Хвала Аллаху, Единственному кто достоин поклонения! Мир и благословение Пророку Мухаммаду, после которого не будет иных пророков.
Дорогие братья и сёстры, те высказывания исламских учёных, которые будут приведены ниже, содержат в себе напоминание для всех верующих. Эти слова должны показать нам путь праведных предшественников, чтобы мы сравнили их положение с нашим положением и переосмыслили свои деяния, и своё отношение к коллективному намазу в мечети, и к другим обязанностям в Исламе.
Ведь Аллах сказал, что оживление мечетей является уделом верующих людей, обладателей Имана, которые боятся Одного лишь Аллаха и никого помимо Него. Таких людей Он обещал наставить на путь Истины, и поддержать их на дороге верного руководства.
Всевышний Аллах сказал: «Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути». [Коран, сура 9 «ат-Тауба» («Покаяние»), аят 18].
Но чем же оживляются дома Аллаха, если не совершением коллективного джамаат-намаза? Для чего ещё возведены мечети, как не для совместного поклонения в них? Именно для этого они построены, и никто не оживит их, если этого не сделают мусульмане.
Сказав это, следует воздать хвалу Всевышнему Аллаху за то, что Он внушил любовь к мечетям многим рабам своим, и многие дома Аллаха сегодня полнятся молодёжью, которая стремиться к довольству своего Господа и к Раю ширина которого – небеса и земля. Но вместе с этим есть ещё такие люди, которые не осознали ценности коллективного намаза, и предпочитают оставаться в стороне от этой чести, и по своему невежеству и маловерию не желают принимать участие в великой миссии оживления мечетей, чтобы тем самым оживить свои сердца.
|
Просим Аллаха укрепить стремящихся и добавить им усердия, и просим Его наставить небрежных, исправить их помочь в совершении добрых дел.
Вот некоторые из высказываний наших праведных предшественников, славных учёных этой Уммы, имамов прямого пути, и дай Аллах, чтобы слова их стали полезными для каждого, кто обладает сердцем:
1) Ваки’ ибн аль-Джаррах [1] говорил: «Аль-А’маш [2] на протяжении почти семидесяти лет ни разу не пропустил первый такбир [3], и я сам регулярно посещал его на протяжении двух лет, и никогда я не видел, чтобы он восполнял хотя бы один пропущенный ракаат». [«Тарих Багдад» (5/10)].
Он никогда не восполнял пропущенных ракаатов коллективной молитвы, потому что никогда не пропускал ни одного ракаата, и всегда читал намаз вместе с джамаатом от начала до конца.
1 [Абу Суфьян Ваки’ ибн аль-Джаррах ар-Руаси (129-197 г. хиджри) – выдающийся исламский учёный, хадисовед].
2 [Сулейман ибн Михран аль-А’маш (61-147 г. хиджри) выдающийся исламский учёный, хадисовед, табиин].
3 [Такбир – так называется произнесение фразы «Аллаху Акбар», которая произносится в самом начале намаза, и при последующих движениях. Это значит, что он ни разу не опаздывал к началу коллективного намаза].
2) Рабиа ибн Язид говорил: «Каждый раз, когда муаззин произносит призыв на обеденную молитву (зухр-намаз), то к этому времени я всегда уже находился в мечети, и так на протяжении сорока лет, кроме тех случаев, когда я болел или был в пути». [«Сияр а’лям ан-нубаля» (5/240)].
|
3) Яхья ибн Ма’ын рассказывал про Яхью ибн Саида: «На протяжении последних сорока лет его жизни время зенита всегда заставало его находящимся в мечети». [«Сияр а’лям ан-нубаля» (9/181)].
Это значит, что он приходил на зухр-намаз заранее, ещё до того, как солнце достигало зенита. В это время он уже был в мечети в ожидании наступления времени намаза.
4) Саид ибн аль-Мусайяб говорил: «За пятьдесят лет я ни разу не упустил первого такбира [вместе с имамом], и вот уже пятьдесят лет как я, ни разу не смотрел никому в затылок во время намаза». [«Вафаят аль-а’лям» (2/375)].
Также он говорил: «Уже тридцать лет, как я не слышал азана, находясь в кругу семьи». [«Сияр а’лям ан-нубаля» (3/164)].
Это значит, что во время азана он обычно уже находился в мечети.
5) Ибн Сам’ан говорил: «За сорок лет я никогда не пропускал первого такбира, кроме того дня когда умерла моя мать». [«Сияр а’лям ан-нубаля» (10/746)].
6) Адий ибн Хатим говорил: «Каждый раз, когда приближалось время намаза, я встречал его с желанием, и всегда когда наступало время намаза, я уже был готов к его совершению». [«Аз-Зухд» (249)].
Также он говорил: «С тех пор как я принял Ислам, во время икамы я всегда нахожусь состоянии ритуальной чистоты (тахара)». [«Сияр а’лям ан-нубаля» (3/164)]
7) Суфьян ибн Уяйна говорил: «Одно из проявлений почтительного отношения к намазу — это когда ты приходишь в мечеть до икамы». [«Сыфат ас-сафва» (2/235)].
Также он говорил: «Не будь подобен плохому рабу, который не приходит, пока его не позовут. Приходи на намаз до азана». [«Ат-Табсыра» (1/137)].
|
8) Ибн Ма’ын говорил: «Когда Ибрахим ибн Маймун аль-Марвази поднимал молоток, [желая забить гвоздь], и в этот момент слышал призыв на молитву, то уже не делал удара». [«Тахзиб ат-тахзиб» (1/151)].
9) Ибрахим ан-Наха’и говорил: «Если увидишь, что человек небрежен к первому такбиру [в джамаате вместе с имамом], то умой свои руки после него». [«Сыфат ас-сафва» (3/88)].
10) Судья Шама Сулейман ибн Хамза аль-Макдиси говорил: «Я никогда не совершал намаз в одиночестве, кроме двух раз в своей жизни, и мне показалось, что тогда я вообще его не совершал». [«Зайлю табакат аль-ханабиля» (2/365)].
При этом его возраст был девяносто лет.
11) Мухаммад ибн Мубарак ас-Сури говорил: «Если Саид ибн Абдуль-Азиз пропускал коллективную молитву (джамаат-намаз), то плакал». [«Тазкирату аль-хуффаз» (1/219)].
12) Однажды Маймун ибн Михран пришёл в мечеть, но ему сообщили, что люди уже разошлись, тогда он расстроился и сказал: «Все мы принадлежим Аллаху, и к нему мы возвращаемся. Воистину ценность этого коллективного намаза дороже для меня, чем власть над Ираком». [«Мукашафат аль-кулюб» (1/364)].
13) Юнус ибн АбдуЛлах говорил: «Как же так, я теряю курицу и переживаю из-за этого, так неужели я могу упустить намаз и не переживать из-за этого?!». [«Сыфат ас-сафва» (3/307)].
14) Хатим аль-Асам говорил: «Однажды я пропустил коллективный намаз и только Абу Исхак аль-Бухари высказал мне свои соболезнования, а если бы у меня умер сын, то мне соболезновали бы более десяти тысяч человек. Это потому, что бедствие в делах Религии для людей значит меньше, чем бедствие в делах этого мира». [«Мукашафат аль-кулюб» (1/364)].
Дорогие братья, задумайтесь о том, насколько сегодня наше положение в поклонении Аллаху отличается от положения первых поколений Ислама. И помните, что мы не достигнем того, чего достигли они, пока не станем делать то, что делали они.
Ведь Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя». [Коран, сура 13 «ар-Ра`д» («Гром»), аят 11].
Хвала Аллаху Господу миров! Благословение и мир нашему Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам, и всем тем, кто последовал за ними в совершении благих дел до самого Судного Дня.