Активный метод » − усиленно действующий способ продвижения к
истине или намеченной дидактической цели, связанной с профессиональной
подготовкой будущих специалистов.
Внедрение − введение экспериментально проверенного опытного образца и
научно-методического сопровождения к нему в образовательную практику,
подготовка участников процесса обучения, психолого-педагогическое
сопровождение.
Воспитание − деятельность по передаче новым поколениям общественно-
исторического опыта, высокой морали, творческого отношения к
действительности, научного мировоззрения, высокой культуры труда и
поведения. Абсолютной ценностью воспитания является ребенок, человек.
График − чертеж, изображающий с помощью кривых количественные
показатели развития, состояния объекта, явления и процесса: изображение
линиями свойств и законов явлений во всех тех случаях, когда таковые могут
быть определены числами.
Действия (трудовые действия) − осуществление своих функций; произвольная, преднамеренная, опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели; процесс, направленный на достижение цели; совокупность операций, подчиненных цели.
Диаграмма − графическое изображение соотношений каких-либо
величин.
Дидактические тесты – набор стандартизированных заданий по
определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его
обучающимися.
Игра − форма воссоздания предметного и социального содержания
будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех
систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.
Инновации – целенаправленное изменение, вносящее в образовательную
среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики
отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.
Коллоквиум − одна из форм учебных занятий, беседы педагога с
обучающимися для выяснения знаний.
Kомпетентность − осведомленность специалиста об условиях и
технологиях решения возникающих профессиональных проблем, а также
умение реализовать свои знания в своей области деятельности.
Контроль обучения – составная часть, компонент процесса обучения,
органически связанный с изучением программного учебного материала его
осмыслением, закреплением и применением, формирование навыков и умений; педагогическая диагностика.
Лабораторное занятие − один из видов самостоятельной работы
студентов, интегрирующий теоретические знания, умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.
Лекция − систематическое, последовательное, монологическое изложение
педагогом (лектором) учебного материала, как правило, теоретического
характера.
Методический − точно следующий установленному плану; строго
последовательный.
Методические приемы − система точно следующих установленному
плану взаимосвязанных способов и действий педагога и обучающихся,
обеспечивающих усвоение содержания образования по данной области знаний;
Методика − совокупность методов, приемов практического выполнения
чего-либо.
Методика профессионального обучения − педагогический
инструментарий, предназначенный для управления процессом усвоения
системных профессиональных знаний в данной области деятельности на основе совместного эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и
обучающихся с учетом их возрастных особенностей, умственных возможностей, а также технического, психолого-педагогического и эргономического обеспечения.
Методическая деятельность педагога − самостоятельный вид
профессиональной деятельности педагога по дальнейшему совершенствованию
своего педагогического потенциала, моделированию, проектированию,
конструированию, прогнозированию и внедрению педагогически полезного
дидактического обеспечения процесса обучения в образовательную практику,
позволяющего осуществлять координацию обучающей и учебной деятельности
по отдельной дисциплине или циклу дисциплин.
Методический принцип − конкретизированное выражение специальных
требований к преподаванию, детерминирующих конкретные методы учебной
работы обучающихся на занятии по конкретной дисциплине.
Методическая разработка − документ, представленный в форме
методического издания и содержащий конкретные материалы в помощь
педагогу. Содержит примерное планирование содержательной учебной
информации по определенному курсу на полугодие, год, а также конкретные
педагогические сценарии занятий. Помогает педагогу лучше понять
теоретические и практические возможности, заложенные в учебниках и
методических пособиях.
Методические рекомендации − документ, представленный в форме
методического издания и содержащий комплекс кратких и четко
сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в
практику наиболее эффективных методов и организационных форм обучения и воспитания.
Методы контроля – способы, с помощью которых определяется
результативность учебно-познавательной деятельности обучающихся, а также интенсивность педагогической работы педагога.
Модуль − логически завершенная часть содержательной учебной
информации, усвоение которой обязательно сопровождается контролем знаний, умений и навыков обучающихся.
Образование − процесс овладения обучающимися системой научных
знаний умений и навыков в определенной области науки, результат которого
соответствует заданным государственным целям и фиксируется
соответствующим документом.
Обучение − целенаправленное эмоционально-интеллектуальное
взаимодействие педагога и обучающихся, основанное на совместной
деятельности по достижению государственных целей образования.
Обученность – достигнутый уровень усвоения знаний, умений и навыков,
развития психических процессов, качеств личности.
Организационная форма обучения − относительно устойчивая
структура эмоционально-интеллектуального взаимодействия участников
обучения, содержательное наполнение которой зависит от целей, специфики
содержательной учебной информации, методов и условий обучения.
Педагогическое конструирование − детализация созданного проекта
педагогического сценария учебного занятия, приближающая его к реализации в конкретных социокультурных и педагогических условиях.
Педагогическое моделирование − разработка общей идеи создания
педагогической системы, процесса, ситуации или сценария и основных путей их реализации.
Педагогическое проектирование − предварительное составление проекта
предстоящей эмоционально-интеллектуальной деятельности участников
педагогического процесса на основе учета современных достижений в области педагогики, дидактики, методики, психологии, информатики и других наук, а также особенностей среды и условий его реализации.
Педагогическая технология − комплексная интегративная система,
включающая иерархизированную и упорядоченную систему операций и
действий, неукоснительное выполнение которых гарантирует достижение
планируемого результата (требования государственного образовательного
стандарта), обеспечивает педагогическое целеопределение, содержательные
информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на
усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и формирование
личностных качеств обучающихся, заданных целями обучения.
Прием − способ действий при выполнении, осуществлении чего-либо.
Приемы умственной деятельности − способы, с помощью которых она
выполняется, и которые могут быть объективно выражены в перечне
определенных интеллектуальных действий.
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства и связи
явлений; единица мышления. Любое исследование осуществляется человеком как формирование понятий и их связей.
Полезность информации − оптимальное удовлетворение определенным
требованиям информационных запросов потребителей при принятии ими
решений в конкретных условиях, в том числе и в системе образования.
Правила обучения − простейшие методические структуры, содержащие
в кратком виде указания на ряд необходимых операций по достижению тех или иных целей обучения.
Практическое занятие − целенаправленная форма организации
педагогического процесса, направленная на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных учебных действий
в данной сфере науки.
Проблемное обучение − это такое изучение содержательной учебной
информации по той или иной области знаний, которая вызывает в сознании
обучающегося познавательные задачи и проблемы, напоминающие научный
поиск.
Проектная технология − система обучения, в которой знания и умения
обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно
усложняющихся практических заданий – проектов.
Развитие − объективный процесс внутреннего последовательного
количественного и качественного изменения физических, духовных сил
человека. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и
внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых
факторов.
Рефлексия − целенаправленный самоанализ результатов преподавания и
учения по конкретной учебной дисциплине и прогноз их совершенствования
(выбор оптимальных методов, средств и организационных форм управления
процессом профессионального обучения; подбора, структурирования и
представления разных видов содержательной учебной информации; выбор
диагностического инструментария и т.д.).
Семинар – один из основных видов учебных занятий, состоящий в
обсуждении обучающимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими
по результатам учебных исследований под руководством педагога или
самостоятельно.
Система качеств знаний – совокупность взаимодействующих
качественных характеристик, представляющих собой целостное образование,
спроектированных для достижения целей развития личности обучающегося,
обеспечения раскрытия его творческого потенциала.
Система понятий − совокупность взаимосвязанных дефиниций,
принадлежащих всей методике профессионального обучения конкретным
учебным дисциплинам.
Способ − действие или система действий, которые применяются при
исполнении какой-либо работы; прием осуществления чего-либо.
Средства обучения − материальный или идеальный объект, который
“помещен” между педагогом и обучающимся и использован для усвоения
знаний, формирования опыта учебно-познавательной и практической
деятельности.
Структурно-логические схемы − граф, ребра которого изображены в
виде стрелок, их направление указывает на логику объяснения педагогом
содержания учебной информации с указанием методических приемов ее
восприятия и применения.
Схема − изложение, описание чего-либо в самых общих, основных
чертах, без деталей и подробностей. Каждая схема выполняет определенную
функцию в изучении учебной дисциплины.
Таблица − перечень цифровых данных или каких-либо других сведений,
расположенных в определенном порядке по графам.
Термин – слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо
научное понятие. Система терминов − совокупность терминов, связанных
отношением упорядоченной номинации с системой понятий.