Типичные ошибки в сочинении




Как писать основную часть

Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы, поэтому здесь особенно сложно давать какие-то универсальные рецепты.

Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Каждый абзац — это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован, предложения не следуют логически друг за другом. Новый абзац — это новая мысль, так или иначе связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой. Вы можете использовать следующие слова и словосочетания для выражения связи между абзацами:
вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др. (последовательность развития мысли);
однако, между тем, в то время как, тем не менее (отношения противоречия, противопоставления);
следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же (причинно-следственные отношения);
обратимся к..., вспомним также, остановимся на..., перейдём к...,необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть... (переход от одной мысли к другой);
итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать... (итог, вывод).

Использование литературных аргументов

В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от вас потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.

При аргументации вашего мнения следует избегать изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. Также не рекомендуется пересказывать текст литературного произведения.

 

3.3 Как писать заключение
Варианты заключения

Вид заключения Описание Пример
Обобщение написанного Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально. Итак, как подсказывает нам история и художественная литература, высокая жизненная цель побуждает человека к совершенствованию мира и самого себя, не даёт остановиться на пути вечного стремления к идеалу.
Риторический вопрос Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность. Итак, настоящие друзья действительно познаются в беде. Именно они приходят, когда нам трудно. Приходят, чтобы поддержать, помочь. Приходят, не дожидаясь наших просьб и не требуя благодарности. Не в этом ли высокий смысл дружбы?
Призыв к читателю Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме. Завершая своё сочинение, я хочу обратиться к вам с просьбой: посмотрите вокруг себя, подумайте о том, нет ли рядом людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Подумайте: кем вы хотите быть — равнодушным эгоистом или отзывчивым человеком, который несёт добро окружающим?
Цитата Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее вашу мысль. «Кто жесток, тот не герой», - метко сказал Пётр Великий. Трудно не согласиться с этой мыслью. Как показывает опыт художественной литературы, жестокость не только не делает человека великим, но и внутренне опустошает его, обрекая на мучительное одиночество.

 

Заключение должно подводить итог всей вашей работе, логично завершать ваши размышления над темой сочинения. Заключение, как и введение, должно быть органично связано с основным текстом.
Обратите внимание на то, что вывод — это не простое повторение аргументов, как это часто бывает в работах учеников. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер.

 

Типичные ошибки в сочинении

Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №5 «Грамотность». Самые типичные ошибки, которые часто встречаются в сочинениях, можно сгруппировать следующим образом:



Фактические ошибки

Фактическая ошибка — это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.

 

Вид ошибки Пример
  Искажение жизненных фактов (фактов биографии автора, дат, событий, авторства произведений и т.д.) Живя за границей, Пушкин ни на минуту не забывал о родине. (Пушкин никогда не бывал за границей)
  Искажение информации художественного произведения (названий, имён героев и т.д.) В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев рассказывает о НикитеКирсанове, который примкнул к нигилистам. (Речь идёт об АркадииКирсанове)
  Неверная интерпретация событий, упоминаемых в тексте произведения Когда вернулся Тихон, Катерина проговориласьему и свекрови о своих встречах с Борисом. (Катерина прилюдно кается в своём грехе, а слово проговориться означает «нечаянно сказать то, чего не следовало говорить»)

 

Речевые ошибки

Речевая ошибка — это нарушение норм употребления и сочетаемости слова.

 

Вид ошибки Пример
1. Употребление слова в несвойственном ему значении Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти проискипатриотизма.
2. Нарушение лексической сочетаемости слов Кабаниха старается казаться добродетельной и несколько праведнойженщиной.
3. Смешение паронимов Детство Максима Горького прошло в бедноте.
4. Неразличение синонимичных слов Рабочие за свой труд получали жалкую плату, которой не хватало даже на корм.
5. Употребление слов иной стилистической окраски Кулигин поначиталсястихов Ломоносова и Державина.
6. Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов Плюшкин зациклилсяна почве жадности.
7. Употребление лишних слов Иван Денисович привык беречь каждую минуту времени.
8. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) Писатель подробно описываетсвоего героя.
9. Неоправданное повторение слова Автор создаёт образ столичного города. Авторпоказывает людей, погружённых в будничную суету.
10. Ошибки при употреблении фразеологизмов Глава «Сон Обломова» играет большое значение в художественной структуре романа.
11. Неудачное употребление местоимений Это произведение написал В. Астафьев. В нём затрагивается множество актуальных проблем.

 

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической.

 

Вид ошибки Примеры
  Ошибочное словообразование Упрямость вместо упрямство, надсмехаться вместо насмехаться.
  Ошибочное образование формы существительного Земные недры вместо недра, опытные шофера вместо шофёры.
  Ошибочное образование формы прилагательного Более ярче вместо более яркий, самый важнейший вместо самый важный.
  Ошибочное образование формы числительного Более пятиста вместо пятисот.
  Ошибочное образование формы местоимения Ихней помощи вместо их помощи.
  Ошибочное образование формы глагола, причастия, деепричастия Заказует вместо заказывает, ездиют вместо ездят, накормящий вместо кормящий или накормивший.
  Нарушение согласования Я благодарен людям, воспитавшихв себе «талант доброты» (правильно: людям, воспитавшимв себе...).
  Нарушение управления Я хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в пример). Многие люди не имеют своё мнение (правильно: не имеют своего мнения).
  Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Все, кто совершаютподвиги, следуют зову сердца (правильно: Все, кто совершает...).
  Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Все были рады, счастливы и весёлые (правильно: ... и веселы).
  Ошибки в построении предложения с однородными членами Автор не только осуждает жестокость, а такжепризывает нас делать добро (неправильная пара союзов; правильно: не только, но и).
  Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история (действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю).
  Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Поставленная проблема автором очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема).
  Ошибки в построении сложного предложения Рассказ написан Александром Солженицыным, в котором поднимается важная проблема... (правильно: В рассказе Александра Солженицына поднимается важная проблема...)
  Смешение прямой и косвенной речи Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. (правильно: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами.)

 

Часто причиной грамматических ошибок, особенно нарушения согласования, является невнимательность при переписывании текста. Необходимо правильно распланировать время, чтобы внимательно перечитать текст сочинения и внести необходимые исправления.

При написании статьи была использована презентация.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь