Эластичность
Степень изменения спроса под воздействием того или иного фактора характеризует его эластичность. Эластичность спросапо цене - степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цены.
E= изменение спроса(S)/ изменение цены(%).
Обычно используют следующую формулу:
Если E < 1 - товар считается малоэластичным по цене, если E >1 - эластичным.
Ценовая эластичность применима также к предложению. Методика расчета аналогична. Важнейшим фактором, определяющим эластичность предложения, является время.
Совместим на одном графике кривые спроса и предложения. (Рис.З)
Цена Р, при которой объем спроса равен объему предложений, называется равновесной ценой. Все остальные цены будут неравновесными.
Объем Q - равновесный объем.
Если цена будет выше равновесной, то избыток предложения будет оказывать понижающее воздействие на цену. Если цена будет ниже равновесной, то образовавшийся дефицит заставит цену расти.
Рынок по своей природе динамичен и многообразен. Поэтому равновесие может быть не только устойчивым, но и нестабильным. Равновесная цена может иметь не единственное и не строго определенное значение, а взаимодействие спроса и предложения, не всегда приводит к равновесной цене.
Государство может директивно устанавливать фиксированные цены.
В зависимости от того, как эти цены соотносятся с равновесными ценами, в экономике будет возникать либо избыток товаров, либо их дефицит.
20. Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары.
Изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя.
|
Увеличение реального дохода проявляется (по общему правилу) в росте объема спроса на различные товары, включая товар, цена на который снизилась.
Уменьшение реального дохода проявляется (по общему правилу) в снижении объема спроса на различные товары, включая товар, цена на который повысилась.
Эффект замещения показывает взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя.
Изменение цены данного товара изменяет соотношения между ценой данного товара и ценами других товаров.
Снижение цены товара означает его относительное удешевление по сравнению с другими. Поэтому покупатели будут стараться заменить другие товары, которые стали теперь относительно дороже, товаром, цена на который снизилась.
Повышение цены товара означает его относительное удорожание по сравнению с другими. Поэтому покупатели будут стараться заменить товар, цена на который повысилась, другими товарами, которые стали теперь относительно дешевле.
При снижении цены эффект замещения всегда способствует росту объема спроса относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать рост, сокращение объема спроса или быть нейтральным.
Если товар нормальный, то при снижении цены и эффект дохода и эффект замещения ведут к росту объема спроса.
Если товар низкокачественный, то при снижении цены эффект дохода ведет к снижению, а эффект замещения — к росту объема спроса. Товар Гиффена — это товар, занимающий в бюджете потребителя большое место, объем спроса на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения (при этом эффект дохода направлен в противоположную сторону от эффекта замещения).
|
21. вопрос 19
22. Полезность - это способность материального продукта или услуги удовлетворять какие-либо потребности людей. Необходимо различать понятия полезности и пользы. Например, пачка сигарет совершенно не обладает пользой, но может иметь огромную полезность для заядлого курильщика.Полезность имеет разное значение для потребителей и производителей. Под предельной полезностью понимают полезность, которую люди извлекают из потребления дополнительной единицы продукции. Каждая дополнительная потребленная единица продукта обладает все меньшей полезностью по сравнению с предыдущей. Убывание полезности продолжается до достижения насыщения этим благом, то есть нулевой полезности. Совокупная полезность определяется путем суммирования показателей предельной полезности. Она возрастает до точки насыщения благом и в дальнейшем начинает убывать, т.к. потребление приносит вред. Индивидуальный спрос - это спрос, предъявляемый конкурентным потребителям. Кривая индивидуального спроса показывает то количество продукта (товара), которое потребители хотят купить по соответствующей цене в данный момент
23. К. Маркс придерживался факторного (ресурсного) подхода в объяснении природы стоимости товара, но считал, что чистый продукт создает только рабочая сила, живой труд наемных рабочих. Неоклассическая теория определяет стоимость товара несколько иначе. С ее точки зрения, товар есть экономическое благо, которое имеется в ограниченном количестве, предназначено для обмена и на которое предъявлен спрос. В марксистском определении товара редкость вообще не упоминается, тогда как у неоклассиков товаром может быть лишь благо, имеющееся в ограниченном количестве независимо от его трудового или нетрудового происхождения.
|
Иначе подходили к проблеме стоимости маржиналисты, или сторонники теории предельной полезности. Если сторонники марксистской трудовой теории стоимости рассматривали стоимость как объективное свойство товара, создаваемое в производстве и проявляющееся на рынке, то маржиналисты считали стоимость субъективным явлением, отражающим отношение человека к вещи. Заменяя понятие стоимость понятием ценность, они выводили ценность товара из его полезности для человека. По их мнению, трудовая стоимость - это фантом, т. е. нечто не существующее, а оценка потребителями того или иного товара зависит исключительно от его полезности. Товар – это экономическое благо, произведенное для обмена. Товар имеет два основных свойства, две основные черты – потребительную стоимость и меновую стоимость.Потребительная стоимость товара – это его способность удовлетворять ту или иную потребность человека, его полезность. Можно указать на следующие характеристики потребительной стоимости товара:
1. полезность вещи заключена в самой вещи или в самой услуге, поэтому можно сказать, что потребительная стоимость и есть само благо;
2. полезность товара предопределятся естественными свойствами самого блага;
3. экономическая наука ставит вопрос: нужен этот товар кому-либо или не нужен;
4. всякая потребительная стоимость имеет три характеристики – количество, качество и натуральную форму;
5. одну и туже потребность можно удовлетворять различными способами (метро – автобус).
24. П редложение — определённое количество товара, которое продавцы готовы предложить в течение определённого периода времени. Производитель решает задачу: сколько товара производить при данной цене. Чем выше цена, тем выше предложение. Чем ниже цена, тем ниже предложение. Факторы, от которых зависит эластичность предложения: 1. особенности производственного процесса 2 временной фактор 3 способность данного товара к длительному хранению. Факторы, приводящие к изменению предложения: 1 изменение в себестоимости сырья или производства 2 изменение цен на другие, в том числе и на взаимозаменяемые товары 3 перспективы ожидания производителей количество товаропроизводителей. Издержки производства — затраты, связанные с производством и обращением произведенных товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок и его продажей. Экономические (вмененные) издержки – это хозяйственные затраты, понесенные, по мнению предпринимателя, им в процессе производства. В их состав включаются: ресурсы, приобретенные фирмой; внутренние ресурсы фирмы, не включаемые в рыночный оборот; нормальная прибыль, рассматриваемая предпринимателем как компенсация за риск в бизнесе. Постоянные издержки – затраты фирмы, которые она несет вне зависимости от объема своей производственной деятельности. К ним относятся: плата за аренду помещений, затраты на оборудование, амортизация, налоги на имущество, займы, оплата труда управленческого и административного аппарата. Переменные издержки – затраты фирмы, которые зависят от величины производства продукции. К ним относят: затраты на сырье, рекламу, оплату наемных рабочих, транспортные услуги, налог на добавленную стоимость и др. При расширении производства переменные издержки увеличиваются, а при сокращении – снижаются. Валовые издержки – это сумма постоянных и переменных издержек. Они представляют собой денежные расходы фирмы на производство продукции. Средние издержки – это валовые издержки, приходящиеся на единицу продукции. Предельные издержки – это дополнительные издержки, связанные с производством еще одной добавочной единицы продукции.
25. К преимуществам относят:
- экономическую демократию – свободу выбора и действий потребителей и покупателей (они независимы в принятии своих решений, заключении сделок);
- эффективное распределение ресурсов;
- гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям, способность к удовлетворению
- разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, быстрой корректировке
- неравновесия.
Недостатки («провалы») рыночного механизма:
- не способствует сохранению невоспроизводимых природных ресурсов – не имеет механизма
- защиты окружающей среды и не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих
- всему человечеству (например, богатств океана);
- способствует принятию решений, эффективных в краткосрочном периоде, но им игнорируются
- потенциально негативные отдаленные последствия принимаемых решений;
- не создает стимулы для производства общественных благ;
- развивается неравномерно, импульсно;
26. Существуют 3 основных модели рынка несовершенной конкуренции: монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
Характерные черты монополии.
· 1. Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист -- это отрасль, состоящая из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, в данном случае слова «фирма» и «отрасль» -- синонимы.
· 2. Нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель вынужден приобретать продукт у монополиста или обходиться без него.
· 3. «Диктующий цену». Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта, а «соглашается с ценой».
ОЛИГОПОЛИЯ: Это связано с незначительностью ее доли совокупного предложения. Чистый монополист, напротив, «диктует цену», поскольку он контролирует общий объем предложения данного продукта. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может изменить его цену, манипулируя количеством предложенного продукта. Характерные черты олигополии
Олигополия существует, когда на рынке доминируют несколько крупных фирм, производящих однородную или дифференцированную продукцию. Слово «несколько» означает, что фирмы зависят друг от друга в том смысле, что они должны учитывать возможную реакцию соперников на принимаемые решения о цене, рекламе и развитии продукции.
Но сколько фирм мы имеем в виду? Это точно не определено, потому что рыночная модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся в диапазоне между чистой монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией, с другой.
Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, то есть олигополистическая отрасль может производить стандартизованную или дифференцированную продукцию.
27. В условиях несовершенной конкуренции критерий максимизации прибыли отличается от рассмотренного, так как фирма может влиять на рыночную цену.
Для того чтобы продать дополнительную единицу продукции, фирма снижает цену. Это, как правило, дает некоторый эффект увеличения продаж, но одновременно фирма несет и потери из-за того, что все покупатели платят теперь более низкую цену. Этот относительный убыток снижает предельный доход MR, и поэтому он не совпадает с рыночной ценой, т. е. MR не равно Р.
Вместе с тем условия максимизации при совершенной и несовершенной конкуренции имеют и общее между собой:
MC= MR, так как фирмы при q любых условиях производят дополнительную единицу продукции, если получают дополнительный доход, превышающий дополнительные издержки (рис. 20.2).
Рис. 20.2. Прибыль фирмы
C – издержки; P – цена.
В общем виде максимизация прибыли в условиях несовершенной
конкуренции представляет собой:
МС = MR= P= АТС, (20.2)
где МС – предельные издержки; MR – предельный доход; АТС – средние общие издержки; P – цена.
По этому общему правилу максимизируется прибыль как в условиях монополии, олигополии, так и при полиполии, но в каждой из них имеются свои специфические особенности.
28. Олигополия руководствуется такими принципами ценообразования: фирма выбирает такие объем производства и цену, при которых масса прибыли становится максимальной. Ценообразование - сложный и многоэтапный процесс, который можно представить в следующем виде: выбор цели ценообразования, определение спроса, анализ издержек, анализ цен конкурентов, выбор методов ценообразования и установление окончательной цены.
Общей теории олигополии пока не существует, но можно выделить несколько моделей олигополистического поведения.
Наиболее простая модель - дуополия - это отрасль, состоящая всего из двух фирм, которые производят однородный товар и одновременно принимают производственные решения на основании того, что цена и объем выпуска у фирмы-конкурента будут постоянными.
Через сто лет после Курно новую теорию «изгибающейся прямой спроса» разработали одновременно английские экономисты Холл и Хитч и американский экономист Суизи. Эта теория описывает поведение олигополистов, каждый их которых сталкивается с наклонной кривой спроса на свою продукцию и реагирует снижением своей цены на снижение цены конкурентом. При этом повышение цен одним из них не приводит к повышению цен другими.
Можно объяснить сущность ломаной кривой спроса: если фирма А поднимет цену выше существующей цены Р0, то конкуренты скорее всего не поднимут цены. В результате фирма А потеряет часть своих потребителей. Если фирма А понизит цену, то понизят цену и конкуренты. Поэтому при ценах ниже Р0 спрос становится менее эластичным (при неэластичном спросе снижение цены ведет к меньшему изменению спроса, следовательно, объем прибыли после снижения цены падает). Таким образом, любое изменение цены становится невыгодным в условиях олигополии.
29. Одним из возможных способов увеличения прибыли для производителя, в той или иной мере обладающего монопольной властью, является ценовая дискриминация, т.е. продажа гомогенного блага по различным ценам разным покупателям; при этом различия в ценах не связаны с затратами производства и доставки товара на рынок.
Необходимым условием осуществления ценовой дискриминации является невозможность перепродажи блага. Поэтому наиболее широкое распространение она получила в сфере услуг.
В зависимости от способа осуществления ценовой дискриминации ее делят на категории (степени).
Дискриминацией первой степени называется продажа каждой единицы блага по ее цене спроса. В этом суть ценовой дискриминации второй степени.
Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели.
Ценовая дискриминация допустима, когда монополист контролирует производство, цены и покупателей делит на группы – по кошельку. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене, при монопольной власти предельный доход меньше цены, кривая спроса наклонна, что позволяет фирме, которая обладает монопольной властью, получить дополнительную прибыль. Как и любой производитель монополист будет минимизировать свои издержки при каждом уровне производства.
Главной целью любого предприятия является максимизация прибыли и минимизация убытков. Фирма-монополист стремиться к получению максимальной прибыли в ходе принятия решений о цене, учитывает рыночный спрос, свои издержки, т.к. она является единственным производителем данной продукции.
30. Антимонопольное регулирование представляет собой систему мер правового, административного, финансового и другого характера, направленных на обеспечение эффективного равновесия между конкуренцией и монополией.
К целям антимонопольного регулирования относятся:
- усиление и защита конкуренции путем создания препятствий для возникновения неэффективных монополий;
- определение правовых и экономических рамок функционирования необходимых монополий.
В экономической науке выделяют следующие направления антимонопольного регулирования:
- институциональное - это введение ограничений на создание самих монополий (характерно для США, Канады, Японии и Австралии);
-функциональное - это введение запретов на злоупотребление монопольной властью (характерно для стран Европы).
В основе антимонопольного регулирования лежит антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство - это совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики.
При этом все антимонопольные законы делятся на две группы:
- Антитрестовые законы, направленные на противодействие различного рода объединениям, в рамках которых фирма теряет свою самостоятельность.
- Антикартельные законы, направленные на противодействие различного рода сговорам.
60. Основные различия между кейнсианством и монетаризмом сводятся к следующим:
1. Кейнсианцы утверждают, что частной экономике присущи макроэкономическая нестабильность, отсутствие механизма автоматического саморегулирования, и поэтому необходимо активное государственное вмешательство в экономику. Монетаристы, наоборот, утверждают, что именно частной экономике присущи макроэкономическая стабильность, механизм автоматического саморегулирования, а государственное вмешательство подрывает этот механизм. Стабилизационная политика государства способствует нестабильности экономической системы и усиливает циклические колебания.
2. Кейнсианству и монетаризму присущи совершенно различные макроэкономические модели. Кейнсианцы используют уравнение совокупных расходов C+I+G+Xn=ВНП, где
С - личные потребительские расходы домохозяйствI -валовые частные (внутренние) инвестиции бизнесаG - государственные закупки товаров и услугXn -расходы иностранцев или чистый экспорт,
а монетаристы уравнение обмена M*Y=P*Q, где
M - объем валового импортаY - скорость денежного обращенияP - уровень ценQ - объем производства,
Сходство моделей заключается в том, что, в конечном счете, уравнения сводятся друг к другу, поскольку M*Y=AE и P*Q=ВНП, где AE - совокупные расходы.
Различия состоят в том, что 1) у кейнсианцев это уравнение сумма составляющих, а у монетаристов та же сумма, но представленная как произведение; 2) у кейнсианцев АЕ планируемые или предполагаемые расходы, а у монетаристов фактические.
3. У кейнсианцев денежное предложение - второстепенный фактор, отсюда особый упор делается на фискальную политику и основное внимание уделяется ставке процента, а у монетаристов денежное предложение единственный и универсальный фактор, определяющий уровни производства, занятости и цен, отсюда особый упор делается на кредитно-денежную политику и отрицание эффективности фискальной политики.
4. Кейнсианцы и монетаристы сходятся в том, что кредитно-денежную политику надо проводить, но расхождения заключаются в том, как ее проводить. Кейнсианцы выступают за дискретную политику, которая означает активную постоянную и точную поднакладку экономики. У монетаристов эта политика осуществляется согласно особому законодательно установленному монетарному правилу, когда не требуется дискретная поднакладка экономики.
Разница заключается в том, что 1) монетаристская модель внешне проще; 2) в кейнсианской модели особую роль играет ставка процента, воздействующая на инвестиции, а в монетаристской денежное предложение, непосредственно воздействующее на совокупный спрос; 3) воздействие денежного предложения на совокупный спрос в монетаристской модели осуществляется преимущественно через изменения уровня цен, а не реального объема производства, поскольку экономика находится на классическом участке кривой совокупного предложения.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ДЕНЕГ НА ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА: Модель IS-LM - модель совместного равновесия товарного и денежного рынков. Она является моделью кейнсианского типа, описывает экономику в краткосрочном периоде и служит основой современной теории совокупного спроса.
КРИВАЯ IS
-описывает равновесие товарного рынка;
-тражает взаимоотношения между рыночной ставкой процента R и уровнем дохода Y.
Кривая IS выводится из простой кейнсианской модели, но отличается тем, что часть совокупных расходов и, прежде всего, инвестиционные расходы теперь зависят от ставки процента.
График
Кривая LM
Кривая LM характеризует равновесие на денежном рынке, которое существует, когда спрос на деньги равен предложению денег.
Поскольку спрос на деньги зависит от ставки процента, то существует кривая равновесия денежного рынка - кривая LM, каждая точка которой представляет собой комбинацию величин дохода и ставки процента, обеспечивающую монетарное равновесие.
Воздействие денег на объем производства.
Воздействуя различными методами на объем денежной массы и кредита Центральный банк влияет на конечный совокупный спрос через ряд последовательных звеньев: M-> R-> K-> AD-> НД.
Этапы реализации ЦБ своих решений:
1 ЭТАП. Центральный банк своими действиями увеличивает
денежную массу.
2 ЭТАП. Происходит мультипликационное расширение
банковских депозитов, предложение денег увеличивается.
3 ЭТАП. Рост предложения денег ведет к их удешевлению, т.е. к
падению процентной ставки, что расширяет спрос на инвестиции.
4 ЭТАП. Результатом снижения процентной ставки будет
увеличение частных и государственных инвестиций.
5 ЭТАП. Рост капиталовложений повлечет за собой повышение
доходов, расширение производств, увеличение занятости и
ускорение темпов инфляции.