МЕТОД ВЕДУЩИХ ВОПРОСОВ. ОТ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА К ПРОБЛЕМЕ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ. ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫТРИЗ.
Горобченко С.Л. МБА, сертифицированный специалист МА ТРИЗ
Если Вы работаете в какой-либо отрасли, то Вам может казаться, что Вы знаете о ней все. Но стоит начать задавать вопросы, казалось бы, к установившимся событиям, процессам или явлениям, то тут же на поверхность всплывут "слепые" зоны, "белые пятна" и штампы восприятия. В какой-то степени, умение начать сомневаться в прошлом или уметь ставить ведущие вопросы о будущем смогут в большей степени разрешить проблему понимания ситуации. Ведь, отвечая на вопросы, нам удается увидеть то, что мы считали известным и то, что мы не предвидели.
Коллективность в ответах является обычно наиболее важным и организующим звеном, поскольку это создает возможность каждому специалисту внести свой вклад в процесс коллективного размышления и понимания проблемы.
В этом плане постановка вопроса для большой аудитории будет достаточно сложным и творческим процессом. Ведь эти вопросы должны быть настолько объемными, чтобы их содержание было весьма емким для ответа. Они должны быть настолько общими, чтобы каждый нашел свое место в ответе на такие вопросы. Согласитесь, это непросто.
Мы предлагаем Вам вместе с нами пройтись по схеме задавания вопросов.
Отметим, что мы не будем рассматривать задавание вопросов в формате социологического исследования, однако будем использовать ряд положений социологического опроса, что дает прочную основу для опроса. Однако при этом большинство наших вопросов будет программно-проблемными. Раскрывающие и вспомогательные вопросы будут в целом на свободный ответ, вопросами на знание, на установки, на множественный выбор. Можно широко использовать фильтрующие и уточняющие вопросы.
|
Из методик и приемов социологических опросов наиболее востребованной по нашему мнению, для конкретизации общих установок программных вопросов будет процедура "сужения-расширения".
Справка:
Процедура сужения / процедура расширения (Funneling procedures/inverted funnels).Процедура сужения предполагает такую последовательность вопросов, при которой сначала задаются общие вопросы, а затем частные. Цель процедуры состоит в том, чтобы ответы на частные вопросы не послужили отправной точкой для формулирования ответов на более общие. Предполагается, что у большинства респондентов есть собственное мнение по обсуждаемой проблеме, и они могут дать ответ на общий вопрос. Если же большинство респондентов не могут ответить на общий вопрос, заданный в начале опроса, используется «процедура расширения», когда первыми задаются частные вопросы. Такая инверсия не позволяет использовать достоинства процедуры сужения. Однако респондент получает возможность подумать о разных аспектах проблемы прежде, чем ему придется отвечать на общий вопрос.
Задавание вопросов важно отнюдь не везде. Но существуют такие мероприятия, где проблематизация областей особенного внимания специалистов, выявление противоречий и взглядов на проблему, является весьма актуальным. К ним относятся конференции.
Схема задавания вопросов, характерных для конференций с точки зрения ТРИЗ, исходя из общих предпосылок постановки вопросов, должна определить системность, генетичность, функциональность, структурность и внутреннее взаимодействие элементов рассматриваемой системы между собой.
|
Учитывая, что Вы должны сначала оценить состояние системы, то важно использовать исторический, и в его развитой форме - генетический подход, когда Вы устанавливаете связь и рождение новых элементов в зависимости от точек бифуркаций в системе или внешнем окружении. Это позволяет структуризовать течение событий, и начать избавляться от "проблемного месива".
Важную роль должно сыграть семантически верное оформление процесса задавания вопросов для того, чтобы обеспечить инструментальность подхода, т.е. прихождение к конкретному результату. Для этого нужно использовать приемы семантического подхода и методы правильного языкового мышления.
Вопрос, как способ постановки проблемы, играет главную роль в развитии движения виртуальных систем, к которым можно отнести и проблемы, являющиеся основой конференций. Для этого необходимо определить разрывы, разночтения и далее, в случае правильного движения мысли, будет возможно определить и ключевые противоречия этапов развития данной системы.
Разработка вопросов и проблематизация начинается с определения системы и ее границ, хотя для областей задач, в которых уже определились основные системные понятия и структуры, произошло их оформление в понятия, это уже не так важно.
В этом плане, необходимо хорошо чувствовать проблематизацию областей особенного внимания в конкретной сфере знаний или отрасли и начинать не с азов, а с границ проблемы. Тогда Вы не будете выглядеть учителем или "трактовщиком" уже давно известного. Но, в то же время, эти известные знания Вы уже должны иметь в виду. И сначала задать себе вопрос: не стали ли эти знания уже устаревшими штампами?
|
В виртуальных системах определить функциональность бывает трудно, поскольку связи и особенности выполнения могут быть либо размыты, либо элементы многофункциональны и многослойны. Тем не менее, это вполне возможно. Вопросы на функциональность обычно связываются с операциональными вопросами.
Хотя структура области обычно уже задана и известна участникам, но ее желательно еще раз перепроверить или переустановить, особенно, если речь идет о быстро меняющихся системах, например, динамичных рынках.
Представленные выше общие установки задавания вопросов должны позволить приступить к самому главному - установлению трудностей, разрывов и противоречий между частями системы. Вопросы должны быть направлены на это. Остальные вопросы должны быть связаны с основными проблемными (центральными) вопросами, задающими скелет обсуждения. Например, задается центральный вопрос, а остальные раскрывают его суть, устанавливают взаимоотношение вопроса с различными областями знаний или данных, уточняют данные и пр. При этом должна соблюдаться иерархичность вопросов, чтобы ведение вопросами от знаемого к незнаемому было последовательным и логичным.
Полнота раскрытия темы, установление всех внутренних связей между частями проблемы должно быть следующим важным условием задавания вопросов. В этом будут проявляться сущностные черты явлений, процессов, полей сил, которые ранее были не видны и стали ясны благодаря реакции ключевой части аудитории на системно заданные проблемные вопросы.
В полном объеме желательно использовать такой инструмент как функциональная матрица ситуации (ФМС). Она позволяет локализовать проблематику и источники противоречий и возможных перемен, позволяет обозначить основные причинно-следственные связи развития событий. Со своей стороны в дальнейшем участники дискуссий и эксперты получают возможность легко ориентироваться в набранном материале и быстро фокусироваться на обсуждении наиболее актуальных тем, не отклоняясь от первоначально заданных вопросов.
Вопросы причинно-следственного анализа проявят свою силу, когда уже будет установлена общая структура системы, ее основные компоненты, функциональные связи. Тогда можно будет в полную силу задавать вопрос "почему?", поскольку уже будет готова базовая информация для оперирования внутри определившейся в целом рассматриваемой системы.
Ниже мы рассмотрим, как представленный подход был реализован для составления общей программы конференции. Программа была подготовлена в виде опросного инструмента.