Психоаналитическая теория происхождения искусства.




Теории происхождения искусства

Биологическая теория происхождения искусства.

Эта теория берет свое начало от идей Ч.Дарвина. Сторонники данной концепции усматривают начало искусства в украшении самого себя для удовлетворения потребности привлечения внимание живого существа противоположного пола.

Психоаналитическая теория происхождения искусства.

Основоположником данной теории считают З.Фрейда. По его мнению, искусство возникает из аффективных конфликтов психики. Искусство - форма вытеснения и сублимации влечений человека (использование энергии элементарных влечений для более высоких целей), выражение бессознательных инстинктов, свойственных человеческой биологической природе.

3. Игровая теория происхождения искусства (Шиллер, Хёйзинги),

Игра рассматривается как импульс возникновения искусства, а игровая природа как одна из граней его существования.

«Эстетическое творческое побуждение, — писал Фридрих Шиллер, — незаметно строит посреди страшного царства сил и посреди священного царства законов третье, веселое царство игры и видимости, в котором оно снимает с человека оковы всяких отношений и о свобождает его от всего, что зовется принуждением как в физическом, так и в моральном смысле... теперь древний германец выискивает себе более блестящие звериные шкуры, более великолепные рога, более изящные сосуды, а житель Каледонии отыскивает самые красивые раковины для своих празднеств. Не довольствуясь тем, что в необходимое внесен излишек эстетичного, свободное побуждение к игре, наконец, совершенно порывает с оковами нужды, и красота сама по себе становится объектом стремлений человека. Он украшает себя. Свободное наслаждение зачисляется в его потребности, и бесполезное вскоре становится лучшей долей его радости». Свойственный человеку избыток физических и духовных сил проявляется в игре – бесцельной деятельности. Наслаждению игрой способствует также биологически заложенное в человеке стремление к красоте (Г.Спенсер, Г.Аллен, К.Гросс и К. Ланге). Также, причиной возникновения искусства считают необходимость "тренировки" для усвоения социальных ролей.

Некоторые ученые видят игру не только в самом искусстве, но и во всей первобытной культуре в целом. Например, Г. Гадамер рассматривал историю и культуру как своего рода игру в стихии языка.

4. В марксистском учении происхождение искусства объясняется трудовой деятельностью. Г.В. Плеханов писал по этому поводу, что искусство - дитя труда, а не игры, полезные качества предметов затем становятся объектом художественного наслаждения.

5. Экзистенциальная теория. Д.С. Лихачев считает, что главной причиной, вызвавшей к жизни художественное творчество, является ощущение и переживание человеком своей неотделимости от окружающего мира, неизбежной, даже фатальной зависимости от него. Отсюда размышления о страхе и стремлении человека противостоять хаосу как об источниках художественного. Искусство успокаивает, преодолевает тоску, страх, хаос в себе, подавляет бездну, в которую способен погрузиться человек. Искусство- сотворение мира гармонического

6. Имитативная теория. В ней утверждается, что в искусстве проявляется инстинкт подражания. Античный мыслитель Демокрит считал, что искусство возникает из непосредственного подражания животным (именно в античности появляется термин “ мимезис ” - подражание). Наблюдая за действиями животных, насекомых, птиц, люди научились “от паука - ткачеству и штопке, от ласточки - постройке домов, от певчих птиц - лебедя и соловья - пению”. Аристотель, рассматривая проблему мимезиса, считал, что в искусстве не просто создаются образы реально существующих предметов или явлений, но и заложен импульс к сравнению с ними.

7. Магическая (Рейнак). Магия охоты и магия плодородия находили отражение в деятельности первобытных художников, где образам искусства придавалось значение заклинания, а не наслаждения. Такая точка зрения во многом основана на том, что первобытные художники делали изображения в потаенных местах пещер, в темных камерах и коридорах, на значительном отдалении от входа, где и два человека не могли разойтись. Это объясняют желанием создать вокруг настенных изображений атмосферу тайны, естественную для магических действий.

 

Есть еще объяснения:

- искусство — продукт человеческого гения (Г. Бокль);

- искусство — ипостась развития объективного надматериального духа (Ж. Маритэн);

 

Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии - "человек был создан Богом по его образу и подобию". Именно духовное начало человека предопределило появление искусства.

Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи искусства с божественным. "Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, - солнце, звезды, дикие животные и деревья - и стимулирует простейшие, но сильные эмоции - страх, смятение, покой. Образы и впечатления от внешнего мира являются вначале неотъемлемой частью религиозного опыта. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное воображение, дают мастеру модели и вдохновляют художника на самовыражение посредством этих моделей. С помощью искусства и ремесла (которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах, изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму".

Искусство — явление Божественного откровения и в этом качестве дано Богом, чтобы показать красоту Божьего смысла мира (Н. Лосский);

 

Павел Флоренский и С.Н. Булгаков в целом ряде своих философских трудов показывали, что культура произрастает из религиозного культа. Религию они считали материнским лоном культуры и этим объясняли тот неоспоримый факт, что великое множество самых знаменитых памятников мировой культуры носят религиозный характер. «Natura — то, что рождается присно, cultura — что от культа присно отщепляется, — как бы прорастания культа, побеги его, боковые стебли его. Святыни — это первичное творчество человека; культурные ценности — это производные культа».

С.Н. Булгаков о происхождении культуры писал следующее: «Известно, что религиозный культ вообще есть колыбель культуры, вернее, ее духовная родина. Целые исторические эпохи, особенно богатые творчеством, отмечены тем, что все основные элементы „культуры” были более или менее тесно связаны с культом, имели сакральный характер: искусство, философия, наука, право, хозяйство. <…> Искусство с колыбели повито молитвой и благоговением: на заре культурной истории человечество лучшие свои вдохновения приносит к алтарю и посвящает Богу. Связь культуры с культом есть вообще грандиозного значения факт в истории человечества, требующий к себе надлежащего внимания и понимания».

В религиозном миропонимании «культура, как сохранение окружающего мира и забота о нем, является богозаповеданным деланием человека». Библия говорит, что Бог, создав человека, дал ему заповедь возделывать и хранить окружающий мир как прекрасное творение Свое (Быт. 2, 15).

 

.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: