Глава 2. Особенности адаптации военнослужащих уволенных в запас и членов их семей




 

Описание объекта и методов исследования

 

Теоретическое изучение проблемы адаптации военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей послужило основанием экспериментального исследования.

Экспериментальное исследование проводилось на базе воинской части № 17845 г. Арзамаса, Нижегородской области. В качестве испытуемых выступают военнослужащие, увольняемые в запас и члены их семей (их жёны) в количестве 20 человек. Из них 10 мужчин и 10 женщин. Возраст испытуемых 31-45 лет.

Характеризуя испытуемых можно выделить часть военнослужащих 31-40 лет уволенных в связи с сокращением Вооруженных Сил, хотя это не всегда совпадает с их личными планами. Они считают себя обиженными, склонны негативно оценивать свои перспективы, вплоть до агрессии по отношению к окружающим. Сочетание материальных трудностей и бытовой неустроенности приводит к кризисным состояниям психики. Но несмотря на трудности, представители данной категории пытаются сохранить эмоциональную и душевную гибкость и ведут активный поиск новых форм поведения. Если этой группе военнослужащих удается положительно разрешить данный возрастной кризис, то повышается вероятность вступления в период высокой продуктивности в самых разнообразных областях деятельности. Это та часть уволенных военнослужащих, которая нуждается в тщательной и глубокой психологической помощи, профессиональном консультировании, социально-правовой поддержке.

Военнослужащие старше 40 лет - это группа военнослужащих, полностью выслуживших установленные сроки и максимально реализовавших свои возможности в рамках армейской службы. Они имеют определенные льготы и некоторое материальное благополучие. Они стремятся к деятельности, в которой будут сохранены атрибуты их былой власти и былого социального статуса, но при этом не стремятся к особо сложным видам деятельности, так как это связано с процедурами освоения новой специальности. Процесс серьезного обучения для них непривлекателен, они ориентируются на работу в административно-хозяйственных и контрольных органах государственной и муниципальной власти, в сфере образования или в финансовых органах. При выборе дальнейшего жизненного пути они охотно обращаются за помощью и советом в различные организации. Так выражается их стремление быть выслушанными и понятыми.

Для проведения экспериментального исследования были использованы следующие психодиагностические методики: шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) К.Роджерса и Р.Даймонда, методика определения уровня тревожности Ч.Д.Спилберга-Ю.Л.Ханина, многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла.

При выборе методик учитывались: положительная оценка применения и надежность по данным ряда отечественных исследований, допустимость методик для военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей, пригодность данных методик для группового обследования.

Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована Т.В.Снегиревой.

Методика использовалась нами с целью определения коэффициента социально-психологической адаптированности, выявления факторов дезадаптации испытуемых. Методика определяет характер отношений человека с социальным окружением, выявляет уровень адаптированности, т.е. согласованность требований социальной среды и личностных тенденций, определяет реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личностную активность, гибкость, социальную компетентность, способность отвечать за свое поведение.

Шкала состоит из 101 суждения, которые представлены в приложении 1, из них 36 соответствуют критериям социально-психологической адаптированности личности. Напротив, критерии дезадаптации - 37 высказываний, предполагают: неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решение проблем, негибкость. Оставшиеся 28 высказываний - нейтральны. В число последних включена также контрольная шкала («шкала лжи»). Шкала ориентирована на возраст от 14 лет и старше. Выполнение теста длится примерно 45 мин.

Инструкция. На следующих страницах напечатаны высказывания о поведении человека, его мыслях, переживаниях. При чтении каждого высказывания подумайте, насколько оно может быть отнесено к вам, и обведите кружком одну из цифр, напечатанных под высказыванием: 1, 2, 3, 4, 5, б, 7 - в зависимости от того, в какой степени оно характерно для вас. Что означает каждая цифра, напечатано вверху на каждой из следующих страниц.

Совершенно ко мне не относится - 1, Не похоже на меня - 2, Пожалуй, не похоже на меня - 3, Не знаю - 4, Пожалуй, похоже на меня - 5, Похоже на меня - 6, Точно про меня - 7.

Обработка и интерпретация результатов осуществляется на основе подсчетов показателей адаптированности (i +) и показателей дезадаптированности (i -). Учитываются ответы, составляющие «шкалу лжи».

Коэффициент социально-психологической адаптированности вычисляется по сумме позитивных (i +) высказываний, рассортированных испытуемыми на 5, 6, 7-ю позиции шкалы, и негативных (i -), попавших в позиции 1, 2, 3-я:

 

К= N (5,6,7) + N (1,2,3)

i + i -


Так как позитивных суждений в шкале - 36, а негативных - 37, то гипотетическая максимальная величина коэффициента - 73, минимальная - 1.

Иногда бывает полезным получить и показатель дезадаптированности, который рассчитывается как сумма позитивных высказываний, распределенных на 1, 2, 3-ю позиции, и негативных, занявших 5, 6, 7-ю позиции шкалы.

Средние индексы социально-психологической адаптированности располагаются обычно в пределах 39- 44 баллов. Одной и той же величины индексы, скажем, очень высокие, тяготеющие к 50, могут быть вполне адекватными или завышенными, свидетельствующими об особенностях личностного реагирования испытуемых на их страдающую огрехами реальную практику деятельности и отношений с окружающими, о компенсаторных и гиперкомпенсаторных тенденциях в отношении к себе самому и требованиям действительности.

За низкими индексами СПА, тяготеющими к 30, также могут стоять совершенно различные причины. Они могут быть адекватной реакцией на неуспех, неблагополучие в отношениях с окружающими, но могут свидетельствовать об отклонениях сугубо в сфере субъективных переживаний.

В отличие от большинства методик, измеряющих тревожность либо как состояние, либо как свойство личности, Ч. Спилбергер разработал методику, позволяющую дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство и как состояние. Для отечественной выборки данная методика была адаптирована Ю. Л. Ханиным (приложение 2).

Личностная тревожность как черта (свойство) дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный (или желательный) уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Измерение тревожности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Люди с высокой личностной тревожностью склонны воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий (особенно когда они касаются самооценки и престижа).

Величина личностной тревожности характеризует прошлый опыт индивида (насколько часто ему приходилось испытывать ситуативную тревожность). Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как реакция на стрессовую ситуацию (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу), может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Данную методику мы использовали с целью исследования уровня тревожности военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей. Обследуемому предлагалось ответить на 40 вопросов, касающихся его самоощущения в различных ситуациях, используя 4 варианта ответов. Испытуемым давалась инструкция: «прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните в соответствующей графе справа ту или иную цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над ответами на предложенные суждения не нужно долго думать, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Опросник Р. Кеттелла мы использовали для исследования личностных особенностей военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей. Многофакторный опросник личности Р. Кеттелла универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят проективный характер, отражают обычные жизненные ситуации. Опросник является удобным средством экспресс-диагностики в ситуациях, когда необходимо исследовать индивидуально-психологические особенности человека. Опросник диагностирует черты личности, которые Р. Кеттелл называет конституционными факторами. Мы использовали форму опросника С - сокращенный вариант, который используется в условиях дефицита времени. Он содержит 105 вопросов. Время обследования колеблется от 20 до 50 минут.

Опросник включает в себя 16 факторов или шкал, отражающих характеристики некоторых качеств личности:

А: добросердечность - отчужденность.

В: мышление абстрактное - конкретное.

С: эмоциональная устойчивость - неустойчивость.

Е: доминантность - подчиненность.: беспечность - озабоченность.: обязательность - безответственность.: смелость - робость.: мягкость - твердость характера.: подозрительность - доверчивость.: мечтательность - практичность.: проницательность - наивность.: тревожность - безмятежность.: радикализм - консерватизм.: самостоятельность - зависимость от группы.: самоконтроль - импульсивность.: напряженность - расслабленность.

Каждый личностный фактор рассматривается как континуум определенного качества или «первичной черты» (в вопроснике он измеряется в стенах - единицах шкалы с минимальным значением в 1 балл, максимальным - в 10 и средним - 5,5 балла) и характеризуется биполярно по крайним значениям этого континуума. Соответственно, на эти биполярные содержания показывает значок «+» или «-», стоящий рядом с буквами алфавита, обозначающими факторы.

Инструкция для обследуемых. «Перед Вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «неправильных». Старайтесь отвечать искренне и точно. Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. В соответствующей клеточке на бланке ответов поставьте крестик (левая клеточка соответствует ответу «а», средняя - «в», правая - «с»). Отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская ни одного».

Ответы испытуемых заносятся на специальный опросный лист, а затем обсчитываются с помощью специального ключа, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице (приложение 3). Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая - либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику.

Таким образом, предлагаемые нами методики являются взаимодополняющими и дают возможность получения более объективной информации об особенностях адаптации и личностных особенностях военнослужащих уволенных в запас и членов их семей. Обработав результаты всех проведенных методик, можно сделать выводы, подтверждающие или опровергающие выдвинутую в ходе исследования гипотезу.


2.2 Анализ результатов исследования

 

В процессе проведения исследования были получены следующие результаты.

Высказывания шкалы социально-психологической адаптированности (шкала СПА) сгруппированы по 6 факторам, отвечающим критериям адаптированности и дезадаптированности:

1) приятие - неприятие себя,

2) приятие других - конфликт с другими,

) эмоциональный комфорт- эмоциональный дискомфорт,

) ожидание внутреннего - внешнего контроля,

) доминирование - ведомость,

) «уход» от проблем.

Критерии адаптированности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе: чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними.

В соответствии с предложенными факторами был определен характер адаптированности участников исследуемой группы, представленный в таблице 1.

Представленная таблица 1 демонстрирует низкий индекс социально-психологической адаптированности у 9 человек (45 %) исследуемой группы.

Качественную характеристику участников группы отражает диаграмма на рисунке 1.

 


Таблица 1

Коэффициент социально-психологической адаптированности участников исследуемой группы

Имя Ф. приятие - неприятие себя приятие других - конфликт с другими эмоциональный комфорт-дискомфорт ожидание внутреннего -внешнего контроля доминирование - ведомость «уход» от проблем Показатель адаптированности
  С. Ш. 3-7 2-6 3-7 4-8 3-1    
  М. П. 5-6 4-7 5-6 3-5 1-6    
  Ж. Т. 4-9 3-6 5-8 5-9 2-2    
  Л. К. 9-3 6-2 2-5 6-4 2-3    
  Н. М. 5-8 3-3 2-6 3-8 3-2    
  С. Л. 9-7 4-6 5-7 4-8 2-5    
  К. Н. 4-5 3-7 2-6 3-12 3-1    
  В. Б. 5-5 5-2 5-5 6-9 3-1    
  К. П. 2-7 1-6 2-8 5-9 2-5    
  С. К. 6-9 4-5 3-5 8-8 1-6    
  Р. Г. 9-3 6-2 2-5 4-6 2-3    
  А. П. 5-6 4-7 5-6 3-5 1-6    
  С. Т. 3-7 2-6 3-7 4-8 3-1    
  О. П. 5-6 4-7 5-6 3-5 1-6    
  И. Т. 4-9 3-6 5-8 5-9 2-2    
  Л. М. 9-3 6-2 2-5 6-4 2-3    
  Ю. М. 5-8 3-3 2-6 3-8 3-2    
  Д. Л. 9-7 4-6 5-7 4-8 2-5    
  О. Н. 4-5 3-7 2-6 3-12 3-1    
  Е. В. 5-5 5-2 5-5 6-9 3-1    

 


1. приятие - неприятие себя

2. приятие других - конфликт с другими

. эмоциональный комфорт- эмоциональный дискомфорт

. ожидание внутреннего - внешнего контроля

. доминирование

. ведомость

. «уход» от проблем

Рис. 1. Выраженность факторов дезадаптации участников исследуемой группы.

 

Представленный рисунок 1 показывает, что 6 человек (30 %) группы имеют высокие показатели по фактору «неприятие себя»; 5 человек (25 %) группы имеют завышенные показатели по фактору «конфликт с другими; 3 человека (15 %) группы - по фактору «эмоциональный дискомфорт»; 7 человек (35 %) группы ожидают контроля своей деятельности со стороны и не могут осуществлять его самостоятельно; 6 человек (30%) доминируют в общении с окружающими, а 5 человек (25 %) группы в полной мере зависят от других и являются ведомыми; 2 человека (10 %) избегают проблем.

Таким образом, по результатам методики К. Роджерса и Р. Даймонда был выявлен низкий уровень социально-психологической адаптированности у 9 участников (45%), что свидетельствует о дезадаптации их в обществе.

Результаты проведенного исследования по методике определения уровня тревожности Ч.Д.Спилберга-Ю.Л.Ханина в исследуемой группе сведены в таблицу 2.

 

Таблица 2

Результаты диагностики по методике С. Спилбергера

Баллы Исследуемая группа
  СТ (кол-во чел. /%) ЛТ (кол-во чел. /%)
До 30 низкий 2 (10%) 1 (5%)
39-45 средний 10 (50%) 11 (55 %)
45 высокий 8 (40%) 8 (40%)

 

Данные таблицы 2, показывают, что с высоким уровнем ситуативной тревожности в исследуемой группе встречается 8 человек (40%). Высоким уровнем личностной тревожности обладают также 8 человек (40%). Этим испытуемым характерна устойчивая склонность к появлению состояния тревоги. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации задач и перенести чувства уверенности в успехе.

Средний уровень ситуативной тревожности встречается у 10 человек (50%) в исследуемой группе, средний уровень личностной тревожности у 11 человек (55%).

Низкий уровень ситуативной тревожности встречается у 2 человек (10%) в исследуемой группе и низкий уровень личностной тревожности у 1 человека (5%). Этим испытуемым наоборот, требуется повышение чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности.

Таким образом, из приведённых выше результатов можно сказать, что больший процент по группе получил высокий уровень личностной и ситуативной тревожности.

Далее мы исследовали личностные особенности испытуемых исследуемой группы по методике Р. Кетелла. Результаты исследования дают возможность представить следующий анализ (таблица 3).


Таблица 3

Результаты исследования по методике Р. Кетелла.

Ярко выраженные факторы Исследуемая группа
  Количество человек %
O: тревожность - безмятежность    
Е: доминантность - подчиненность    
Q1: радикализм - консерватизм    

 

Анализ данных, представленных в таблице 3, позволяет сделать вывод о том, что высокие оценки были получены по следующим факторам: у 80 % испытуемых (16 человека) исследуемой группы - по фактору О. Им свойственна тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность.

У 10 % испытуемых (2 человек) исследуемой группы - по фактору Е. Они отличаются независимостью, властностью, самоуверенностью, упрямством, агрессивностью, конфликтностью, своенравностью. Они пытаются навязать свое мнение, оказать давление на окружающих.

У 10% испытуемых (2 человек) исследуемой группы - по фактору Q1. Они отличающиеся упорством, склонность к лидерству, способностью отстаивать свою точку зрения любыми путями.

Результаты исследования по методике Р. Кетелла представлены на рисунке 2.

 

Рис. 2. Результаты исследования по методике Р. Кетелла


Таким образом, результаты методики Р. Кетелла позволяют сделать вывод о том, что у большинства испытуемых исследуемой группы выявлены такие личностные особенности как тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность, агрессивность, конфликтность. В меньшей степени у испытуемых выявлены независимость, властность, самоуверенность, упрямство, склонность к лидерству.

Таким образом, по результатам всех методик можно сделать вывод, что у 9 человек (45%) испытуемых выявлен низкий уровень социально-психологической адаптированности. У большинства испытуемых исследуемой группы выявлен высокий уровень личностной и ситуативной тревожности депрессивность, ранимость, впечатлительность, а также конфликтность, агрессивность, в меньшей степени - склонность к проявлению лидерства. Ярко выраженные негативные личностные качества могут выступать причиной асоциализации и социальной дезадаптации, отклонений в развитии личностной сферы, расстройства личности у испытуемых исследуемой группы. Следовательно, почти у половины испытуемых исследуемой группы адаптация протекает довольно медленно и болезненно, т.к. испытуемые занимают пассивную жизненную позицию, зависимы от внешних факторов, могут отказаться от «борьбы» даже в случае необходимости. Более чем у половины испытуемых адаптация протекает достаточно быстро, т.к. они занимают активную жизненную позицию и готовы при необходимости «к борьбе».

Таким образом, результаты исследования особенностей адаптации и личностных особенностей военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей позволили нам разработать рекомендации по обеспечению успешной адаптации военнослужащих уволенных в запас и членов их семей.

 


2.3 Рекомендации по обеспечению успешной адаптации военнослужащих уволенных в запас и членов их семей

 

Только единицы из категории военнослужащих, уволенных в запас способны справиться с проблемой адаптации к гражданской жизни самостоятельно. Вопросы социальной и психологической поддержки очень важны для лиц данной категории.

Необходима организация социально-педагогической помощи военнослужащим, уволенным в запас и членам их семей с участием профессиональных социальных работников, психологов, социологов, разработка реабилитационных и социальных программ в рамках социальных структур с соответствующим законодательством и финансовым обеспечением.

Только так можно вернуть военнослужащих к реальной жизни в гражданском обществе, только в поддержке государства и общества. Необходимая психологическая помощь таким клиентам - помочь им обрести относительное «душевное» равновесие, в котором они могли бы принять взвешенное и продуманное решение [28, с. 125].

Проблемы социально-психологической помощи и поддержки военнослужащих, увольняемых в запас, затрагивают емкое и многоплановое понятие «реабилитация», которое является составной частью социальной адаптации. Реабилитация - это комплекс специализированных мер, которые необходимо осуществить в отношении уволенного из армии или вернувшегося с войны солдата или офицера для того, чтобы вернуть его в русло нормальной жизни [31, с. 175].

По мнению Ю.Я. Таран «многие бывшие военнослужащие быстро найдут свое место в гражданской жизни, но многим из них нужны консультации. В процессе индивидуальной консультации с социальным педагогом бывший военнослужащий должен получить психологическую поддержку. После того, как состояние такого клиента приходит в норму (для чего может потребоваться несколько консультаций), с ним обсуждается его конкретная жизненная ситуация, определяются его дальнейшие шаги. Социально-психологическая поддержка позволяет помочь людям поверить в себя» [38, с. 155].

С этой целью социальный педагог разрабатывает программы по работе с семьями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, по работе с военнослужащими, ставшими инвалидами в период прохождения военной службы, инвалидами детства из семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы и по работе с детьми военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы [38, с. 156].

Программы представляют собой сконцентрированную в одном документе совокупность мероприятий по социальной адаптации этих категорий граждан на ближайшую перспективу. Программа - это расписанный по годам план финансирования ряда направлений по оказанию помощи попавшим в трудную жизненную ситуацию военнослужащим, уволенным с военной службы, и членам их семей.

Каждая программа включает мероприятия с указанием источников финансирования, сроков исполнения и ответственных должностных лиц. Цели программ - социальная адаптация уволенных в запас военнослужащих, лиц, получившими инвалидность во время прохождения военной службы, оказание помощи детям кадровых и уволенных в запас военнослужащих, наконец, оказание помощи семьям уволенных в запас военнослужащих. Обучение их гражданским профессиям, трудоустройство, оказание юридической, социально-психологической помощи в получении жилья, решении других социальных проблем [38, с. 156].

Как отмечают А.В. Булгаков, В.Г. Чайка «также необходимо комплексное социально-психологическое воздействие, состоящее из трех взаимосвязанных компонентов. Первый - психологическое консультирование по вопросам успешной социально-психологической адаптации к трудовой деятельности. Второй - социально-психологический тренинг адаптивности, который проводится в период увольнения с военной службы. Третий - средовое воздействие (создание адаптационной среды по месту работы)» [6, с. 232].

Приведенный алгоритм включает в себя ряд действий - последовательных (этапы) и параллельных (взаимосвязь видов деятельности субъектов, обеспечивающих эффективность социально-психологической адаптации). Объектами комплексного воздействия выступают военнослужащие, увольняемые в запас и испытывающие затруднения, связанные с социально-психологической адаптацией. Субъектами воздействия являются органы воспитательной работы (социологи, психологи, профессиологи, правоведы), военные комиссариаты. Между субъектами существует тесное взаимодействие по вопросам обеспечения успешной социально-психологической адаптации увольняемых [6, с. 235].

На адаптационном этапе важны проведение социально-психологического тренинга адаптивности и параллельное проведение психологического консультирования (индивидуального и группового) в целях оперативного реагирования на возникающие психологические трудности, связанные с социально-психологической адаптацией военнослужащих, уволенных в запас к новой деятельности после увольнения с военной службы [6, с. 236].

Основным методом социально-психологической помощи увольняемым с военной службы, является психологическое консультирование. В данном случае консультирование направлено на оказание помощи военнослужащим, увольняющимся из рядов Вооружённых Сил и стоящим перед выбором и определением своей дальнейшей работы, сферы деятельности. Консультирование также используется как способ формирования групп социально-психологического тренинга адаптивности из числа военнослужащих, увольняющихся в запас. Их учат ценить свои знания и опыт, уметь грамотно предъявлять их работодателю на этапе трудоустройства. Навыки сравнительного анализа рынка труда и собственных возможностей повышают уверенность офицера в себе, формируют у него готовность к переходу в новые условия, вырабатывают у него качества, которые понадобятся ему не только при первичном трудоустройстве после службы, но и в дальнейшем, практически до конца активной профессиональной деятельности. Нередко выработанные навыки представляют для человека большую ценность, чем одноразовая финансовая помощь или переподготовка по какой-то случайной профессии [6, с. 239].

А.В. Булгаков считает, что «одной из наиболее эффективных форм такой работы, является социально-психологический тренинг адаптивности в целях повышения успешности социально-психологической адаптации» [5, с. 86].

С помощью социально-психологического тренинга формируется психологическая готовность к смене профессии. Психологическая готовность есть состояние человека и характеризуется уровнем сформированности ряда личностных качеств, влияющих на эффективность социально-психологической адаптации, а также наличием определенных знаний и умений, которые необходимы для ее грамотного практического осуществления.

Тренинг адаптивности, проводимый с военнослужащими, увольняемыми с военной службы, имеет ряд особенностей. Эти особенности положены в основу программы психологической помощи для успешной социально-психологической адаптации [5, с. 87].

Приступая к работе с группой, следует учитывать ряд специфических особенностей.

. Нахождение в ситуации временной незанятости, которая вызывает у человека негативные переживания. У него может снизиться чувство самоуважения, появиться чувство неуверенности в себе, в своей профессиональной компетентности.

. Наличие стойких негативных эмоциональных состояний: тревоги, апатии, страха. Развитие этих процессов имеет свою динамику. Когда человек на достаточно продолжительный период лишен работы, выключается из привычных деловых связей и отношений, закономерно снижается его профессиональная компетентность. Чем дольше этот период, тем серьезнее изменения в уровне уверенности человека. Причиной неуверенности становятся возникшее чувство страха, ощущение угрозы. Все это формирует оборонительную реакцию. У разных людей она выражается по-разному, но в любом случае следствием является состояние напряженности, что может выражаться в реакции агрессии, обращенной на окружающих или на себя (самоагрессия).

. Снижение мотивации к профессиональной деятельности, обусловленное неуверенностью в себе (ряд упражнений, используемых на занятиях в группе, направлен на повышение уверенности в себе).

. Переживание утраты смысла жизни. Будучи безработным, человек считает себя ненужным, часто он полагает, что раз он лишен работы, то и жизнь его лишена смысла. Особенно незащищенными становятся те люди, которые основным содержанием своей жизни считают работу. В таком случае надо помочь им сформировать другую, более позитивную установку по отношению к незанятости, позволяющую использовать освободившееся время в целях самообразования, повышения своей квалификации, профессиональной компетентности, приобретения самых разных полезных навыков.

. Изменившаяся ситуация в сфере занятости требует от человека большей самостоятельности, предприимчивости, умения брать на себя ответственность за свою жизнь и за то, что в этой жизни с ним происходит [5, с. 90].

В основу программы СПТ положены специальные методы, приемы, учитывающие особенности участников групп. Отрабатываемые в группе упражнения и ролевые игры позволяют человеку успешно применять их в реальной жизни. Упражнения на повышение способности осознавать свои чувства, переживания, помогают человеку увидеть свои потенциальные возможности, новые, более оптимальные пути их реализации [5, с. 91].

Кроме специальных задач при проведении тренинга применяются различные методы саморегуляции эмоциональных состояний участников. Их цель - устранить или минимизировать негативные эмоциональные состояния, обучить участников тренинга умению управлять непроизвольными функциями организма.

Уже сам факт комплектования и работы групп СПТ есть мощный психотерапевтический фактор. Общение людей, находящихся в одинаковой ситуации, имеет самостоятельную ценность, что участники группы учатся друг у друга противостоять сложным жизненным обстоятельствам, совместно ищут пути выхода из неудовлетворительной ситуации, оказывают эмоциональную поддержку друг другу.

Социально-психологический тренинг позволяет решить ряд задач. Это прежде всего воздействие на эмпирические выявленные психологические факторы, позволяющие бывшим военнослужащим успешно адаптироваться [5, с. 93].

По мнению Е.Н. Концовой «чтобы быстрее адаптироваться к гражданской жизни, социальный педагог дает следующие советы бывшим военнослужащим. Основная рекомендация - продолжать соблюдать режим дня, к которому военнослужащие привыкли. Сохранение режима поможет им чувствовать себя более уверенно» [19, с. 68].

Необходимо развивать навыки самостоятельной постановки целей и планирования времени. Если это окажется тяжело, возможно, стоит обратиться к психологу или к коуч-консультанту, которые помогут определить цели, имеющиеся ресурсы и шаги к достижению поставленных задач.

Главное - сохранять позитивный настрой. Многие испытывали трудности в этот период, но несмотря ни на что, они смогли успешно реализовать себя.

Что касается поиска работы, то, в первую очередь, имеет смысл обратиться к друзьям, обзвонить знакомых. Содействие в трудоустройстве могут оказать и рекрутинговые агентства [19, с. 70].

Таким образом, продуманная организация адаптационного периода военнослужащих, уволенных в запас помогает им безболезненно включиться в гражданскую жизнь и чувствовать себя спокойно и уверенно.

 

Выводы по главе 2

 

Теоретическое изучение проблемы адаптации военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей послужило основанием экспериментального исследования.

Экспериментальное исследование проводилось на базе воинской части № 17845 г. Арзамаса, Нижегородской области. В качестве испытуемых выступают военнослужащие, увольняемые в запас и члены их семей (их жёны) в количестве 20 человек. Из них 10 мужчин и 10 женщин. Возраст испытуемых 31-45 лет.

Для проведения экспериментального исследования были использованы следующие психодиагностические методики: шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) К.Роджерса и Р.Даймонда, методика определения уровня тревожности Ч.Д.Спилберга-Ю.Л.Ханина, многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла.

По результатам методики К. Роджерса и Р. Даймонда был выявлен низкий уровень социально-психологической адаптированности у 9 участников (45%), что свидетельствует о дезадаптации их в обществе

Из результатов методики определения уровня тревожности Ч.Д.Спилберга-Ю.Л.Ханина можно сказать, что больший процент по группе получил высокий уровень личностной и ситуативной тревожности.

Результаты методики Р. Кетелла позволяют сделать вывод о том, что у большинства испытуемых исследуемой группы выявлены такие личностные особенности как тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность, агрессивность, конфликтность. В меньшей степени у испытуемых выявлены независимость, властность, самоуверенность, упрямство, склонность к лидерству.

Таким образом, по результатам всех методик можно сделать вывод, что у 9 человек (45%) испытуемых выявлен низкий уровень социально-психологической адаптированности. У большинства испытуемых исследуемой группы выявлен высокий уровень личностной и ситуативной тревожности депрессивность, ранимость, впечатлительность, а также конфликтность, агрессивность, в меньшей степени - склонность к проявлению лидерства. Ярко выраженные негативные личностные качества могут выступать причиной асоциализации и социальной дезадаптации, отклонений в развитии личностной сферы, расстройства личности у испытуемых исследуемой группы. Следовательно, почти у половины испытуемых исследуемой группы адаптация протекает довольно медленно и болезненно, т.к. испытуемые занимают пассивную жизненную позицию, зависимы от внешних факторов, могут отказаться от «борьбы» даже в случае необходимости. Более чем у половины испытуемых адаптация протекает достаточно быстро, т.к. они занимают активную жизненную позицию и готовы при необходимости «к борьбе».

Таким образом, результаты исследования особенностей адаптации и личностных особенностей военнослужащих, уволенных в запас и членов их с<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: