Курсовая работа - это первое самостоятельное научное и педагогическое исследование. Она выполняется каждым студентом высшего учебного заведения. Курсовая работа является завершающим шагом в освоении какой-либо дисциплины. При выполнении работы у студента есть возможность применить полученные во время занятий знаний и заполнить обнаруженные пробелы с помощью самостоятельного изучения темы.
Тема моей курсовой работы: «Повышение мотивации к обучению чтения на уроках в начальной школе». В процессе изучения данной проблемы, я хочу ознакомиться со всеми аспектами вытекающего вопроса и познать все тонкости, а именно как мотивировать и увлечь маленьких читателей книгами.
Для того чтобы увлечь ребенка данной темой, я считаю необходимо самому разобраться во всех тонкостях данной темы. Необходимо понять, что такое мотивация и, какие существуют типы мотивов.
Мотивация-это то, что нельзя понять словами, но можно понять практикой. Это означает, что вас тронет что-то сильное, что станет вашим вдохновением. Это также предмет, который может помочь вам в достижении ваших целей в жизни, а также может помочь вам добиться успеха в жизни.
Это мощный инструмент, который поможет вам добиться успеха в жизни. Чтобы стимулировать мотивацию, нам нужен движущий инструмент или цель, которые могут поддерживать нашу мотивацию и двигаться вперед. Кроме того, он способствует физическому и умственному развитию.
Существуют различные типы мотивации, но в целом определяют два типа мотивации, которые являются самомотивацией и мотивацией со стороны других.
Самомотивация - это способность человека сохранять мотивацию, не подвергаясь влиянию других ситуаций и людей. Кроме того, мотивированный человек всегда найдет способ рассуждать и наберется сил для выполнения поставленной задачи таким людям не нужны другие, чтобы мотивировать их выполнить сложную задачу.
|
Мотивация со стороны других. Данный вид мотивации требует помощи других, потому что невозможно поддерживать самомотивированного состояние. В таком случае человеку необходима поддержка со стороны окружающих. Ему также нужно прислушиваться к мотивационным выступлениям, иметь сильное чувство цели и, что самое главное, вдохновение.
В методе обучения мотивация интерпретируется как общий термин для процесса, методов и средств поощрения учащихся к продуктивной познавательной деятельности и активному развитию содержания обучения.
С точки зрения Б.Ю. Сербиновского [4]: «Мотивация-это побуждение людей к деятельности». Однако все определения мотивации так или иначе схожи в одном: под мотивацией понимаются активные движущие силы, определяющие поведение живых существ. С одной стороны, есть мотивация, навязываемая извне, а с другой, самомотивация. Следует отметить, что человеческое поведение всегда мотивировано.
Согласно Л.И. Божович, мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [1, с. 53]. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны. При этом подчеркнем, что понятие «мотива» уже понятия «мотивация», которое «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности» [3, с. 148]. Самым широким является понятие мотивационной сферы, включающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л.С. Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Таким образом, можно сказать, что, несмотря на различные методы, большинство авторов по-прежнему понимают мотивацию как совокупность, систему психологически неоднородных факторов, определяющих поведение и деятельность человека.
|
Повысить учебную мотивацию позволяет создание игровых ситуаций.
Нестандартные задания, с одной стороны, помогают развивать интересы детей, с другой - разнообразить работу учителей. Эти задания носят случайный и игровой характер.
Тем не менее, использование этих приемов окажется полезным для детей, имеющих проблемы по чтению, и для детей, которые успешно овладели навыком правильного и беглого чтения.
|
Каждый урок необходимо начинать с дыхательной и артикуляционной гимнастики. Развитие четкого произношения осуществляется с введения дыхательной гимнастики: «задуй свечу», «выдох со счетом», «вдох носом и выдох через рот», «вдох, задержка дыхания, выдох», «вдох и выдох порциями» и упражнений, которые развивают подвижность речевого аппарата: «конфетка», «шоколадка», «часики», «балаболка»; чтение шепотом и медленно, чтение тихо и умеренно, чтение громко и быстро, чтение скороговорок, пословиц, поговорок.
Часто на уроках дети становятся активными помощниками при проведении таких упражнений.
1. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение сделает движения глаз более тонкими и подготовит вас к следующим упражнениям.
Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.
Солнце и ветер. Разденет человека прежде кто, ветром солнце заспорили. Платье человека сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё. (Л.Н. Толстой)
2. Восполнение пропусков слов в предложении: дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами. Это упражнение способствует развитию способности одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста.
Люди всегда __________ узнать мир. Они строили _____________ и уплывали на них _________. Моряки были ___________ люди и не ____________ бурь и штормов. Они уходили в кругосветные ___________.
Так были __________ Африка и Америка.
3. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот. Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.
Ворон и лисица. Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит:
- Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был. Ворон лунизар рот и лароаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тирогов:
- Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац.
(Л.Н. Толстой)
4. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.
Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево.
заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин енялгзв ан угудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос. окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агудар окьлот ястёемс ад ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут - и игудар как ин олавыб. (К.Д. Ушинский)
Вывод: Эти упражнения превращают процесс чтения в необычное, интересное и увлекательное занятие, что заставляет ребенка формировать к нему положительное эмоциональное отношение. Вся эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения и приобрести навыки быстрого, сознательного и выразительного чтения, что способствует мотивации чтения. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Чтобы улучшить навыки чтения и привить интерес к чтению у детей, необходимо использовать разнообразные необычные и занимательные словесные и текстовые упражнения на основе произведений, игр и увлечений класса.
Детское чтение - педагогически направляемый процесс приобщения детей к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее информационной составляющей, указывает М.С. Васильева [2, с. 29].
В начальных классах формирование увлечения читателей осуществляется при помощи уроков литературы, внеклассного чтение и внеклассных занятия. Группы продлённого дня, которые существуют в некоторых классах начальной школы, предоставляют широкие возможности для когнитивного развития учащихся, что может стимулировать их интерес к книгам и желание читать.
Чтение – это своеобразный диалог между человеком и книгой, основанный на личностной потребности в чтении, требующий усердия, работы ума и сердца. Этот процесс дает ребенку незабываемые впечатления и знания, формирует его нравственные чувства. Книги делают ребенка лучше, а это одно из основных условий воспитания. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе. Все вышесказанное обусловило необходимость целенаправленной работы по формированию потребности в чтении, чтобы повысить качество работы по привитию интереса к чтению.
Литература
1. Божович Л.И. Избранные психологические труды/Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1995 – 85 с.
2. Васильева, М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. – М.: Педагогика, 2007 – 215 с.
3. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. М., 1974 – 210 с.
4. Сербиновский, Б.Ю. Вопрос мотивации людей /Б.Ю. Сербиновский.—М.: Владос, 2006 – 80 с.