Система работы воспитателя по художественно-эстетическому развитию детей.




Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей». В связи с этим, эстетическое воспитание личности необходимо начинать с раннего возраста. Мы знаем, что окружающая среда оказывает большое воздействие на ребенка: красивые, яркие игрушки, звуки музыки, окружающая природа вызывает у него восхищение, удивление, радость. Немного повзрослев, малыш рассматривает иллюстрации в книжке, сам пытается нарисовать на бумаге карандашом, красками создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей «творит» красивое в своем видении окружающего мира.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде. Такие важные средства формирования эстетического мира детей как искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись, музыка способно пробуждать у детей дошкольного возраста эмоционально – творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Основная цель педагога – создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Художественно-эстетическое воспитание преследует такие цели:

  1. формирование и развитие интереса к миру искусства посредством интеграции всех видов художественно – эстетической деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно – речевой, театрально – игровой;
  2. воспитание эстетической культуры ребенка как интегрального личностного образования, которое включает в себя совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании.

Эти цели, в свою очередь, реализуются посредством следующих задач:

  1. Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
  2. Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
  3. Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.
  4. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе художественной продуктивной деятельности;

Действенность художественно–эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно–творческой деятельности и самостоятельности детей. Хорошее пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, формируют исполнительские навыки, становятся средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Для получения ожидаемых результатов необходимо опираться на систему работы по художественно–эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

· обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

· создание условий для эстетического воспитания (учебно–методическое обеспечение, создание предметно–развивающей среды);

· организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями).

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ (музыкального руководителя, воспитателя по ИЗО, инструктора по физической культуре, психолога, заведующего детским садом, старшего воспитателя. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно–эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельности всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно–воспитательного процесса.

Одним из важных условий реализации системы художественно–эстетического воспитания в дошкольном учреждении является, правильная организация предметно-развивающей среды. Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, имеются театральные, игровые, музыкальные зоны, стена изо-деятельности. На библиотечном стенде оформлены выставки народно–прикладного искусства и детских поделок.

Имеются в наличии необходимый художественный материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридорах: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.

Созданная в детском саду предметно–развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной деятельности, творчеству.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно–эстетическое развитие, должна строится в ДОУ в трех направления:

ü организация деятельности (НОД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);

ü совместная деятельности педагогов и детей;

ü самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, импровизации, продуктивная деятельности).

Вся работа по художественно–эстетическому направлению должна проходить интегрированным курсом через такие разделы программы:

· музыкальное воспитание;

· изобразительная деятельность;

· театрализованная деятельность;

· знакомство с художественной литературой;

· ознакомление с природой.

Интеграция в системе художественно-эстетического воспитания очень актуальна, так как она:

ü способствует глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;

ü помогает формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;

ü развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;

ü воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка;

ü учит ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, воспринимать окружающее через мир музыки, живописи, театра;

ü повышает эффективность художественно – эстетического воспитания;

ü пробуждает интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке.

Интегрированный подход в художественно - эстетическом воспитании формирует у детей объективную картину окружающего мира, развивает творчество.

Организация системы работы по художественно–эстетическому воспитанию реализуется через:

· изобразительную деятельность;

· музыкальное воспитание;

· театрализованную деятельность;

· индивидуальную работу;

· выставки детских работ;

· праздники, развлечения, концерты.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья оказывает решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей должно строиться по двум направлениям: вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением (дни открытых дверей; организация выставок, конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; участие родителей в праздниках, театральных спектаклях).

К концу дошкольного возраста дети скорее всего полюбят и смогут научиться понимать искусство, у них будут развиты творческие способности, разовьется эмоциональная отзывчивость на произведения музыки и живописи, а также способность к импровизации.

Реализация программы художественно–эстетического развития детей требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства: участие в педагогических советах, семинарах и практикумах, консультациях, открытых НОД, смотрах–конкурсах, выставках, мастерах–классах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: