К конструктивным функциям относят:
а) познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
б) функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
в) инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);
г) перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).
Деструктивные функции конфликта связаны с:
а) разрушением существующей совместной деятельности;
б) ухудшением или развалом отношений;
в) негативным самочувствием участников;
г) низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.
Виды межличностных конфликтов:
1. По направленности:
горизонтальные – участники не подчиняются друг другу
вертикальные – участники находятся в подчинении друг с другом
смешанные – где есть обе составляющие (организация)
2. По значению:
конструктивные (созидательные) — оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов, приводит к развитию отношений между людьми;
деструктивные (разрушительные) — одна из сторон жёстко настаивает на своей позиции и игнорирует вторую, одна из сторон прибегает к осуждаемым методам борьбы
3. По характеру причин:
объективные
субъективные (плохое настроение, самочувствие)
4. По сфере разрешения:
деловые
личностно-эмоциональные
5. По форме проявления:
скрытые (плохо осознаются людьми)
открытые (осознаются)
6. По времени протекания:
ситуативные
пролонгированные (длительные)
|
Причины конфликтов:
информация, приемлимая для одной стороны, и неприемлимая для другой (сплетни, неполная информация, неточная информация и др.);
структура — связана с существованием в организации социальных групп (статус, права, роли, возраст и др.);
ценности – те принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем (идеология, религия, культура и др.);
поведение – неприемлимое для одной из сторон (эгоистическое, опасное и др.);
отношения – обычно связаны с удовлетворением от взаимодействия между сторонами, либо его отсутствием.
В зависимости от взаимной направленности субъектов и межличностных отношений (симпатии-антипатии)
Можно выделить несколько главных причин конфликтов в трудовом коллективе:
* Распределение ресурсов и их ограниченность. Необходимость в них почти всегда приводит к конфликтам, ведь люди всегда желают получать больше, а свои личные потребности всегда считаются более важными.
* Взаимозависимость задач. В том случае, если один человек (или группа) зависима от другого человека (или группы) в выполнении задачи, то это всегда дает возможность для разжигания конфликта. Например, руководитель подразделения связывает низкую производительность труда подчиненных с тем, что ремонтная служба не может качественно и быстро ремонтировать оборудование. А ремонтники, жалуются на нехватку специалистов и винят отдел кадров.
* Различия в целях. Чем больше организация, тем больше специализированных подразделений, тем более различны цели ее сотрудников.
* Различия в способах достижения целей и оценки деятельности друг друга. Очень часто руководители и исполнители могут иметь различные точки зрения на способы достижения общих целей даже когда отсутствуют противоречия интересов. При этом каждый из них считает, что его решение лучше, и это является основанием для конфликта.
|
* Неудовлетворительные коммуникации. Неточная или неполная информация или ее отсутствие.
* Напряженные межличностные отношения.
* Социальное неравенство, стремление к власти.
* Несовершенство человеческой психики проявляется в чрезмерных эмоциях (зависти, ненависти, злорадстве, расовой розни и т.д. которые искажают взаимоотношения и затрудняют взаимопонимание людей).
* Различие в психологических особенностях. Каждый человек обладает определенными личностными особенностями: идеалами, темпераментом, характером, установками, мотивом, потребностями, мировоззрениями, привычками и т.д. Любой человек уникален и своеобразен. Иногда отличия участников совместной деятельности бывают настолько велики, что сильно мешают ее осуществлению и увеличивают вероятность возникновения конфликтов. Это говорит о психологической несовместимости людей.
Обобщая все выше названные причины конфликтов, можно выделить их основной источник - несовместимость целей, желаний, интересов и претензий противоборствующих сторон, ведь потребности людей велики и постоянно растут, в то время как возможности для их удовлетворения всегда ограничены. Не случайно, чем беднее общество и дефицитнее жизненные блага, тем более остро в нем возникают конфликты между индивидами и социальными группами.