Какая пара понятий отражает фундаментальную проблему экономической теории?




Всероссийская олимпиада школьников 2016 - 2017 гг. I (школьный) этап. Обществознание. 9 класс

Общее время выполнения работы - 120 минут Максимальный балл – 100 баллов

Уважаемые участники I (школьного) тура всероссийской олимпиады школьников по обществознанию!

Вам предлагается выполнить 9 заданий. Приступив к работе, внимательно прочтите задание. Учитывайте, что за неверный ответ штрафные баллы не начисляются. Любыми дополнительными материалами, техническими устройствами пользоваться запрещается. ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

Задание № 1. Выберите один правильный ответ и занесите его в таблицу (10 баллов, по 2 балла за каждый правильный ответ).

Какая пара понятий отражает фундаментальную проблему экономической теории?

А) Эффективность и справедливость В) Ограниченность и выбор

Б) Производство и потребление Г) Предпринимательство и прибыль

2. Доход семьи – это:

А) Приобретенная иностранная валюта

Б) Купленные в течение года товары и оплаченные услуги

В) Поступления денежных и натуральных средств за определенный промежуток времени

Г) Полученное наследство

3. Разделение общества на различные социальные группы в соответствии с их положением в социальной иерархии – это:

А) социальная стратификация В) социальная интеграция

Б) социальная мобильность Г) социальная коммуникация

4. Любое государство характеризуется:

А) идеологическим плюрализмом

Б) господством рыночных методов управления экономикой

В) деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильности в обществе

Г) подчинением закону самого государства, его органов и должностных лиц

5. Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, называется:
А) свободой слова Б) свободой совести В) свободой веры Г) свободой передвижения

         
         

Задание № 2. О каких обществоведческих понятиях идет речь в высказываниях мыслителей, поэтов, политиков? (по 2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл - 10)

1. "Встречается еще реже, чем любовь" (Ф. Ларошфуко);"любовь без крыльев" (Дж. Байрон); "лучшее, что есть в жизни человека" (А. Линкольн) ___________________________________________

2. "Большее чудо, чем все чудеса, творимые людьми" (Августин Блаженный); "это мир, который с ним рождается и с ним умирает" (Г. Гейне); "ни ангел, ни животное" (Б. Паскаль) ____________________________

3."Не терпит лжи" (Т. Карлейль); "никогда не обманывает нас" (Ж.-Ж. Руссо); "покоряется лишь тому, кто сам покоряется ей" (Ф. Бэкон) ___________________________________________

4. "Он сам себе служит благоговением" (М.Твен); "источник всякого богатства" (А. Смит); "первое основное условие всей человеческой жизни" (Ф. Энгельс) _____________________________________

5. "На свете нет ничего более редкого" (Г. Спенсер); "только вначале встречает сильное сопротивление" (В. Белинский); "не имеет иного доказательства своего существования, кроме очевидности" (Ф. Ларошфуко)

_________________________________________________________-

Задание № 3. По какому принципу образованы ряды? Всего 8 баллов, по 2 за каждый правильный ответ.

1. Труд, земля, капитал, предпринимательские способности, информация ___________________________

2. Тоталитаризм, авторитаризм, демократия, деспотия ___________________________________________

3. Субъект, объект; цель, средства, результаты, действия _________________________________________

4. Аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество ____________________

Задание № 4. Из предложенных слов образуйте понятия, наименования и составьте из них схему, отражающую конституционное устройство России. При составлении терминов и наименований одно и то же слово может быть использовано несколько раз. Слова также могут изменяться по родам, падежам и числам. Максимальный балл - 10. Власть, верховный, правительство, суд, высший, конституционный, законодательная, собрание, совет, государственный, исполнительная, федерация, РФ, судебная, дума, федеральное.

 

 


Задание № 5. Решите правовые задачи. Максимальный балл - 19.

1. В газете «Янтарный караван» был опубликован только что подписанный Президентом РФ Федеральный закон. Документ содержал указание на место издания, даты принятия, подпись Президента. Может ли гражданин сослаться на данную публикацию закона в своем исковом заявлении? Ответ обоснуйте (4 балла).

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

2. Гражданин С., проходя по торговому центру, увидел, что в одном из магазинов продаются футболки с его изображением. Изображение точно соответствовало фотографии, которую он недавно сделал в одном из ателье. Гражданин С. обратился в юридическую консультацию с вопросом, нарушены ли его права и возможна ли их судебная защита? Какой ответ должен быть дан гражданину С.? (5 баллов).

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

3. Гражданин Л. потребовал в Администрации города предоставить ему данные исследований о концентрации вредных веществ в воздухе на территории района его проживания. В предоставлении этих данных ему было отказано. Правомерен ли отказ Администрации города гражданину Л. в предоставлении запрашиваемых им сведений? Какие дальнейшие действия он может предпринять? (6 баллов).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Иностранный гражданин, студент одного из московских вузов, был задержан за совершение кражи. С предъявленным обвинением и заключением его изолятор временного содержания он не согласился, ссылаясь на то, что он гражданин другой страны, и отвечать он должен по законам другой страны. Правомерны ли действия правоохранительных органов? Свое мнение обоснуйте (4 балла).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 6. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы. Максимальный балл – 10 баллов.

Если исходить из большого числа социально-психологических исследований, направленных на поиски путей устранения конфликта из внутриличностной сферы, сферы межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В действительности, однако, социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких проявлений противоречия, сам внутренне противоречив, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию. Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный конфликт, например, порождает состояние психологического дискомфорта, который влечет, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплоченность и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом. Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе ее осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий. Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так, общеизвестно, что внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, ее совершенствования. В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития. Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих ее факторов и тем самым способствует ее стабилизации. Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.

(Л. А. Петровская)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: