слову святителя Луки, «бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её»

Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Но в Священном Писании говорится: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа — тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего, говорит христианская религия.

Отношение к животным в буддизме

Буддисты признают, что животные не только наделены инстинктивными способностями, но, хотя и в меньшей степени, имеют способность к мышлению. Однако, они могут использовать заложенные с рождения инстинкты только для поиска пищи, укрытия, чувственных удовольствий и защиты от врагов.

Буддизм не согласен с тем, что животные созданы кем-то для использования людьми. Если бы это было так, то можно заключить, что и люди созданы для животных, поскольку некоторые животные питаются человечиной, ведь по своей природе они едят мясо живых существ. Буддизм учит любить всех живых существ, а не ограничивать свою заботу благом только людей. Следует практиковать доброжелательность по отношению ко всему живому. Совет Будды в том, что для нас будет неправильным поступком лишение жизни живых существ, ведь каждое из них имеет право на существование. Животные, как и люди, способны испытывать страх и боль. Неправильно лишать их жизни, приносить им страдания или сеять в них страх. Не следует использовать наш ум и силу для уничтожения животных, даже если мы считаем, что они приносят нам неудобства. Животные нуждаются в нашем сочувствии. Уничтожение не является единственно возможным способом избавиться от них. Каждое живое существо вносит свой вклад в поддержание этого мира. Для нас нечестно ущемлять их в праве на жизнь.

В книге "Handbook of reason" Д. Рунс пишет:

"Вряд ли мы можем говорить о нравственности в отношении существ, которых систематически употребляем в пищу, иногда даже живьём. Есть мужчины и женщины, которые любят лошадей, собак, кошек, птиц. Но те же самые люди могут взять оленя или телёнка за шею, разрезать ему горло и пить кровь прямо из раны или употреблять её в пудинге, а также откусывать мясо. А кто сказал, что лошадь, которую они любят, более благородное существо, чем олень, которого они едят? И действительно, есть люди, которые едят кошек и лошадей, а коров используют только для работы и собак только для защиты себя и своей собственности."

Каждая религия учит нас любить других людей. В некоторых даже говорится, что больше нужно любить тех, кто принадлежит к той же религии, что и мы сами. Но буддизм выше этих религий в том смысле, что он учит проявлять равную заботу и сострадание к каждому существу во вселенной. Уничтожение любого из них представляет собой нарушение вселенского порядка.

В своём учении Будда совершенно ясно выступал против жестокости к любым живым существам. Однажды Будда увидел человека, готовящегося к принесению животного в жертву. На вопрос, зачем он собирается убить невинных животных, мужчина ответил, что это понравится богам. Тогда Будда предложил себя в качестве жертвы, говоря, что если жизнь животных порадует богов, то более ценная жизнь человека порадует их ещё больше. Того мужчину так потряс поступок Будды, что он прекратил приносить в жертву животных и принял его учение.

Раз каждое существо вносит вклад в поддержание планеты и атмосферы, то их уничтожение не поможет нам решить проблемы и удовлетворить нужды. Вместо этого нам следует применять такие подходы, которые не нарушают природный баланс.

Список использованных источников:

1. Об отношении к животным. М., 1998. — Ред.

2. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.–Клин, 2003. С. 125.

3. Там же. С. 125–126.

4. Протоиерей Максим Козлов. Детский Катехизис. 200 детских вопросов и недетских ответов о вере, Церкви и христианской жизни. М., 2001. С. 34.

5. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. С. 126.

6. Буддизм Тхеравады в Москве. Режим доступа: https://www.theravada.su/node/651

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: