Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в конкретном
образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой
деятельности.
Под готовностью к инновационной деятельности будем в дальнейшем понимать
совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие
собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а
также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и
реализовать эффективные способы их решения.
Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности – наличие
мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В
зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные
смыслы для разных людей. Участие в инновационной деятельности может
восприниматься:
• как способ получения дополнительного заработка;
• как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами
по работе в случае отказа от участия;
• как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег; • как
выполнение своего профессионального долга;
• как способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития.
Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности учителя к инновационной
деятельности с точки зрения его направленности. Материальный мотив или мотив
избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности.
Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая
мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и
саморазвития.
Направленность учителя на развитие своих профессиональных способностей и на
достижение как можно лучших результатов – необходимое условие приобретения
инновационной деятельностью смысла ценности и цели, а не средства для реализации
каких-то других мотивов. Любой человек в профессиональной деятельности сможет
достигать все более высоких уровней мастерства только изменяясь, только осваивая все
новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Работая лишь в режиме
репродукции, воспроизведения уже освоенных когда-то способов деятельности,
высококлассным профессионалом стать невозможно. Всякий, кто стремится достичь
высот мастерства, должен сознавать, что путь туда лежит через критическое отношение к
себе, тому, что достигнуто, и поиски путей и средств развития своей практики. Без
осознания участия в инновационной деятельности, как ценности для себя лично, не может
быть и высокой готовности к этой деятельности.
Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных
требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и
технологиях образования, иначе, о всем том, что определяет потребности и возможности
развития существующей педагогической практики. Чувствительность учителя к
проблемам определяется, прежде всего, тем, как он понимает цели школьного
образования вообще и из них выводит требования к результатам своей работы. Если эти
требования не будут соответствовать самым высоким стандартам, то и проблем в
результатах своей работы учитель видеть не будет. Точно так же учитель, слабо
ориентированный в инновационных моделях образования и инновационных программах и
технологиях, не будет видеть и недостатков педагогической системы школы и своей
практики, и возможностей их устранения.
Но недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных
моделей, программ, технологий. Чтобы учитель мог хорошо ориентироваться в
пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо
понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности
должно быть не только актуальным, но и реалистичным, т.е. соответствующим реально
существующим в данной школе условиям. Если, например, учитель хочет строить свою
работу, реализуя технологию развивающего, проблемного или исследовательского
обучения, а в целом педагогический процесс в школе строится по знаниево-
ориентированной модели, то он должен отдавать себе отчет в том, что в этих условиях
возможно лишь частичное применение инновационной технологии.
Степень компетентности учителя в инновационном образовании может быть различной,
поэтому различным будет и уровень его готовности к инновационной деятельности в этом
аспекте.
Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности – совокупность
знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е.
компетентность в области педагогической инноватики. Учитель, хорошо подготовленный
к инновационной деятельности в этом аспекте:
• владеет комплексом понятий педагогической инноватики;
• понимает место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении, ее
связь с учебно-воспитательной деятельностью;
• знает основные подходы к развитию педагогических систем школы;
• умеет изучать опыт учителей-новаторов;
• умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы,
технологии и дидактические средства обучения;
• умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по
совершенствованию образовательного процесса;
• умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;
• умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;
• умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения
экспериментов;
• умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности школы;
• умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.
Общий уровень готовности учителя к инновационной деятельности является функцией
от:
• уровня мотивационной готовности;
• уровня компетентности в инновационном образовании;
• уровня компетентности в педагогической инноватике.
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее
качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и
высокого уровня педагогического мастерства.
Направления инновационной деятельности:
-реализация проектов Программы развития школы;
- реализация проектов программы «Школа здорового образа жизни»;
- реализация проектов программы «Электронная школа»;
-подготовка инновационного проекта в области воспитательной работы;
-работа школы в режиме муниципальной опорной площадки по теме
«Формирование профессиональной компетентности учителей в контексте введения
ФГОС в начальной и основной школе».
- апробация основной образовательной программы начального общего образования в
рамках перехода на ФГОС нового поколения;
- реализация образовательных проектов, направленных на повышение качества
образования;
- подготовка статей и иных материалов, представляющих опыт работы школы;Статья на тему
- проведение обучающих семинаров для учителей школы в рамках проекта Электронная
школа»;
- участие в выполнении Сетевого графика по реализации приоритетного национального
проекта «Образование» и комплексного проекта модернизации образования.