· Выстройте инновационные циклы в логической последовательности: 4) кризис, 1) зарождение, 3) распространение, 2) реализация.
· Установка на человекоцентрированность в высшем образовании. Что она подразумевает (выберите нужные варианты и допишите свой, если он имеется):
а) гуманизацию и гуманитаризацию образования;
б) ориентацию на личность обучаемого;
в) создание личностно-ориентированной образовательной среды;
г) индивидуализацию обучения;
д) напишите свой вариант.
· Модернизация высшего профессионального образования сегодня должна подразумевать (напишите что именно):
- введение новых моделей
- изменение системы отбора абитуриентов
- развитие образовательной среды
- перестройку системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда
- актуализацию образовательных программ
· Кратко охарактеризуйте структурные компоненты инновационной деятельности преподавателя высшей школы:
- мотивационный……………………………………………………………………..
- операционный……………………………………………………………………….
- рефлексивный……………………………………………………………………….
· Дайте краткую характеристику уровням инновационной деятельности преподавателя высшей школы:
1. адаптивный - неустойчивое отношение педагога к инновациям. Новшество осваивается только под давлением социальной среды
2. репродуктивный - более устойчивое отношение педагогическим новшествам, копирование готовых методических разработок с небольшими изменениями. Педагог осознает необходимость самосовершенствования
3. эвристический уровень характеризуется большой целеустремленностью, устойчивостью, осознанностью путей и способов внедрения новшеств. Педагог всегда открыт новому, ищет и внедряет новые способы педагогических решений
|
4. творческий уровень отличается высокой степенью результативности инновационной деятельности, высокой чувствительностью к проблемам, творческой активностью. Педагог целенаправленно ищет новую информацию, создает авторские школы, охотно делится педагогическим опытом и др. Интуиция, творческое воображение, импровизация занимает важное место в деятельности таких педагогов.
· Расположите в логической последовательности процессы, характеризующие инновационную деятельность образовательных систем:
3) программирование, 1) концептуализация, 2) проектирование.
· Восстановите нарушенный деятельностный цикл программирования: 6) экспертиза, 5) планирование, 1) анализ ситуации, 2) прогнозирование, 3) моделирование, 4) целеполагание, 8) коррекция, 7) рефлексия.
· Какие признаки характеризуют конкуренцию и какие интеграцию национальных образовательных систем. Заполните таблицу:
Конкуренция | Интеграция |
Постоянное обновление технологий | Сближение стран в сфере образования |
Ускоренное освоение инноваций | Создание условий для формирования единого мирового образовательного пространства |
Быстрая адаптация к запросам и требования динамично меняющегося мира | Расширение мобильности |
· Болонский процесс. Каковы его цели и задачи? Заполните таблицу:
Цели | Задачи |
Создание системы легко-понятных и соизмеримых учёных степеней (включительно посредством приложения к диплому), с целью предоставить гражданам Европы возможность трудоустройства и конкурентоспособность | проведение глубокого анализа собственных образовательных программ с точки зрения их гибкости, совместимости с европейским рынком труда, сопоставимости осваиваемых умений и навыков и присваиваемых квалификаций |
Система должна базироваться на 2-х основных циклах – предварительном (undergraduate) и выпускном (graduate). Доступ ко второму должен требовать успешное завершение первого, который длится как минимум 3 года. Степени, присуждаемые после 1го цикла должны на рынке труда сигнализировать о достаточном уровне квалификации трудящегося. Второй цикл должен представлять собой обучение на степень магистра\доктора наук. | создание максимальных возможностей для свободной мобильности студентов преподавателей и выпускников, что предполагает и более углубленное изучение иностранных языков |
Создание системы кредитов – наподобие ECTS, как средства, предоставляющего максимальную мобильность для студентов. Кредиты также должны быть доступны вне вузовского образования посредством самостоятельного обучения или курсов, при учете их одобрения и подтверждения в Университетах. | университеты должны разработать однородную структуру образовательных программ и дисциплин, а также ввести накопительную систему трудоёмкости зачётных единиц, основанную на ECTS (European Credit Transfer System), и договориться о принципах признания зачётных единиц, полученных в другом вузе |
Поощрение мобильности, особенно для студентов, преподавателей, научных сотрудников и административного персонала. | |
Продвижение сотрудничества в области оценки качества образования с уклоном в создание соизмеримых объективных критериев и методологий | |
Продвижение расширения Европейского сотрудничества в области высшего образование, особенно в развитии учебной базы, межвузовского взаимодействия, организации программ мобильности студентов, процесса обучений и научных исследований. |
|
|
· Индивидуальная образовательная траектория обучаемого – это инструмент, позволяющий обеспечить качественную, индивидуальную, штучную подготовку отдельного специалиста, компетентного в сфере своей профессиональной деятельности
ее проектирование предполагает:
1 – необходимость предусмотреть её динамический характер
2 – в качестве механизма выстраивания индивидуальной образовательной траектории в исследовании предлагаем рефлексивный подход к процессу обучения
3 – в рамках индивидуальной образовательной траектории обучение принятию решения проходит на трёх ступенях посредствам приёмов принятия решений
· Обозначьте основные направления современных психолого-педагогических исследований. Заполните таблицу:
Основные направления | Чем вызвана их актуальность? |
Проблема самого человека и как существа биологического в общей универсальной эволюции, и как носителя социального, и как творящего особый мир культуры, как главного действующего лица исторического прогресса | Задачами аккумуляции и мобилизации всех знаний о человеке в специальном изучении, осмыслении особенностей его функционирования сегодня, условий охранения его устойчивости в весьма неустойчивом обществе |
Необходимостью осуществления развернутого междисциплинарного исследования особенностей современного ребенка | В процессе познания возрастных особенностей во все большей степени вырисовывается сложность, неравномерность, многохарактерность стадий, уровней развития в онтогенезе. Отсюда насущным становится не только осмысление, сопоставление структуры, содержания разных этапов детского развития, но и построение их сравнительной характеристики, условно говоря, «по вертикали» |
Организация интенсивного поиска новых критериев «взросления» растущих людей, определения степени, характера их действия. | Необходимость изучения нескольких образующих такого взросления:
|
Четверное направление состоит в том, чтобы, выявляя оптимальные сроки обучения, устанавливая, чему и как учить детей, мы четко определили, какова должна быть сущность, структура учебной деятельности младших школьников, чем отличается она у подростков, а чем у старшеклассников? | Необходимо ответить на вопросы - на основе чего и что именно сегодня надо формировать, развивать в 6, 7, 12, 15-летнем ребенке, чтобы через ряд лет он стал субъектом человеческого сообщества? Особую значимость приобретает выявление возможностей воспитания у растущих людей личностных качеств, кумулирующих в единстве лучшие черты конкретного этноса, российского народа и общечеловеческих ценностей |
Проблема стремительных сдвигов в развитии общества, обусловленных «информационным взрывом», ростом коммуникаций, приводящая к кардинальным изменениям пространства жизни, в котором организуется образовательный процесс. | Кардинальное переосмысление и педагогических, и психологических основ образования. На первый план выходят задачи:
|
Шестое направление | Определение действия, воздействия новых молодежных субкультур, новых социальных связей ребенка при раскрытии условий и механизмов канализирования их влияния и актуализации развития духовных начал, в том числе и психолого-педагогической поддержки саморазвития, самореализации растущего человека |
Седьмое направление | Опираясь на исследование подвижек в развитии личности, определить возможности усиления эмоционально-волевой стабильности молодых людей, с одной стороны, а с другой - восстановления критериев нравственности внутри детского сообщества, что, как вы понимаете, представляет чрезвычайно важную и тонкую задачу |
Актуализация разработки психолого-педагогических оснований и принципов построения многоплановых и многоуровневых форм развертывания отношений взаимодействия взрослых и детей | Проблема обостряется в силу многих обстоятельств, в числе которых нарастающее отчуждение между взрослыми и детьми, которые существенно повзрослели, с одной стороны, с другой – по ряду параметров углубился их социальный инфантилизм. При этом индивидуально они взрослеют не личностно, не субъектно, а лишь в плане показного поведения. Исследование данной проблемы необходимо для установления путей укрепления преемственности поколений. Тем более что сегодня имеется и нарастает опасность деструктирования всей системы культурно-исторического наследия |
Девятое направление | В современной ситуации резкого обострения обстановки во всем мире выявляется не только многогранность и чрезвычайная сложность, но и малая изученность психолого‑педагогических характеристик изменяющихся взаимоотношений этносов, вопросов профилактики этно- и ксенофобии, воспитания толерантности |
Десятое направление | Необходимость в более широком плане определить теоретические основания и структурировать оказание психолого-педагогической помощи людям – растущим и взрослым в связи с ростом нервно-психических, в том числе посттравматических, расстройств, что особо актуализирует вопросы развития психотерапии и создания системы действенной психологической и социально-педагогической реабилитации. |
Одиннадцатое направление | Разработка научных – психологических, психофизиологических, психолого-дидактических основ построения учебников и учебных книг нового поколения, их взаимосвязи, с новейшими информационными технологиями, включая Интернет. |
· Назовите основные черты инновационной образовательной среды:
1. Системный масштаб целей и задач
2. Методологическое обеспечение выходит за рамки существующих теорий
3. Научный контекст может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки
4. Характер действий (качество) — целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат
5. Характер действий (количество) — целостный, продолжительный
6. Тип действий — проектирование новой системы деятельности в данной практике
7. Реализация — проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности
8. Результат, продукт — полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы
9. Новизна — открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности
10. Последствие — возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок
· Определите наиболее сущностную черту личностного развития, обучающегося как саморазвития из предложенных ниже:
- большая доля самостоятельности в действиях обучаемого;
- направленность на инициацию внутреннего самоуправляемого процесса;
- способность обучаться дистанционно;
- грамотное и самостоятельное пользование Интернет-ресурсами.
· Инновационная модель процесса обучения как целостная характеристика учебно-познавательной деятельности обучающегося включат себя:
1. переориентацию целей высшего профессионального образования на получение образования, ориентированного на развитие личности, её способности к научно-технической и инновационной деятельности на основе социального заказа; конструирование учебного процесса как системы, способствующей саморазвитию личности;
2. обновление содержания обучения, предполагающее: исключение из программ материала, имеющего только историческое значение или носящего описательный характер; интеграцию знаний, приобретаемых в ходе изучения смежных дисциплин и создающих предпосылки для проблемно-модульного изучения ряда дисциплин; проведение на факультетах инновационной и экспериментальной работы;
3. перемещение акцента с процесса преподавания на процесс учения самих студентов, освоения ими опыта самообразования под руководством преподавателя на основе увеличения внеаудиторной самостоятельной работы за счет сокращения аудиторной, сведения последней к разумному минимуму. Это позволит студентам высвободить время для научной и изобретательской работы, а также позволит им работать в собственном темпе и в соответствии со своими интересами;
4. обеспечение учебного процесса материально-техническими средствами на уровне современного социокультурного развития общества.
· Построениеиндивидуально-ориентированного учебного процесса в системе кредитных и балльно-рейтинговых единиц предполагает:
-………………………………………………………………………………………...
- ………………………………………………………………………………………..
- ………………………………………………………………………………………...
- ………………………………………………………………………………………...
· Актуальность проблемы коренного реформирования всей системы управления образованием можно объяснить тем, что:
1.) На данный момент нет эффективной системы контроля качества школьного образования. (ЕГЭ нельзя считать эффективным, т.к. пока мы наблюдаем больше негативных последствий, нежели позитивных. К тому же, он не защищён от коррупции должным образом.)
2.) Уровень подготовки специалистов, по ВУЗам разных регионов, сильно разнится.
3.) Количество ВУЗов по стране за два последних десятилетия резко возросло, однако качество нашего образования от этого лучше не стало.
4.) Актуальность проблемы реформирования всей системы управления образованием кроется ещё и в том, что сама эта проблема делает актуальными многие другие проблемы, которые, в свою очередь, оказывают влияние на страну в целом. (Речь идёт о коррупции, ненадлежащем отношении к науке, и проч. и проч.)
· Сознательное и системное управление инновационным процессом как стратегическая ориентация на целенаправленные изменения предполагает:
1. внесение в образование новых элементов и его переход в новое качество;
2. формирование нового содержания образования;
3. разработка и реализация новых технологий обучения;
4. применение методов, приемов, средств освоения новых программ;
5. изменение деятельности и стиля мышления как преподавателей, так и обучающихся, изменение взаимоотношений между ними;
6. создание и развитие творческих инновационных коллективов на факультетах и кафедрах.
Есть ли в перечисленном что-либо, не относящееся к предполагаемому?
· Педагогический менеджмент и образовательный менеджмент.
Чем характеризуется каждый из них? Заполните таблицу:
Педагогический менеджмент | Образовательный менеджмент |
· Можно ли утверждать, что тьюторство и коучинг в высшем образовании есть один из способов реализации системного подхода к управлению образовательным процессом? Аргументируйте эту позицию или обозначьте свою..........................................................................................................................
………………………………………………………………………………………....
………………………………………………………………………………………….
· Тьютор и преподаватель. Заполнив таблицу, обозначьте основные характеристики того и другого:
Тьютор | Преподаватель |
· Определите основные черты тьюторской и традиционной моделей обучения. Заполните таблицу:
Традиционная модель обучения | Тьюторская модель обучения |
Обучающийся рассматривается как объект, которому нужно передать систему обобщенных знаний, умений и навыков | Профессорско-преподавательский состав – вспомогательный персонал, все зависит от конкретного студента и его тьютора |
Обучение преследует, в первую очередь, воздействие на механизмы памяти, а не мышления обучающихся | Тьютор – это навигатор, особый человек в системе высшего образования, которые поможет студенту работать с вариативностью |
Целью является формирование личности с заранее заданными свойствами | Индивидуальное сопровождение студента от его стремлений к будущей профессиональной деятельности |
Результаты выражаются в уровне обученности и социализованности личности | Помощь студентам в выборе и реализации их индивидуальных образовательных траекторий |
Помощь в приобретении опыта в форме личностных ориентаций |
· Приведите доводы в пользу того, что образовательная рефлексия является основной функцией тьюторской модели обучения:
1………………………………………………………………………………………..
2…………………………………………………………………………………….….
3……………………………………………………………………………………….
· Перечислите основные стратегии инновационного развития ВПО в глобальном образовательно-исследовательском пространстве:
1………………………………………………………………………………………..
2………………………………………………………………………………………...
3………………………………………………………………………………………...
4………………………………………………………………………………………...
5………………………………………………………………………………………...
· Сформулируйте основной критерий для анализа динамики инновационных моделей университета в обществе знаний:
Количество успешных выпускников.
· Назовите, с чем связана необходимость построения образовательного процесса на компетентностной основе (выберите правильные варианты ответа:
- с необходимостью получения более высоких результатов обучения;
- с переходом к ФГОС;
- с новыми требованиями к качеству образования;
- с переходом к более прогностичному образованию;
- с переходом к человекоцентрированному образованию;
- с ориентацией образования на конечный результат;
- с демократизацией образования.
· Назовите основные преимущества инновационных технологий в образовательном процессе высшей школы по сравнению с традиционной методикой, которые обеспечивают повышение эффективности обучения, личностного развития обучающегося:
1. …………………………………………………………………………………..…
2. ……………………………………………………………………………….…….
3. ……………………………………………………………………………….……
4. …………………………………………………………………………………….
5. ……………………………………………………………………………………..
· Вы понимаете информатизацию образования как (уберите неверные варианты ответы или добавьте свои):
- глобальную рационализацию интеллектуальной деятельности;
- господство ИКТ в образовательном процессе;
- способ удешевления образования;
- переход ко всеобщему дистанционному образованию;
- универсализацию и открытость образования;
- переход к универсальным ценностям и ресурсам образования;
- способ унификации образования;
-……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
· Обозначьте специфику дистанционного образования в системе ВПО и его характерные черты. Заполните таблицы:
Специфика дистанционного образования | Характерные черты дистанционного образования |
Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а зачастую и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации. | Взаимодействие преподавателя и студента: посредством телефонной и почтовой связи; по электронной почте; on- и off-line Интернет сервисов (форум, чат, ICQ). Применение специальных образовательных технологий. (Кейс-технологии, комплексная методика, Интернет-методика) |
· Что Вы понимаете под информационной и технологической грамотностью преподавателя высшей школы?
Заполните таблицу:
Информационная грамотность | Технологическая грамотность |
Наличие навыков эффективной работы с информацией, вне зависимости от формы её представления. Способность построения / обнаружения логических связей внутри некоторой информационной структуры. Способность адаптироваться к постоянно изменяющемуся информационному полю. | Наличие навыков использования основных технических новшеств, которые могут улучшить / сделать более комфортным образовательный процесс. |
· Назовите пути повышения эффективности дистанционного образования:
1.) Улучшение средств коммуникации и связи.
2.) Создание программ и стандартов для эффективного интегрирования дистанционного образования в систему классического образования.
3.) Привлечение как можно большего числа профессионалов (в своих областях), для обучения будущих специалистов. (В данном случае это сильная сторона / потенциал дистанционного обучения, т.к. провести лекцию в дистанционном режиме намного проще, нежели брать самолёт и лететь в другую страну.)
· Можно ли считать проблему качества - центральной проблемой эпохи глобализации? Приведите для этого убедительные доводы:
Проблема качества чего? Положим, что качества образования. Нет, считать проблему качества образования центральной в этом вопросе нельзя. Доводы:
1.) Если предположить, что "счастливое глобализированное будущее" уже наступило, и "качество" близко к идеалу, то мы, как это обычно бывает, натыкаемся на вопросы политики. Глубокая международная интеграция (и, отчасти, унификация), вне зависимости от качества образования или чего бы то ни было, содержит в себе скрытую угрозу. И в случае её реализации, именно это становится центральной проблемой не только для конкретной страны, но и для всего мирового сообщества в целом.
2.) Впервые слово «глобализация» (в значении «интенсивная международная торговля») употреблял Карл Маркс. Если рассматривать именно коммерческий аспект глобализации, то здесь на первый план выходит проблема свободных рынков и конкуренции. Ведь образование тоже не существует само по себе, оно функционирует в контексте определённого спроса. Если "качество" будет у всех, то конкуренция умрёт. Так что это не центральная проблема, а скорее средство.
· Можно ли утверждать, что качественное высшее образование – это (выберите правильные варианты ответа или напишите свои):
- возможность реализации человеком своих возможностей и способностей;
- возможность получения достойного места работы;
- эффективный способ реализации национального потенциала страны;
- фактор национальной безопасности;
- эффективная возможность карьерного роста.
· Какие критерии устанавливает Болонский процесс при создании современных критериев качества образования? Выпишите эти критерии:
- определение степени ответственности и обязанностей всех заинтересованных организаций и вузов
- оценку программ или учебных заведений, включая внутреннее оценивание, внешние экспертизы, участие студентов в процедурах оценки и публикацию ее результатов
- наличие сопоставимых систем аккредитации, сертификации или им подобных механизмов
- международное партнерство, сотрудничество и участие в международных сетях
· В чем заключается необходимость стандартизации систем управления качеством образования? Приведите объективные доводы:
Не стал бы настаивать на том, что стандартизация систем управления качеством образования это всегда хорошо. Если некоторое образовательное учреждение, обладающее очень эффективным механизмом управления качеством выпускаемых специалистов, подведут под некоторый стандарт, уровень которого будет ниже, то это негативно скажется на качестве образования этого заведения. Ещё не совсем понятен масштаб стандартизации. Если речь идёт о стране, то самая главная и объективная причина заключается в том, чтобы специалист в некоторой конкретной области оставался таковым при перемещении по стране. Если же мыслить глобально, то стандартизация систем управления качеством образования упрощает трудовую миграцию, в конечном итоге. Но, опять же, это не всегда хорошо.
· Обозначьте основную тенденцию, превалирующую в процессе управления качеством образования в современном вузе:
Если речь идёт о РФ, то эта тенденция - ГОСТ.
· Почему именно ключевые компетенции являются основным «измерителем» качества получаемого образования? Обоснуйте:
Если вчитаться в определения понятия "ключевые компетенции", которых существует как минимум два (европейский вариант и отечественный), то можно обнаружить, что эти понятия (перечни компетенций) очень схожи. Все перечни пересекаются в одной точке: в некоторой оценке того, насколько эффективно конкретный индивид умеет учиться, в широком смысле этого слова. Исключительно предметные компетенции не могут дать полной картины о качестве образования, т.к., условно говоря, сдать поэзию на "ОТЛ" может и диктофон. А вот с ассоциациями, генерированием идей и адаптацией к изменяющимся условиям у диктофона туговато. Поэтому ключевые компетенции и являются основными измерителями качества образования.
· Считаете ли Вы глобализацию как объективный процесс общественного развития? Выпишите основные тенденции глобализации в образовании:
Считаю, что глобализация - это неизбежный процесс, т.к. перенятие удачного опыта (любого, в т.ч. и коммерческого, культурного и проч.) является первоосновой человеческого развития. Соответственно, этот механизм работает не только для отдельно взятого индивида, но и для общества в целом. Глобализация - это своеобразное перенятие и внедрение удачного опыта в мировом масштабе. В образовании глобализация прослеживается в виде сформировавшегося и постоянно изменяющегося информационного пространства. По большому счёту, образование всегда было "глобальным", во всяком случае, его естественно-научная часть. Ведь не было и нет "немецкой физики" или "индийской математики". На данном этапе, с появлением единого информационного пространства, конкретный учёный, студент или исследователь уже не может существовать в рамках своего локального мира, он будет испытывать на себе влияние всего того сообщества, которое участвует в образовательном процессе, вне зависимости от географических и национальных особенностей. В частности, в этом берут начало международные стандарты, программы и совместные (международные) исследования, которые тоже, в свою очередь, являются "тенденциями" глобализации образования.
· Какие, на Ваш взгляд, преимущества и какие сложности сулит отечественной системе образования участие в Болонском процессе? Заполните таблицу: