Функции межличностного конфликта




К конструктивным функциям относят:

а) познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);

б) функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);

в) инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);

г) перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции конфликта связаны с:

а) разрушением существующей совместной деятельности;

б) ухудшением или развалом отношений;

в) негативным самочувствием участников;

г) низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

Виды межличностных конфликтов:

1. По направленности:

горизонтальные – участники не подчиняются друг другу

вертикальные – участники находятся в подчинении друг с другом

смешанные – где есть обе составляющие (организация)

2. По значению:

конструктивные (созидательные) — оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов, приводит к развитию отношений между людьми;

деструктивные (разрушительные) — одна из сторон жёстко настаивает на своей позиции и игнорирует вторую, одна из сторон прибегает к осуждаемым методам борьбы

3. По характеру причин:

объективные

субъективные (плохое настроение, самочувствие)

4. По сфере разрешения:

деловые

личностно-эмоциональные

5. По форме проявления:

скрытые (плохо осознаются людьми)

открытые (осознаются)

6. По времени протекания:

ситуативные

пролонгированные (длительные)

Причины конфликтов:

информация, приемлимая для одной стороны, и неприемлимая для другой (сплетни, неполная информация, неточная информация и др.);

структура — связана с существованием в организации социальных групп (статус, права, роли, возраст и др.);

ценности – те принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем (идеология, религия, культура и др.);

поведение – неприемлимое для одной из сторон (эгоистическое, опасное и др.);

отношения – обычно связаны с удовлетворением от взаимодействия между сторонами, либо его отсутствием.

В зависимости от взаимной направленности субъектов и межличностных отношений (симпатии-антипатии)

Можно выделить несколько главных причин конфликтов в трудовом коллективе:

* Распределение ресурсов и их ограниченность. Необходимость в них почти всегда приводит к конфликтам, ведь люди всегда желают получать больше, а свои личные потребности всегда считаются более важными.

* Взаимозависимость задач. В том случае, если один человек (или группа) зависима от другого человека (или группы) в выполнении задачи, то это всегда дает возможность для разжигания конфликта. Например, руководитель подразделения связывает низкую производительность труда подчиненных с тем, что ремонтная служба не может качественно и быстро ремонтировать оборудование. А ремонтники, жалуются на нехватку специалистов и винят отдел кадров.

* Различия в целях. Чем больше организация, тем больше специализированных подразделений, тем более различны цели ее сотрудников.

* Различия в способах достижения целей и оценки деятельности друг друга. Очень часто руководители и исполнители могут иметь различные точки зрения на способы достижения общих целей даже когда отсутствуют противоречия интересов. При этом каждый из них считает, что его решение лучше, и это является основанием для конфликта.

* Неудовлетворительные коммуникации. Неточная или неполная информация или ее отсутствие.

* Напряженные межличностные отношения.

* Социальное неравенство, стремление к власти.

* Несовершенство человеческой психики проявляется в чрезмерных эмоциях (зависти, ненависти, злорадстве, расовой розни и т.д. которые искажают взаимоотношения и затрудняют взаимопонимание людей).

* Различие в психологических особенностях. Каждый человек обладает определенными личностными особенностями: идеалами, темпераментом, характером, установками, мотивом, потребностями, мировоззрениями, привычками и т.д. Любой человек уникален и своеобразен. Иногда отличия участников совместной деятельности бывают настолько велики, что сильно мешают ее осуществлению и увеличивают вероятность возникновения конфликтов. Это говорит о психологической несовместимости людей.

Обобщая все выше названные причины конфликтов, можно выделить их основной источник - несовместимость целей, желаний, интересов и претензий противоборствующих сторон, ведь потребности людей велики и постоянно растут, в то время как возможности для их удовлетворения всегда ограничены. Не случайно, чем беднее общество и дефицитнее жизненные блага, тем более остро в нем возникают конфликты между индивидами и социальными группами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: