(Модели развития в странах Азии и Африки во второй половине XX века)
После завоевания политической независимости перед странами Азии и Африки встала проблема выбора пути развития. Необходимо было избрать такой его вариант, который позволял за сравнительно короткий срок преодолеть отсталость и провести модернизацию всего общества. Этот выбор зависел от различных факторов (внутренних и внешних), но в определенной степени был ограничен тем, что существовали лишь два варианта развития: капиталистический и социалистический, которые взаимно исключали один другого. В сознании народов освободившихся стран капитализм отождествлялся с колониализмом, от которого они только что избавились. Важную роль играл и фактор времени. Эволюционный путь капиталистического развития явно проигрывал в сравнении с темпами модернизации, которые были продемонстрированы СССР и странами народной демократии. К тому же лидеры компартий ряда стран Азии, пришедших к власти в результате освободительной борьбы, были воспитаны на идеях Коминтерна, пропагандировавшего только социалистический путь. К нему подталкивала и политика стран Запада, которые после второй мировой войны развязали серию колониальных войн, чтобы предотвратить крах колониальной системы.
Особенно отчетливо это проявилось в странах Центральной и Юго-Восточной Азии, где выбор пути развития происходил в условиях гражданских и колониальных войн, острого противоборства за сферы влияния СССР и США. Компартии Вьетнама, Китая, Северной Кореи, Монголии взяли на вооружение советскую модель государственного социализма. Ее выбор помимо экономической, политической и военной зависимости от СССР определили и некоторые общие черты развития стран региона: неразвитость демократических традиций, отсутствие элементов гражданского общества, низкий образовательный и культурный уровень большинства населения, религиозные представления о главенстве государства в жизни общества и его роли как носителя социальной справедливости. Поэтому большинство населения этих стран поддержало курс на государственный социализм с его уравнительным распределением материальных благ и гарантированным, хотя и невысоким уровнем жизни. Авторитарный характер политической системы государственного социализма (вождизм, культ личности, господство партийной бюрократии) также соответствовал представлениям, сложившимся у народов этих стран на основе религиозной идеологии.
В результате огромных усилий народных масс, с помощью командно-административных методов, с применением разнообразных форм насилия, механического копирования чужого, иногда негативного опыта в этих странах была создана общественная система, которая уже на рубеже 70 — 80-х гг. стала демонстрировать свою экономическую неэффективность, антидемократизм и отсутствие исторических перспектив без проведения радикальных реформ. Поэтому в КНР, Вьетнаме, а затем и в Монголии в 80 — 90-е гг. приступили к реформированию экономики и социальных отношений. Главным направлением реформ был переход от централизованной плановой экономики к рыночной. За основу был взят китайский вариант модернизации, который предполагал постепенность преобразований и сохранение прежней политической системы.
Наиболее глубокими и успешными были реформы в КНР, которая в 90-е гг. вошла в число наиболее динамично развивающихся стран мира и смогла решить ряд острых социальных проблем. Высокие темпы экономического развития демонстрировал и Вьетнам, который за короткий срок сумел решить проблему обеспечения населения минимумом продуктов питания и превратился в третьего в мире (после США и Таиланда) экспортера риса. В 1995 г. Вьетнам стал полноправным членом АСЕАН. Менее успешно продвигались реформы в Монголии, которая приступила к ним только в 90-е гг. в условиях глубокого экономического кризиса. Но уже в 1994 — 1995 гг. в ней обозначились признаки экономической стабилизации и начала экономического роста. Наиболее консервативной на этом фоне выглядит КНДР, в которой сохраняется авторитарная система и обостряются экономические и социальные противоречия. Радикальные экономические реформы затронули также Лаос и Кампучию.
Нежизнеспособной оказалась и модель «социалистической ориентации», в основу которой была положена идея классиков марксизма-ленинизма о возможности некапиталистического пути развития и конкретный опыт реализации ее в отсталых районах бывшей царской России и в Монголии. Выбор такого варианта развития объяснялся стремлением лидеров национально-демократических режимов, установленных в афро-азиатских странах в 50 — 60-е гг., избежать крайностей как капитализма, так и социализма советского образца. Первыми встали на путь «социалистической ориентации» (первая волна) Египет, Бирма, Гана, Алжир, Сирия, Сомали, Танзания и другие страны. В некоторых из них были разработаны теории «национального социализма». Главным критерием «социалистической ориентации» провозглашались радикальные антибуржуазные преобразования, которые означали развитие и углубление социального содержания национально-освободительных революций.
Однако в 60 — 70-е гг. в ряде стран (Бирма, Гана, Египет, Сомали и др.) произошел отход от «социалистической ориентации», что показало уязвимость прежней концепции и потребовало внести в нее коррективы. К тому же в 70-е гг. начинается вторая волна «социалистической ориентации», которая развивается в новых условиях: крах колониальных империй, разрядка международной напряженности, ослабление империализма, активная поддержка со стороны мирового социализма. В отличие от государств первой волны, которые остановились на этапе общедемократических преобразований, государства второй волны заявили о своей приверженности научному социализму и стремлении построить социалистическое общество на принципах марксизма-ленинизма. Правящие в них партии объявили себя «авангардными», хотя объективных условий для этого не было. При этом ни в одной стране со сравнительно развитыми ранее капиталистическими отношениями не провозглашалось «авангардной» партии трудящихся. К странам второй волны «социалистической ориентации» относят Эфиопию, Анголу, Мозамбик, Бенин, Конго, Гвинею-Бисау и ряд других стран. Однако и им не удалось решить главных задач общественного развития — создать эффективную экономику и сократить разрыв с индустриально развитыми государствами.
Анализируя неудачи «социалистической ориентации», современные исследователи отмечают следующие их причины: явное несоответствие теории ходу реальных процессов, трактовка их в духе блоковой политики, избрание в качестве образца только советской модели социализма, представление о капитализме в развивающихся странах как о загнивающем, исчерпавшем прогрессивный потенциал общества. В то же время ряд исследователей предлагает рассматривать эту проблему в более широком контексте кризисной полосы развития всех освободившихся стран, независимо от избранного ими пути развития. По их мнению, молодые государства, столкнувшись со многими испытаниями, стали нуждаться в новой модели развития, которая не является абстрактно-теоретической и утопической подобно «социалистической ориентации» или «национальному социализму», а представляет собой целый комплекс мер (политических, экономических и социальных), направленных на преодоление кризиса. Суть их заключается в либерализации экономической жизни, демократизации и консолидации общества.
Большинство стран Азии и Африки избрало капиталистический путь развития, но добилось на этом пути различных результатов. Наибольших успехов достигла Япония, которая вошла в число промыш-ленно развитых стран еще до второй мировой войны. В 60 — 90-е гг. высокие темпы экономического роста продемонстрировали государства первого эшелона «новых индустриальных стран» (НИС) — Республика Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур, в экономике которых произошли значительные структурные изменения. В результате экспорт продукции обрабатывающей промышленности этих стран вырос очень существенно: с 13% совокупного экспорта развивающихся стран (1965) до более 60% (1990). Чуть позже к четверке присоединились страны второго эшелона НИС — Индонезия, Малайзия и Таиланд.
При всей схожести процессов экономического развития в странах Восточной Азии выделяют две модели развития: «северную» (Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур) и «южную» (Гонконг, Индонезия, Малайзия, Таиланд). Различия между ними сводятся к наделенности природными ресурсами, исходному уровню экономического развития, динамике роста и роли государства в экономических процессах. Страны северного региона не имели богатых запасов сырья, что стимулировало их промышленный экспорт. В то же время богатство природных ресурсов Индонезии, Малайзии и Таиланда стимулировало развитие отраслей, связанных с сельским хозяйством. Эти страны отличались также более либеральной экономической политикой, минимальным государственным вмешательством и большей длительностью импортозамещающей индустриализации.
Особую группу составляют небольшие по численности населения, но богатые нефтью государства Персидского залива (Кувейт, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия, Бахрейн, Оман, Ливия, Габон, Ирак), где начало их экономическому росту было положено широкомасштабной эксплуатацией природных ресурсов иностранным капиталом.
Дифференциация развивающихся стран Азии и Африки, особенно заметная в 80-е гг., определила группу наименее развитых стран, объединенных общим понятием «периферия». В эту группу вошли в основном страны Тропической и Южной Африки, ряд государств Южной Азии. Негативное воздействие на их развитие оказал и рост внешнего долга, снижение цен на мировом рынке на минеральное сырье и сельскохозяйственную продукцию. Кризис 80-х гг. нало-жился на накопившиеся за предыдущие годы развития диспропорции в экономике, которые выразились в росте зависимости от внешних факторов (экспорт сырья, импорт продовольствия и т. д.). Нарастание диспропорций в экономике сочеталось с сохранением высоких темпов роста народонаселения и просчетами в экономической стратегии со стороны властей. Отрицательное воздействие на развитие оказали социальные взрывы и вооруженные конфликты в ряде стран (Сомали, Заир, Руанда, Бурунди, Судан, Афганистан).
В этих условиях экспертами МВФ и МБРР были разработаны и предложены странам Африки программы структурной перестройки (адаптации), которые предусматривали приватизацию госсектора, либерализацию экономики, поощрение частного предпринимательства, сокращение государственного вмешательства в экономику. Предлагалось открыть рыночную экономику стран Африки для иностранного капитала. Первые итоги реализации оказались достаточно противоречивыми. Из 29 стран Тропической Африки, проводящих реформы, в 8 отмечался рост производства на душу населения (от 0,5 до 2,9%). Наиболее успешно экономические реформы шли в Гане, Сенегале, Уганде. В то же время они сопровождались большими социальными издержками: ростом безработицы, снижением жизненного уровня населения, сокращением расходов на здравоохранение и образование.
Опыт развивающихся стран позволяет выделить два основных подхода к развитию. Первый из них представляет разновидность этатизма и характеризуется созданием импортозамещающей промышленности и ограничением деятельности иностранного капитала. Второй подход базируется на минимальном вмешательстве государства в экономическую жизнь и ориентации на развитие рынка. Первый подход преобладал в освободившихся странах первые 10 — 15 лет после завоевания независимости. Второй был связан с успешным проведением аграрных реформ, которые позволили расширить и укрепить исходную базу развития (Тайвань, Южная Корея, Малайзия, Таиланд, Индонезия). В странах, которые не сумели осуществить такие реформы, импортозамещающая индустриализация, натолкнувшись на узость внутреннего рынка, быстро «забуксовала».
В то же время только одни аграрные преобразования не могут обеспечить радикальных сдвигов в уровне экономического развития. Опыт Индии, Пакистана, Шри-Ланки и ряда других стран показал, что без глубокой перестройки хозяйственного механизма на рыночных началах, укрепления финансовой стабильности и роста экспорта невозможно сохранять необходимые темпы экономического роста. Не случайно в 70 — 90-е гг. в число экономически преуспевающих входили страны с динамичным экспортом и относительно стабильным финансовым положением.
Таким образом, опыт развития стран Азии и Африки во второй половине XX в. наглядно продемонстрировал существенную трансформацию в определении стратегии развития. Практически везде произошли отказ от жесткой ориентации на капитализм или социализм, своеобразная деидеологизация общественного развития. Наиболее отчетливо это проявилось в 90-е гг., когда стали разрабатываться социально ориентированные стабилизационные программы развития.
В XXI в. развивающиеся страны входят с грузом проблем, решение которых требует коллективных усилий. Прежде всего это существенный разрыв в уровнях доходов на душу населения по сравнению с индустриально развитыми странами мира. С учетом того что очаги демографического роста сконцентрированы прежде всего в странах Азии, Африки и Латинской Америки, ожидать больших сдвигов в существующей ситуации не приходится. Обострение экологических проблем происходит также прежде всего в этих регионах мира, а для поддержания окружающей среды средств явно не хватает. Отсутствие финансовых средств и обилие свободных рабочих рук сдерживают и использование новейших технологий. Продукция развивающихся стран на мировом рынке становится все менее конкурентоспособной. Существует прогноз, что в ближайшее время с помощью биотехнологии будут найдены заменители сельскохозяйственной продукции на 14 млрд долларов. В результате роста внешнего долга развивающихся стран усиливается их зависимость от мировых центров хозяйства, что в перспективе ведет к контролю индустриально развитых стран за мировыми ресурсами.
И все же главной, определяющей тенденцией развития мирового сообщества является усиление его взаимозависимости, целостности и гомогенности, что вселяет оптимизм и надежды на лучшее будущее развивающихся государств.