МОТИВАЦИЯ ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ




Курсовая работа - это первое самостоятельное научное и педагогическое исследование. Она выполняется каждым студентом высшего учебного заведения. Курсовая работа является завершающим шагом в освоении какой-либо дисциплины. При выполнении работы у студента есть возможность применить полученные во время занятий знаний и заполнить обнаруженные пробелы с помощью самостоятельного изучения темы.

Тема моей курсовой работы: «Повышение мотивации к обучению чтения на уроках в начальной школе». В процессе изучения данной проблемы, я хочу ознакомиться со всеми аспектами вытекающего вопроса и познать все тонкости, а именно как мотивировать и увлечь маленьких читателей книгами.

Для того чтобы увлечь ребенка данной темой, я считаю необходимо самому разобраться во всех тонкостях данной темы. Необходимо понять, что такое мотивация и, какие существуют типы мотивов.

Мотивация-это то, что нельзя понять словами, но можно понять практикой. Это означает, что вас тронет что-то сильное, что станет вашим вдохновением. Это также предмет, который может помочь вам в достижении ваших целей в жизни, а также может помочь вам добиться успеха в жизни.

Это мощный инструмент, который поможет вам добиться успеха в жизни. Чтобы стимулировать мотивацию, нам нужен движущий инструмент или цель, которые могут поддерживать нашу мотивацию и двигаться вперед. Кроме того, он способствует физическому и умственному развитию.

Существуют различные типы мотивации, но в целом определяют два типа мотивации, которые являются самомотивацией и мотивацией со стороны других.

Самомотивация - это способность человека сохранять мотивацию, не подвергаясь влиянию других ситуаций и людей. Кроме того, мотивированный человек всегда найдет способ рассуждать и наберется сил для выполнения поставленной задачи таким людям не нужны другие, чтобы мотивировать их выполнить сложную задачу.

Мотивация со стороны других. Данный вид мотивации требует помощи других, потому что невозможно поддерживать самомотивированного состояние. В таком случае человеку необходима поддержка со стороны окружающих. Ему также нужно прислушиваться к мотивационным выступлениям, иметь сильное чувство цели и, что самое главное, вдохновение.

В методе обучения мотивация интерпретируется как общий термин для процесса, методов и средств поощрения учащихся к продуктивной познавательной деятельности и активному развитию содержания обучения.

С точки зрения Б.Ю. Сербиновского [4]: «Мотивация-это побуждение людей к деятельности». Однако все определения мотивации так или иначе схожи в одном: под мотивацией понимаются активные движущие силы, определяющие поведение живых существ. С одной стороны, есть мотивация, навязываемая извне, а с другой, самомотивация. Следует отметить, что человеческое поведение всегда мотивировано.

Согласно Л.И. Божович, мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [1, с. 53]. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны. При этом подчеркнем, что понятие «мотива» уже понятия «мотивация», которое «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности» [3, с. 148]. Самым широким является понятие мотивационной сферы, включающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л.С. Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Таким образом, можно сказать, что, несмотря на различные методы, большинство авторов по-прежнему понимают мотивацию как совокупность, систему психологически неоднородных факторов, определяющих поведение и деятельность человека.

Повысить учебную мотивацию позволяет создание игровых ситуаций.

Нестандартные задания, с одной стороны, помогают развивать интересы детей, с другой - разнообразить работу учителей. Эти задания носят случайный и игровой характер.

Тем не менее, использование этих приемов окажется полезным для детей, имеющих проблемы по чтению, и для детей, которые успешно овладели навыком правильного и беглого чтения.

Каждый урок необходимо начинать с дыхательной и артикуляционной гимнастики. Развитие четкого произношения осуществляется с введения дыхательной гимнастики: «задуй свечу», «выдох со счетом», «вдох носом и выдох через рот», «вдох, задержка дыхания, выдох», «вдох и выдох порциями» и упражнений, которые развивают подвижность речевого аппарата: «конфетка», «шоколадка», «часики», «балаболка»; чтение шепотом и медленно, чтение тихо и умеренно, чтение громко и быстро, чтение скороговорок, пословиц, поговорок.

Часто на уроках дети становятся активными помощниками при проведении таких упражнений.

1. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение сделает движения глаз более тонкими и подготовит вас к следующим упражнениям.

Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.

Солнце и ветер. Разденет человека прежде кто, ветром солнце заспорили. Платье человека сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё. (Л.Н. Толстой)

2. Восполнение пропусков слов в предложении: дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами. Это упражнение способствует развитию способности одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста.

Люди всегда __________ узнать мир. Они строили _____________ и уплывали на них _________. Моряки были ___________ люди и не ____________ бурь и штормов. Они уходили в кругосветные ___________.

Так были __________ Африка и Америка.

3. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот. Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.

Ворон и лисица. Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит:

- Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был. Ворон лунизар рот и лароаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тирогов:

- Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац.

(Л.Н. Толстой)

4. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.

Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево.

заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин енялгзв ан угудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос. окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агудар окьлот ястёемс ад ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут - и игудар как ин олавыб. (К.Д. Ушинский)

Вывод: Эти упражнения превращают процесс чтения в необычное, интересное и увлекательное занятие, что заставляет ребенка формировать к нему положительное эмоциональное отношение. Вся эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения и приобрести навыки быстрого, сознательного и выразительного чтения, что способствует мотивации чтения. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Чтобы улучшить навыки чтения и привить интерес к чтению у детей, необходимо использовать разнообразные необычные и занимательные словесные и текстовые упражнения на основе произведений, игр и увлечений класса.

Детское чтение - педагогически направляемый процесс приобщения детей к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее информационной составляющей, указывает М.С. Васильева [2, с. 29].

В начальных классах формирование увлечения читателей осуществляется при помощи уроков литературы, внеклассного чтение и внеклассных занятия. Группы продлённого дня, которые существуют в некоторых классах начальной школы, предоставляют широкие возможности для когнитивного развития учащихся, что может стимулировать их интерес к книгам и желание читать.

Чтение – это своеобразный диалог между человеком и книгой, основанный на личностной потребности в чтении, требующий усердия, работы ума и сердца. Этот процесс дает ребенку незабываемые впечатления и знания, формирует его нравственные чувства. Книги делают ребенка лучше, а это одно из основных условий воспитания. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе. Все вышесказанное обусловило необходимость целенаправленной работы по формированию потребности в чтении, чтобы повысить качество работы по привитию интереса к чтению.

Литература

1. Божович Л.И. Избранные психологические труды/Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1995 – 85 с.

2. Васильева, М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. – М.: Педагогика, 2007 – 215 с.

3. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. М., 1974 – 210 с.

4. Сербиновский, Б.Ю. Вопрос мотивации людей /Б.Ю. Сербиновский.—М.: Владос, 2006 – 80 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: