Требование к сопроводительной речи (к чему следует стремиться)




Работа над проектом

Основное изменение при переходе учащегося в проектную группу – самостоятельная работа над проектом. Проектант самостоятельно планирует свою деятельность, свое рабочее время, самостоятельно принимает решения и выполняет их, прибегая к консультации преподавателя в случае, если это требуется по технике безопасности, если при максимальных усилиях не удается найти верное решение и т.п.

Паспорт проекта

Работа над проектом начинается с заполнения паспорта инженерно-технического или естественно-научного проекта. Паспорт заполняется проектантом самостоятельно: определяются цели и задачи, сроки выполнения, план проекта на все время его выполнения, план проекта детализированный. На каждом занятии первые минуты уходят на заполнение графы планов на данное занятие, в конце занятия проектант обязан заполнить поле причины отклонения от плана, если задачи остались не выполненными, а также составляет план на следующее занятие.

Введение паспорта проекта обусловлено необходимостью выведения проектной деятельности на качественно новый уровень и достижения результатов, который ожидается от технопарка со стороны федерального оператора, губернатора, департамента образования и руководства Владимирского института развития образования.

Следует упомянуть, что учащиеся проектных групп имеют возможность демонстрировать свои достижения на самом высоком уровне – на уровне департамента образования, руководства Владимирского региона, на федеральном уровне, в том числе перед членами Правительства и Президентом Российской Федерации, регулярно презентуют свои работы на выставках, фестивалях и форумах федерального уровня.

Понятно, что проектная работа при этом должна быть оформлена в соответствии с современными требованиями. Кроме того, ведение паспорта проекта дисциплинирует учащегося, систематизирует и структурирует его работу. Позволяет проектанту собрать всю документацию по проекту, вести ее в установленном виде и предоставлять на рассмотрение внешней аудитории.


Презентация проекта

При участии в конкурсах, показах, олимпиадах проектант оформляет стенд или презентацию, которые он сопровождает речью. Успешность выступления проектанта напрямую зависит от качественно выполненной презентации/стенда и от успешного речевого сопровождения, то есть – от степени подготовленности и соответствия установленным требованиям.

Требования к презентации проекта

1. Презентация выполняется в виде слайдов в программе Powerpoint.

2. Установленное время презентации – не более 5 минут. Ответы на вопросы аудитории – за пределами этого времени.

3. Количество слайдов – не более 15 шт.

4. Приблизительно 20 сек. на один слайд

5. Презентация содержит минимальное количество текста, т.к. задача этой презентации – служить визуальной опорой докладчика.

6. Содержит максимальное количество фотографий, схем, графиков, таблиц, диаграмм.

7. Проектант идеально знает свою презентацию – порядок слайдов, их содержание, информация, которую он сообщает по каждому слайду

8. Презентация не должна быть перегружена анимацией. Это отвлекает внимание слушателя, он теряет нить высказывания.

9. В презентации используется не более 3 типов шрифта (заголовок, подзаголовок и основной текст)

План презентации (не более 15 сладов)

1) Титульный лист. Обязательно: Название проекта, список участников, имя руководителя

2) Цель создания проекта. Описание проблемы, решение которой обеспечивает воплощение проекта в жизнь. Чем красочнее и нагляднее изображена проблема, тем интереснее будет выглядеть предложенное решение. Главная задача на этом этапе — дать аудитории на себе прочувствовать саму проблему, ее необратимость и актуальность, чтобы захотеть ее решить.

3) Анализ существующих решений. На одном-двух слайдах представить обзор существующих решений, рассмотреть преимущества и недостатки.

4) Ваше решение проблемы. Изложить суть своего решения. Чем оно отличается от существующих. Убедить публику в том, что ваше решение является революционным.

5) Структурная схема проекта. Изобразить в виде структурной схемы все элементы вашего проекта. Показать из чего будет состоять проект, как отдельные части будут взаимодействовать друг с другом.

6) Этапы работы над проектом. Кратко на одном слайде представить основные этапы работы над проектом с указанием ключевых сроков.

7) Демонстрация работающего устройства / макета или видеозапись.

8) Заключительный слайд. Надпись "Спасибо за внимание", указать контактную информацию.


Требование к сопроводительной речи (к чему следует стремиться)

«Если моя речь займет полчаса,

то мне надо готовиться неделю.

Если всего минуту - месяц»

(М. Твен)

1. Нет смысла волноваться – проектант рассказывает слушателям о своей работе. Цель - донести информацию.

2. Поза – лучше не держать руки в карманах (не вызывает доверия) и не скрещивать руки на груди (говорит о напряженном и недоброжелательном настрое)

3. Докладчик стоит лицом к аудитории, примерно 30 градусов

4. Взгляд докладчика. Очень важно, чтобы каждый слушатель чувствовал, что докладчик работает для него. Взгляд, направленный выше последнего ряда стульев в зале, создает такое ощущение.

5. Темп – не тараторить, говорить размеренно, это вызывает у слушателя впечатление твердых знаний и уверенности докладчика.

6. Голос – громкий, четкий, все слова в речи хорошо знакомы, отработаны с точки зрения произнесения, докладчик рассказывает с выражением, которое отражает его личную заинтересованность и желание заинтересовать слушателей.

7. Речь подготовлена заранее, отработана, но не заучена наизусть. Заученная речь не привлекает, не создает нужного эффекта. Речь должна быть естественной.

8. Докладчик рассказывает своими словами энергично, понятно для аудитории, стараясь удержать внимание слушателей.

9. Докладчик НЕ читает информацию со слайдов презентации (текст на слайдах практически отсутствует), докладчик НЕ читает с листа – докладчик рассказывает!

10. Важно придерживаться ровного тона речи.

11. О себе нельзя говорить от первого лица. Лучше вообще о себе не говорить. Любая работа/проект выполняется под руководством преподавателя, поэтому особое значение приобретает местоимение «Мы ». Но основная часть глагольных форм – пассивные конструкции («были проведены исследования», «были рассмотрены вопросы»)

12. Лексика – отсутствуют разговорные слова, слэнг (молодежный и профессиональный), слова-паразиты.

13. Начало сопроводительной речи: «Уважаемая аудитория, представляю вам проектную работу на тему: … »

14. После названия лучше сделать паузу, чтобы оно "осело" в сознании слушателей.

15. Речь подготовлена в виде плана (НЕ текста) по каждому слайду. Докладчик хорошо знает, что именно он рассказывает по каждому слайду. В Powerpoint есть возможность записывать наброски сопроводительной речи в поле, ниже слайда, затем распечатывать вместе с изображением на слайде.


 

 

16. Важно заранее выписать вводные фразы, термины, «трудные слова», имена собственные, даты и т.п.

«В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования»

«Таким образом, …»

«Согласно результатам исследования, были сделаны следующие выводы…»

«Актуальность темы дипломного проекта определяется…»

«На слайде 2 презентации представлены/отражены цель и задачи диплома…»

«Целью данной работы является…»

«Из данной таблицы видно, что …»

«Опираясь на …»

«был сделан вывод, что»,

«с учетом… было принято решение»

«в процессе исследования стало понятно»

«Во-первых»

«Итак»

«Следовательно»

«Рассмотрим»

«Об этом ранее упоминалось»

«Проведенные расчеты показали, что»

«На основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод»

«Нетрудно заметить, что»

«Представляется возможным»

17. Называя термины, которые с наибольшей вероятностью не знакомы слушателю, докладчик поясняет эти термины.

18. Докладчик никогда не говорит о том, в чем не разбирается. Он всегда выполняет проект самостоятельно и в процессе своей работы тщательно все изучает.

19. В конце выступления надо поблагодарить слушателей ("Спасибо за внимание"), и интонацией показать, что Вы все рассказали.

 


Ответы на вопросы

Фраза типа «Я готов дать ответы на Ваши вопросы » (время – 2 мин.)

1. При ответе на вопросы категорически нельзя: молчать, отвечать односложно – следует дать развернутый ответ, говорить, что об этом было сказано в презентации, отвечать вопросом на вопрос, говорить: «Я не знаю, мы этого не проходили»

2. Когда вам задают вопрос, вы не должны смотреть на задающего, как на врага. Вы должны, даже при самых каверзных, ехидных и провокационных вопросах, показать свое позитивное отношение к задающему вопрос, внимательно слушая вопрос (поддакивая и кивая головой – в меру!) и выражая всем своим видом ваше уважение (но не заискивание) к оппоненту. Благодарить за вопрос не надо.

3. Если Вы знаете, ответ на заданный вопрос, не спешите отвечать на него, задумайтесь, сделайте небольшую паузу и отвечайте - иначе в случае затруднений по другому вопросу - это бросится в глаза.

4. К ответам на вопросы надо готовиться. Продумайте самостоятельно, какие вопросы могут заинтересовать аудиторию, заранее продумайте ответы на них. Подобные вопросы возникают во время работы над проектом во время бесед с руководителем. Зафиксируйте необходимую информацию письменно

5. На вопрос всегда надо отвечать, даже если ответ вам неизвестен. Можно использовать следующие фразы в случае затруднений при ответе:

"Этот вопрос я не затрагивала в своих исследованиях, но планирую продолжить работать над ним в аспирантуре. Благодарю за идею!"

"Измерения этой величины сопряжены с экспериментальными трудностями различного характера, поэтому в рамках той работы они не проводились".

"Без подготовки ответить на этот вопрос сложно, необходимо провести определённые вычисления"

«Вы совершенно правы (Я полностью согласен с Вами), этот вопрос имеет важное значение, но, к сожалению, объем данной работы не позволил нам рассмотреть его более глубоко (в рамах данной работы мы не смогли рассмотреть его более глубоко), уделив главное внимание основной теме (задаче) работы ».

 

6. В конце уместно поблагодарить руководителя проекта / консультантов со стороны бизнеса/производства, спонсоров: «Я хочу поблагодарить моего руководителя, педагога по направлению «Робототехника» за большую помощь/содействие (даже если вы все выполнили самостоятельно) в подготовке проекта. Его руководство, советы и рекомендации помогли сделать проектную работу более содержательной»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: