Готовность учителя к инновационной деятельности




Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в конкретном

образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой

деятельности.

Под готовностью к инновационной деятельности будем в дальнейшем понимать

совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие

собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а

также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и

реализовать эффективные способы их решения.

Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности – наличие

мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В

зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные

смыслы для разных людей. Участие в инновационной деятельности может

восприниматься:

• как способ получения дополнительного заработка;

• как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами

по работе в случае отказа от участия;

• как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег; • как

выполнение своего профессионального долга;

• как способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития.

Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности учителя к инновационной

деятельности с точки зрения его направленности. Материальный мотив или мотив

избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности.

Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая

мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и

саморазвития.

Направленность учителя на развитие своих профессиональных способностей и на

достижение как можно лучших результатов – необходимое условие приобретения

инновационной деятельностью смысла ценности и цели, а не средства для реализации

каких-то других мотивов. Любой человек в профессиональной деятельности сможет

достигать все более высоких уровней мастерства только изменяясь, только осваивая все

новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Работая лишь в режиме

репродукции, воспроизведения уже освоенных когда-то способов деятельности,

высококлассным профессионалом стать невозможно. Всякий, кто стремится достичь

высот мастерства, должен сознавать, что путь туда лежит через критическое отношение к

себе, тому, что достигнуто, и поиски путей и средств развития своей практики. Без

осознания участия в инновационной деятельности, как ценности для себя лично, не может

быть и высокой готовности к этой деятельности.

Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных

требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и

технологиях образования, иначе, о всем том, что определяет потребности и возможности

развития существующей педагогической практики. Чувствительность учителя к

проблемам определяется, прежде всего, тем, как он понимает цели школьного

образования вообще и из них выводит требования к результатам своей работы. Если эти

требования не будут соответствовать самым высоким стандартам, то и проблем в

результатах своей работы учитель видеть не будет. Точно так же учитель, слабо

ориентированный в инновационных моделях образования и инновационных программах и

технологиях, не будет видеть и недостатков педагогической системы школы и своей

практики, и возможностей их устранения.

Но недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных

моделей, программ, технологий. Чтобы учитель мог хорошо ориентироваться в

пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо

понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности

должно быть не только актуальным, но и реалистичным, т.е. соответствующим реально

существующим в данной школе условиям. Если, например, учитель хочет строить свою

работу, реализуя технологию развивающего, проблемного или исследовательского

обучения, а в целом педагогический процесс в школе строится по знаниево-

ориентированной модели, то он должен отдавать себе отчет в том, что в этих условиях

возможно лишь частичное применение инновационной технологии.

Степень компетентности учителя в инновационном образовании может быть различной,

поэтому различным будет и уровень его готовности к инновационной деятельности в этом

аспекте.

Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности – совокупность

знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е.

компетентность в области педагогической инноватики. Учитель, хорошо подготовленный

к инновационной деятельности в этом аспекте:

• владеет комплексом понятий педагогической инноватики;

• понимает место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении, ее

связь с учебно-воспитательной деятельностью;

• знает основные подходы к развитию педагогических систем школы;

• умеет изучать опыт учителей-новаторов;

• умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы,

технологии и дидактические средства обучения;

• умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по

совершенствованию образовательного процесса;

• умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;

• умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;

• умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения

экспериментов;

• умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности школы;

• умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.

Общий уровень готовности учителя к инновационной деятельности является функцией

от:

• уровня мотивационной готовности;

• уровня компетентности в инновационном образовании;

• уровня компетентности в педагогической инноватике.

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее

качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и

высокого уровня педагогического мастерства.

Направления инновационной деятельности:

-реализация проектов Программы развития школы;

- реализация проектов программы «Школа здорового образа жизни»;

- реализация проектов программы «Электронная школа»;

-подготовка инновационного проекта в области воспитательной работы;

-работа школы в режиме муниципальной опорной площадки по теме

«Формирование профессиональной компетентности учителей в контексте введения

ФГОС в начальной и основной школе».

- апробация основной образовательной программы начального общего образования в

рамках перехода на ФГОС нового поколения;

- реализация образовательных проектов, направленных на повышение качества

образования;

- подготовка статей и иных материалов, представляющих опыт работы школы;Статья на тему

- проведение обучающих семинаров для учителей школы в рамках проекта Электронная

школа»;

- участие в выполнении Сетевого графика по реализации приоритетного национального

проекта «Образование» и комплексного проекта модернизации образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: