Структура федеральных органов исполнительной власти




ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Исполнительная власть часто именуется административной властью, так как представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов.

Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти России.

Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации – Конституция, Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В состав Правительства Российской Федерации входят назначаемые Президентом Председатель Правительства Российской Федерации (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства Российской Федерации). Предложения о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносятся Президентом в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Перечень полномочий Правительства РФ:

1. Общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти.

2. Общие полномочия.

3. Полномочия в сфере экономики.

4. Полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики.

5. Полномочия в социальной сфере.

6. Полномочия в сфере науки, культуры, образования.

7. Полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей.

8. Полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью.

9. Полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ.

10. Полномочия в сфере внешней политики и международных отношений.

11. Иные полномочия.

Вопросы формирования системы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента и Председателя Правительства Российской Федерации, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения.

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной, включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Градация произошла по функциональному принципу: федеральные министерства выполняют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности; федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности; федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств и возглавляется входящим в состав Правительства Российской Федерации министром Российской Федерации (федеральным министром), федеральная служба и федеральное агентство возглавляются руководителем (директором).

Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и представлена тремя блоками органов:

1 блок - органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации (так называемые политические органы):

o Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России);

o Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);

o Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России);

o Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество);

o Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России);

2 блок - федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:

o Министерство здравоохранения Российской Федерации;

o Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;

o Федеральное медико-биологическое агентство(ФМБА России);

o Министерство культуры Российской Федерации(Минкультуры России);

o Федеральное агентство по туризму (Ростуризм);

3 блок - федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:

o Федеральная антимонопольная служба (ФАС России);

o Федеральная служба государственной статистики (Росстат);

o Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребндзор);

Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, называют административными органами. Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти

Правительство по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, и их заместителей. Федеральный министр назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации. Назначения в органах стратегического блока проводятся Президентом.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации 1993г.

2. Федеральный конституционный закон РФ от 17 декабря 1997г. "О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997г. N 51. Ст. 5712.

3. Федеральный закон от 6 октября 1999г. № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // СЗ РФ. 1999г. N 42. Ст. 5005.

4. Алехин А.П., А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало, 2002г.

5. Ионов И.А. Полномочия Президента РФ по отмене актов Правительства РФ и приостановлению действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. N 4. 2004г.

6. Мигачёв Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право РФ. М.: Высшее образование, 2007г.

7. Полянский И.А. Организация исполнительной власти субъекта Российской Федерации. М., 2001г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: