1. Прочитайте текст.
С давних времен человек любовался морем - оно прекрасно и в тихую солнечную погоду, и когда владыка Нептун, в безрассудном гневе, превращает его в разбушевавшуюся стихию. Но мало кто из ценителей красоты морских пейзажей без опаски согласился бы поплавать в открытом море. Основная причина страха - возможность встречи с акулами – величавыми и грозными хозяйками морских вод. Из всех хищников, обитающих на Земле, акулы вызывают у человека наибольший страх.
Акулы - это водные животные, принадлежащие классу рыб, если быть точнее - к классу хрящевых рыб, к которому принадлежат и их ближайшие родственники - скаты. Не следует путать их с животными-млекопитающими, обитающими в морях и океанах - китами, дельфинами, касатками, тюленями и другими водными млекопитающими. Акулы - это рыбы.
В водах Мирового океана насчитывается около 350 различных видов акул, каждый из этих видов, по-своему, уникален. Мы привыкли слышать истории о гигантских акулах, достигающих 20 метров в длину. Но есть в морях и акулы – карлики. Их длина в 100 раз меньше длины гигантской акулы, а масса составляет 1/5 часть килограмма. Самой опасной считается белая акула.
Все акулы - хищные рыбы. Для пропитания они используют животный корм - от мельчайших животных, до крупных обитателей морских вод. Но, несмотря на это,
акула очень мало ест. Она может даже запасать пищу впрок. В животе у нее есть специальный мешок, где пища может не портится долгое время. Уникальные зубы и челюсти акул позволяют не только легко откусывать от добычи куски и удерживать её в пасти, но и легко восполнять потери зубов. Зубы у акул растут непрерывно. |
2. Озаглавь текст: _______________________________________________________________
3. Определи стиль текста: научный, художественный или публицистический
______________________
4. Подчеркни верное высказывание:
Все акулы - А) хищные рыбы Б) растительноядные рыбы В) всеядные рыбы
5. Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос: «Какой корм используют акулы для пропитания». Спиши его.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проведи разбор предложения по частям речи и членам предложения.
6. Почему не следует путать акул с такими обитателями морей и океанов, как дельфинами, касатками, тюленями? Запиши ответ своими словами.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
7. Какие «царства живой природы» встречаются в тексте?
___________________________________________________________________________________
8. Допиши, какие «царства живой природы» ты знаешь еще?
________________________________________________________________________________
9. Объясни значение поговорки: Лучшая акула - мертвая акула.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос: «Как растут зубы у акулы?» Спиши его.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь свою запись, если надо, исправь. Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены слова в этом предложении.
11. Прочитай слова, записанные в первом столбике. Подчеркни известные тебе орфограммы в этих словах. Во второй столбик запиши название орфограммы, подчеркнутой тобой.
Слово | Название орфограммы |
времен | |
рыб | |
гигантской | |
пищу |
12. Разбери по составу слово: корм
Подбери к нему однокоренные слова, распределив их по частям речи в таблицу:
существительное | прилагательное | глагол |
13. Выпиши и разбери по составу выделенные в тексте слова
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
14. Выпиши из предложения все словосочетания. Подчеркни главное слово в каждом словосочетании.
Она может запасать пищу впрок.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Запиши слова, противоположные по смыслу (антонимы):
Тихую _________, наибольший ______________, крупных ________, мало___________.
16. В тексте говорится о способности акул запасать пищу. Реши следующую задачу, поясняя действия:
Сколько «запасов» было у акулы, если в «мешке» оказалось 7 рыбин по 84 граммов и 9 рыбин по 95 граммов?
Вырази ответ в килограммах и граммах.
17. Масса трех акул равна 60т. Чему равна масса пяти таких же акул? Реши задачу.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________________________
18. Человек построил ящик, в который можно складывать корм для рыб. Длина ящика достигает 3м, а ширина – 2м. Найди периметр и площадь ящика. Запиши решение задачи и ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________