Иудаизм сегодня имеет несколько направлений.




Талмудизм - обрядово-законническое. Хасидизм - направление мистико-чувственное. Хасидизм возник как реакция против обрядовой мелочности Талмудизма, против формализма и бесплодных умствований, педантизма раввинов и их сухой казуистики.

Современный неохасидизм культивирует экстаз и экзальтацию во время "молитв", доведение себя до состояния полного забвения и отрешения от всего земного. Проповедует слияние с божеством через посредство "внутреннего огня" и "всебожие", т.е. пантеизм: "Божественные искры есть во всех деревьях, камнях, во всех делах, совершаемых человеком, даже в грехах есть искры божьи...". С такой точки зрения и зло ведет к добру, являясь его низшей ступенью. В хасидизме есть культ "цадика" - религиозного руководителя и духовника, который управляет умом и сердцем людей, а также является их заступником перед богом. Хасидизм родил мистическое учение "коббалы" - религиозных заклинаний, формул и ритуалов, чтобы получить желаемое.

Как видим, современный иудаизм есть религия человеческая, языческая. Образ божий в ней сочинен людьми. Либо это бог Талмуда - жестокий, мелочный и подозрительный, либо это бог пантеизма, присутствующий во всем и отождествляющийся с природой, либо это бог каббалы. Это религия, основанная на "учениях человеческих": на Талмуде, Мишне и Гемаре или на учении Израиля Бешта (хасидизм). Апостол Павел раскрывает нам тайну отпадения иудеев от Бога: "Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников... они враги ради вас" (Рим. 11,25 и 28). Израиль - избранный народ Божий, "возлюбленные Божий ради отцов", но в настоящее время они преткнулись"; "Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность" (Рим.11,11). Израиль, находящийся в отпадении, Бог почитает мертвым, но это не навсегда. "Ибо, если отвержение их примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?" (Рим.11,15).

"Дом" Израилев оставляется пуст, по слову Божьему, и они не увидят Бога, пока не воскликнут: "Благословен Грядый во имя Господне!". Но такой день придет, когда будет великий плач и раскаяние в народе израильском: "И они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце" (Зах. 12,10).

Библия говорит о великой "переплавке" народа: "Многие очистятся, убедятся и переплавлены будут в искушении" (Дан. 12,10), и у пророка Малахии - "И сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия, и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили Господу жертву в правде" (3,3). Израиль имеет великие обетования, к которым он сейчас глух и слеп, пребывая под влиянием "духа усыпления", но это время кончается, и настанет день, когда отпавший Израиль покорится Богу и праведности Его, "потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего".

 

Вопрос 14 Буддизм

 

Буддизм - одна из древнейших религий мира. Он возник более чем 2500 лет назад, в 6 в. до Р.Х. в Северной Индии, привлек внимание и был принят многими народами Азии, "укротив" ее, став основой ее цивилизации. Буддизм сейчас исповедуют около 300 млн. человек, он распространен в Индии, Китае, Бирме, Индокитае, Японии, Цейлоне и Таиланде.

Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией. Это означает, что ее не определяют по этническому признаку ее последователей. Исповедовать ее можно любому человеку независимо от его расы, национальности и места проживания.

 

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней. Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис. Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание. Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть. Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.

Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь (Поскольку Сиддхартха, исходя из текстов Палийского канона и других текстов, практиковал самый суровый аскетизм -«умерщвление плоти», то вряд ли будет правильным назвать это «йогой». Термин «йога» вовсе не означает суровую аскезу). Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос. После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

Основные понятия и идеи буддизма

Учение Будды

Все то, чему учил Будда, передавалось из уст в уста его учениками. Канонизация его учения произошла в 1 веке до Р.Х. на о.Цейлон, когда была создана палийская Типитака (на языке пали), считающаяся важнейшим первоисточником учения. Слово "Типитака" (на санскритском языке - Трипитака) означает "тройная корзина" и переводится как "три корзины мудрости": "корзина устава", "корзина поучений" и "корзина чистого знания".

Другая версия канона, записанная в самой Индии на языке санскрит, дошла до наших дней только в виде отдельных фрагментов в переводах на тибетский, непальский, китайский, японский и другие восточные языки.

В 1871 г. в Бирме был созван специальный собор для уточнения Трипитаки путем сопоставления различных списков и переводов. Текст этот был затем вырезан на 729 мраморных плитах. Каждая плита помещена в специально построенном небольшом храме. Так вырос оригинальный город-библиотека, хранилище канона-Кутодо, место, почитаемое всеми буддистами мира.

В чем же состоит учение Будды, которое составляет основу закона Будды? Свое учение Будда сформулировал в "четырех истинах": существует страдание, причина страдания, освобождение от страданий, путь, ведущий к освобождению от страданий.

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма:

1. Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.

2. У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.

3. От зависимости и страдания можно избавиться.

4. Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути». «Срединный путь» — это путь отказа, как от жизни в роскоши и мирских удовольствиях, так и от суровой аскезы, которую практиковали отшельники того времени. На самом деле жизнь в лесу, которую вёл Будда и его ученики, и есть «отказ от всяческих благ человечества» — простая и скромная жизнь, означающая полное отречение от мирских благ.

 

Что же такое Нирвана?

Нирвана ("угасание") - конечная цель спасения в буддизме - достигается, по учению буддистов, личными усилиями верующего, направленными на освобождение от всех земных чувств, страстей и привязанностей. Но значит ли это, что нирвана - небытие? Будда упорно уклонялся от ответа на вопросы о посмертном существовании, а его ученики, когда их спрашивали о подобных вещах, неизменно отвечали, что "Всевышний этого не открыл". Одна монахиня на подобный вопрос ответила: "Нельзя сказать, что Совершенный существует после смерти, но также нельзя сказать, что он не существует".

На третьем соборе буддистов вопрос о нирване был решен в том смысле, что нирвана непостижима для тех, кто еще не достиг ее. Таким образом Нирвана как посмертное состояние, определяется как нечто трансцендентное, недоступное познанию, как то, о чем мы не можем говорить нашим языком.

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

В буддизме выделяют три главные драгоценности:

1. Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.

2. Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.

3. Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

 

Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

· отстранение от истины бытия и неведения;

· желания и страсти, способствующие возникновению страданий;

· несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.

 

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания. В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой:

· Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.

· Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.

· Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.

· Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.

Восьмеричный путь спасения предполагает:

1. правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;

2. правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;

3. правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);

4. правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;

5. правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;

6. правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;

7. правильное памятование - «самьяг смрити» (санскр.). Правильное памятование развивается с помощью практики, называемой «четыре основы памятования. Это памятующее созерцание четырёх объективных сфер: тела, чувств, ума и явлений

8. правильная сосредоточенность – это не всякая сосредоточенность, а именно концентрация на определённом предмете с тем, чтобы возникло состояние погружения — «самадхи». Именно оно и будет «правильной сосредоточенностью».

 

Первые две ступени предполагают этап достижения мудрости (праджня).

Три последующие – регулирование нравственности и правильного поведения (шила). Оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума (самадха).

 

Направления буддизма

Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место. Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения. После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.

Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

1. Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни. В суттах Палийского канона говорится о существовании многочисленных адов разных уровней, а также и многочисленных «раев» разных уровней, где обитают божества, некоторые из которых, кстати, достигли святости и помогают достойным людям. Пантеона святых в те времена действительно не было, поскольку собственную «святость» никто не афишировал.

2. Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.

3. Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.

Итак, основная идея буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.

 

Представление о Боге в буддизме

На вопрос о том, есть ли бог в буддизме, существует двусмысленный ответ. Разные школы этого философского учения трактуют это понятие с некоторыми отличиями. Сам же Будда всячески отвергал идею о существовании Бога-творца, которым был создан мир и все живое в нем. Мастера буддийской медитации вообще рассматривают веру в Бога как то, что мешает на пути достижения нирваны.

 

Упомянем также понятие боддхисаттвы (бодисатва, бодхисатва). Его следует понимать как существо с просветленным сознанием, того, кто достиг нирваны, но отказался уходить в нее ради спасения всего живого от страданий и сансары. Значение Татхагатагарбха Понятие Татхагатагарбха состоит из двух слов. Татхагата означает «тот, кто так ушел» или «тот, кто так пришел» (одно из имен Будды), а «гарбха» имеет носит два смысла: Эмбрион, зародыш. Это означает, что состояние Будды присуще каждому живому существу. Изначально каждый наделен божественной природой и может стать Буддой. Такая точка зрения присуща практически всем направлениям Махаяны. Вместилище, лоно. Согласно этой точке зрения, в каждом существе действительно есть сущность, называемая природой Будды. Но, вопреки ранее описанной теории гарбхи, провозглашается, что все живые существа уже и есть Будды. В рамках этого понимания есть два мнения. Тибетская ветвь Махаяны придерживается взглядов, что для того, чтобы стать Буддами, просто необходимо пробудить потенциал. Другие направления (например, дальневосточный китайский буддизм) полагают, что природа Будды уже пробуждена и для этого ничего не нужно делать.

Буддийская церковь (община)

Первоначально буддизм не имел никакого культа. Но вскоре после смерти Будды стал образовываться его культ. Установлены были праздничные дни, паломничество к "святым местам" - на родину Будды, место его первой проповеди, место его смерти. Останки учителя тоже стали предметом почитания. Над ними были воздвигнуты часовни, равно как и над останками других "святых" буддийской церкви.

Буддийские монахи стали группироваться в общины. Они не были связаны между собой и не имели руководителя (за редкими исключениями). Принятие в общину совершалось просто: в присутствии десяти монахов посвящаемому задавалось несколько вопросов, после удовлетворительных ответов на них кандидат зачислялся в общину. Не принимались только заведомые преступники и неправоспособные лица. Выход из общин также был прост. Соединял общину "закон" - учение Будды.

Распространение буддизма

В настоящее время буддизм распространился по всей Юго-Восточной Азии и Центральной Азии. Он утвердился на Цейлоне, в Индонезии, Индокитае. В первые века после Р.Х. буддизм начал проникать в Китай и Тибет, в 4-6 вв. - в Корею и Японию, в 16-17 вв. - в Монголию, и в 18 веке - в Бурятию.

Во всех странах буддизм более или менее видоизменился. Столкнувшись с условиями и культурой других стран, буддизм дал начало различным течениям, слившимся с даосизмом в Китае, синтоизмом в Японии, образовал ламаизм в Тибете и дзен в Японии.

Буддизм в современном мире

В последние годы многочисленные организации и журналы миссионерского типа ведут активную деятельность по распространению буддизма в США и Западной Европе, особенно в Германии, где проявляется интерес к буддизму в форме "дзен-буддизма", сейчас там имеются и храмы для молитвы.

Буддисты в международном масштабе объединены во "Всемирное братство буддистов", созданное в 1950 году на Международном конгрессе буддистов, проходившем в Коломбо (Цейлон).

В странах СНГ последователи буддизма живут в Бурятии, Калмыкии, Туве, а также в Якутии, Хакассии.

Буддийская церковь в нашей стране возглавляется Центральным духовным управлением буддистов, избираемым на духовном соборе. Это управление является членом "Всемирного братства буддистов".

Оценка буддизма

Рассмотрим буддизм с точки зрения учения Библии, основных доктрин христианства: Живой Бог, человеческая душа, грех, спасение, вечная жизнь.

Отсутствие знания о Боге неизбежно должно вести к извращению всего религиозного учения и всей моральной деятельности. Библия учит о Боге, что Он есть и ищущим Его воздает (Ин.4,24; Ис.11,12; Евр.11,6).

Что говорит Будда о Боге? - "Я никого не вижу ни в небесных мирах, ни в мире Мары (сатаны), ни между обитателями миров Брамы (мировая душа, природа), ни между богами и людьми, кого бы мне прилично почитать". В другом месте написано: "Беспричинна и неведома жизнь смертных в этом мире".

Будда построил всю систему без идеи Бога. В буддизме много говорится о "законе", возвещенном Буддою, но нигде этот "закон" не называется законом Божиим. В буддийских книгах много говорится о богах, но нигде не говорится о Боге. Таким образом, учение буддизма в этом вопросе является атеистическим. Буддизм не допускает бытия Творца миров и Отца духов. Будда открыто признавал себя пришедшим в свое собственное имя, и все буддийские писания излагают учение Будды не как открытое ему Высшею Силою, но как созданное им самим.

Что касается души человеческой, то буддизм не признает ее существования: "Одно только имя остается неразрушимым от личности того, кто удалился", - так сказано в одной из Питак. В этих словах ярко выражена мысль, что после смерти душа человека перестает существовать.

Буддисты верят в "переселение душ", но следует иметь в виду, что у них речь идет не о переселении души как реальной субстанции, но скорее о переселении характера.

В буддизме высшим руководителем человека является его воля, и грех может быть определен только как такое зло, которое имеет известное отношение лишь к воле человека. А то, что грех имеет отношение к какому-либо другому Существу, чем к человеку, совершенно отсутствует в буддийских книгах.

Что же считается "грехом" в буддизме? Похоть, желания. Но в буддизме они имеют иное значение, чем в христианской заповеди. Буддизм учит: "Как в глубине моря не бывает волн, но там оно остается в покое, так и аскет должен быть спокойным и свободным от желаний". То есть речь идет об основном "открытии" буддизма, что желания являются источником страдании человека и что должно от них последовательно отказываться путем самосовершенствования.

Вопрос "спасения" в буддизме также имеет совершенно иное значение, чем в христианстве. Здесь говорится не об искуплении от греха, но об уничтожении скорбей и страданий посредством подавления желаний. Проповедь буддизма обращена не ко всем: "Это учение для разумного, а не для глупого". Люди неученые, простые, занятые физическим трудом и не имеющие времени для размышлений, а также женщины - все они остаются вне сферы действия проповеди Будды.

Христос Своим спасением дает Своим истинным последователям вечную жизнь. Будда, напротив, обещает своим последователям как самое высшее благо - вечную смерть.

В.Соловьев сказал, что буддизм - "отрицательная" религия, понимающая безусловное начало как ничто. Будда тяготится греховным бытием, знает, что не есть жизнь, но не знает, что есть жизнь. Христос говорит: "Я есмь Жизнь".

Вопрос 15 Ислам



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: