Долгих А.Г., Захарова Е.И.
Кафедра возрастной психологии факультета психологии МГУ имени
М.В. Ломоносова
В настоящее время работа по преодолению бесплодия стала предметом
исследования не только в медицине, но и в психологической науке, так как бесплодный брак приводит к психологической травме всех членов семьи и сопровождается психологическим дискомфортом. Столкнувшись с бесплодием, женщина становится заложницей собственных переживаний, накладывающих отпечаток не только на ее психологическое состояние, но и на всю семью в целом. Болезненные процедуры диагностики и лечения бесплодия, необходимость следовать расписанию ведения половой жизни, осуждения близких – все это приводит женщину, страдающую бесплодием к ощущению собственной неполноценности, отражаясь на ее самооценке, повышая уровень тревожности и часто приводя к невротическим нарушениям.
Поэтому, с одной стороны программа ЭКО – это шанс реализовать репродуктивную и воспитательную функции семьи, а с другой стороны, это большой риск для психологического состояния матери и дальнейшего взаимодействия с ребенком, рождение которого связано с многочисленными переживаниями.
Материнство в жизни женщины играет совершенно уникальную роль.
Успешно реализованное материнство наполняет жизнь женщины смыслом, придавая ей все больше уверенности и оптимистического взгляда на жизнь. Для того, чтобы суметь испытать счастье материнства, женщина должна пройти длинный путь формирования внутренней материнской позиции, которую Е.И. Захарова определяет как «форму отражения, принятия и освоения женщиной своей социальной позиции матери» (1).
А.С. Спиваковская рассматривает материнство с точки зрения родительской позиции, которую она видит как «реальную направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми» (5).
|
Родительская позиция подразумевает наличие реального взаимодействия матери и ребенка и раскрывается путем овладения способами и представлениями о роли ребенка в жизни женщины.
Мы предполагаем, что сам процесс зачатия с помощью ЭКО может оказать влияние на эмоциональное взаимодействие между материю и ребенком, формирование особенностей которого начинается уже в период ожидания ребенка.
Целью нашего исследования являлось выявление специфики материнской позиции женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО, в сравнении с материнской позиции женщин, беременность которых произошла естественным путем. В частности нас интересовали особенности детско-родительских отношений между материю и ребенком, зачатие которого произошло с помощью ЭКО.
В исследовании приняло участие 51 женщина.
Первая группа включала в себя 36 женщин в возрасте от 26 до 40 лет, родивших ребенка с помощью ЭКО. 35 женщин данной группы на момент исследования состояли в официальном браке, 1 женщина – в гражданском, имея от 1 до 2 детей в возрасте от 2 месяцев до 2 лет.
Вторая группа испытуемых состояла из 15 женщин от 29 до 39 лет, родивших
ребенка естественным путем и имеющих бесплодие в анамнезе. Женщины этой группы на момент исследования состояли в браке и имели одного ребенка от 5 месяцев до 2,1 лет.
|
Для того, чтобы выявить особенности эмоционального взаимодействия с ребенком, зачатие которого наступило с помощью ЭКО, мы провели сравнительный анализ показателей обеих групп с помощью методики ОДРЭВ (2).
Анализ показателей особенностей детско-родительского взаимодействия
свидетельствует о том, что в обеих группах балл по всем шкалам, кроме «безусловное принятие» и «стремление к телесному контакту» находится ниже критериальных значений. Мы склонны квалифицировать такие результаты как следствие низкой чувствительности по отношению к ребенку в обеих группах при наличии позитивного к нему отношения.
Что касается сравнительного анализа обеих групп, то можно отметить, что из
параметров опросника ОДРЭВ (3) по 6 имеются значимые статистические различия между группой женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО и группой женщин, беременность которых наступила естественным путем, а именно: шкала
«понимание причин состояния ребенка»,
«чувства матери при взаимодействии с ребенком»,
шкала «преобладающий эмоциональный фон»,
шкала «эмоциональная поддержка», шкала
«ориентация на состояние ребенка»,
шкала «умение воздействовать на состояние ребенка».
Различия по характеристике «понимание причин состояния ребенка» могут быть обусловлены тем, что у женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО, чувствительность к проявлениям ребенка в целом ниже, чем у женщин, беременность которых наступила естественным путем. Ребенок по-прежнему воспринимается как «чудо», которое появилось вследствие стараний и переживаний матери. Такое отношение к ребенку находит свое отражение также в низких показателях характеристики «чувства при взаимодействии».
|
Взаимодействие с ребенком может вызывать дискомфорт по причине недостаточной родительской компетентности.
Женщины, беременность которых наступила с помощью ЭКО, могут уставать от общения с ребенком и не чувствовать его любовь. Зачастую это связано с непониманием эмоциональных и поведенческих проявлений ребенка по отношению к матери. Данный факт также подтверждается низкими показателями по шкале «умение воздействовать на состояние ребенка».
Анализируя значимые различия по шкале «оказание эмоциональной поддержки», можно сказать, что женщины, беременность которых наступила с помощью ЭКО, демонстрируют амбивалетное отношение к успехам, не уверены в необходимости поддерживать своего ребенка (детей). С одной стороны они рады успехам своего ребенка (детей), с другой – опасаются того, что не готовы поощрять таковых вследствие убежденности в том, что чрезмерная похвала может сделать ребенка непослушным, неуправляемым. избаловать и вывести поведение ребенка из-под их контроля. Такая
родительская некомпетентность вызывает трудности для матери как воспитателя и для ребенка как субъекта усвоения норм и правил, установленных в семье.
Непонимание причин поведения ребенка, неудовлетворенность взаимодействием приводит к тому, что общее отношение к наступившему материнству характеризуется женщинами, беременность которых наступила с помощью ЭКО, общим недовольством, повышением голоса на ребенка, уставанием от общения и отсутствием гармоничного взаимодействия между матерью и ребенком.
В целом стоит отметить, что в большей степени различия между группами
затрагивают такое качество, как чувствительность к ребенку и роли матери.
Несмотря на то, что женщины после ЭКО уже стали матерями, беременность для них по-прежнему остается ярко-окрашенным положительным событием, доставлявшим радость и счастье. Наступившее материнство оказывается для них более трудным и дискомфортным явлением в следствии эйфорического и нереалистического представления будущего. Собранные в ходе проведения исследования данные говорят о том, что забота о физическом состоянии ребенка (детей) доставляет им удовольствие и осуществляется на достаточно высоком уровне.
Дисгармоничность эмоционального взаимодействия выражается в отсутствии ориентация на состояние ребенка и, как следствие, в неумении воздействовать на него.