посвященный 140-летию написания этого произведения.




Обзор романа Ф. М. Достоевского

«Братья Карамазовы»,

посвященный 140-летию написания этого произведения.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОДНОЙ КНИГИ

г. Ростов-на-Дону

 

Добрый день, дорогие наши читатели! Сегодня наш библиографический обзор посвящен 140-летию написания романа «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского.

Девятнадцатый век стал Золотым веком русской литературы, когда русскими писателями был создан огромный пласт всей русской культуры. Созданные в то время литературные произведения и в наши дни остаются всемирно признанными шедеврами. Именно Фёдор Михайлович Достоевский является одной из центральных фигур этого Золотого века, наряду с Толстым, Гоголем, Чеховым и многими другими. Глубокий психологизм, свойственный всем его произведениям, стал всемирной известной особенностью русской литературы.

В основу романа легла личная трагедия Достоевского, который в 1849 году был отправлен на каторгу, за участие в тайном кружке Петрашевского. Там-то он и встретил некого Дмитрия Ильинского, который, по его словам, был несправедливо осуждён за отцеубийство. Каторга стала суровым, но крайне познавательным уроком жизни для автора, который помог ему в его становлении, как писателя.

Еще одним прототипом Дмитрия Карамазова критики считают Аполлона Григорьева – рецензента, поэта и друга Достоевского. Он отличался буйным нравом и был известен своими громкими похождениями: там фигурировали и цыгане, и женщины, и огромные суммы.

Прототипом Скотопригоньевска стал город Старая Русса– там до сих пор сохранились дома, которые фигурировали в тексте: жилище самого автора стало музеем, а дом Аграфены (в действительности он принадлежал ее прототипу-Агриппине Меньшовой) стал одним из пунктов для паломничества фанатов Достоевского.

Однако к работе над произведением Достоевский приступил только в 1878 году. Роман был закончен за три года, а публиковался два года – в «Русском вестнике» по частям.

Роман «Братья Карамазовы» стали последним большим творением Достоевского. Писатель планировал написать второй том, в котором хотел затронуть тему революционного террора, который очень волновал его, но смерть помешала осуществлению этого замысла.

Изначально автор планировал продолжить роман и после заточения Мити: Иван должен был жить под гнетом вины, а потом признаться в содеянном и занять место Дмитрия в заключении, в то время как Дмитрий должен был взять на себя заботу о его семье.

Автор планировал создать роман-эпопею о воскрешении погибшего и нравственно задавленного человека, которая могла бы встать в один ряд с «Войной и миром» Л.Н. Толстого. Однако нужда в деньгах и кабальные условия издательства вынудили писателя ускорить работу над книгами и выпускать их по отдельности.

Роман «Братья Карамазовы» был создан в рамках реалистического направления в русской литературе. Достоевский старался достоверно отобразить реальную жизнь. Созданные им образы максимально реалистичны, их действия соответствуют внутренней логике. Читатель может поверить в то, что описанные в романе события могли произойти на самом деле.

Жанр произведения «Братья Карамазовы» можно определить, как психологический роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени, включает в себя большое число действующих лиц и событий. Но, в отличие от простого романа, основное внимание уделяется не явным изменениям окружающей действительности, а внутреннему состоянию героев, их душевным переживаниям и метаморфозам.

Роман делится на четыре части, каждая из которых в свою очередь делится на несколько книг.

1.Первая часть, включающая в себя собрание в ските у старца и ужин в доме Карамазовых - экспозиция, в которой нам представляют героев и рассказывают их предысторию.

2.Вторая часть - завязка, во время которой напряжение начинает постепенно нарастать, а образы героев углубляются.

3.В третьей части происходит кульминация, когда конфликт достигает своего пика.

4.Четвёртая часть объединяет развязку и финал, приводя все сюжетные линии к логичному завершению.

Традиционная особенность конфликта в произведении Достоевского заключается в том, что главное противостояние проходит на уровне человеческой души. Герои противостоят не столько друг другу, сколько собственным недостаткам, сомнениям и порокам.

В своём романе Достоевский отобразил атмосферу морального упадка и разложения, которую он чувствовал вокруг себя. Писатель показал, как озлобленность, жадность и лицемерие пожирает человеческие души, толкая их в самую тёмную пропасть. Но смысл романа «Братья Карамазовы» заключается в том, что противостоит всему этому мракобесию – в необходимости веры в разумное, доброе, вечное, отражением которого является Бог. Именно вера помогает героям пересилить пороки и найти силы жить дальше.

Достоевский до конца жизни остался верен себе и не утратил веры в человечество. Он показывает нам, что, несмотря на всю порочность и несправедливость мира, человек может вернуться к свету, с помощью любви и веры. Такова главная мысль «Братья Карамазовы».

Роман «Братья Карамазовы» осуждает распущенность, порочность, корысть, двуличность и ненависть между людьми. Показывает нам, к чему могут привести жадность и эгоизм. Автор заставляет задуматься о том, что исправить мир можно, но только начав с себя и своей души, далекой от идеала, за отсутствие которого мы так виним мир вокруг.

В то же время Достоевский преподает нам нравственные уроки: не существует абсолютного зла, и в душе каждого плохого человека можно найти что-то хорошее. Даже бездушная и продажная женщина Аграфена в финале становится доброй и честной спутницей для Дмитрия, готовой к самопожертвованию. С помощью своего романа Достоевский в очередной раз превозносит целомудрие, сострадание и доброту. Такова мораль произведения.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Башкиров, Д. Л. Тема «пира» в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» /Д. Л.Башкиров. – [Текст] непосредственный: визуальный // Достоевский и современность.– 2003.– № 2.– С. 9-23.

2. Белов, С. Еще одна версия о продолжении «Братьев Карамазовых» /С. Белов. – [Текст] непосредственный: визуальный // Вопросы литературы.– 1971. – № 10. – С. 254-255

3.Беляев, В. В. Антиномия живого и мертвого в «Братьях Карамазовых» Достоевского и образ Павла Смердякова /В. В. Беляев.– [Текст] непосредственный: визуальный // Достоевский и современность.–1994.– № 1.– С. 42-49

4. Бузина, Т. Мотивы Духовных стихов в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»/ Т.Бузина.– [Текст] непосредственный: визуальный // Достоевский и мировая культура. –1996.– № 6.– С. 62-81.

 

Обзор подготовила библиотекарь читального зала: Воробьева А. В.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: