FURTHER TRAINING AND PROFESSIONAL RETRAINING OF CUSTOMS OFFICALS




ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

В статье рассмотрены основные формы профессионального развития должностных лиц таможенных органов Российской Федерации. Раскрыты механизмы осуществления профессиональной переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов. Выявлены основные проблемы профессионального развития с учетом специфики таможенной службы. Предложены методы их устранения.

Ключевые слова: профессиональное развитие; профессиональная переподготовка; повышение квалификации; дополнительно профессиональное образование; должностное лицо таможенных органов.

FURTHER TRAINING AND PROFESSIONAL RETRAINING OF CUSTOMS OFFICALS

The article deals with the main forms of professional development of customs officers of the Russian Federation. The mechanisms of further training and professional retraining of customs officials are revealed. The main problems of professional development taking into account the specifics of the customs service are identified. Methods of their solution are offered.

Keywords: professional development; further training; professional retraining; additional vocational education; customs officer.

 

Осуществление деятельности таможенных органов Российской Федерации в настоящее время происходит в условиях существенных изменений во внешней торговле. Эти изменения связаны, прежде всего, с ростом сотрудничества государств в области внешнеэкономической деятельности, глобализацией мировой экономики, а также с усилением противоправной деятельности в сфере таможенного дела. В связи со сложившейся ситуацией от должностных лиц таможенных органов требуется постоянное повышение уровня профессиональной подготовки с целью решения все более новых и сложных задач. Необходимо осваивать новые методы управления таможенными рисками, применять прогрессивные информационные технологии, оптимизировать методику проведения таможенного контроля. Именно поэтому повышение квалификации и профессиональная переподготовка должностных лиц таможенных органов играют большую роль в определении эффективности работы всей системы таможенных органов Российской Федерации.

На данный момент в условиях всемирной глобализации и интеграции эффективность работы таможенных органов особенно важна в целях защиты национальной безопасности Российской Федерации. Именно поэтому вопросы профессионального развития должностных лиц таможенных органов актуальны как никогда ранее. В статье рассмотрены основные аспекты управления профессиональным развитием сотрудников таможенных органов посредством повышения квалификации и профессиональной переподготовки, что является целью данного исследования. Материалом для научного анализа и синтеза являются актуальные исследования в области проблематики профессионального развития должностных лиц таможенных органов. Проанализированный материал взят из официальных источников, был использован метод научной индукции.

В Российской Федерации профессиональное развитие должностных лиц таможенных органов осуществляется путем получения дополнительного профессионального образования по программам профессиональной подготовки и повышения квалификации должностных лиц.

Основным элементом нормативно-правовой базы, регулирующей порядок получения дополнительного профессионального образования должностными лицами таможенных органов Российской Федерации, является Приказ Федеральной Таможенной Службы Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации» от 25.07.2008 № 915. Данный нормативно-правовой акт устанавливает, что профессиональная переподготовка осуществляется с целью приобретения дополнительных навыков и знаний для осуществления должностным лицом нового вида деятельности (свыше 500 часов) или для получения лицом новой квалификации (свыше 1000 часов) [4]. Основная цель профессиональной переподготовки – подготовить должностное лицо таможенного органа к переводу на вышестоящую должность или на должность другого профиля. Необходимость такой подготовки определяется начальником таможенного органа. Помимо прочего, данный Приказ ФТС РФ определяет, что повышение квалификации проводится с целью обновления теоретических знаний и совершенствования практических навыков должностного лица (от 72 до 500 часов) [4].

Ранее, периодичность повышения квалификации для государственных служащих, была строго установлена: сотрудники, не занимающие руководящие должности, должны были проходить курсы повышения квалификации не реже одного раза в три года, однако, в данный порядок организации профессионального развития сотрудников таможенных органов были внесены существенные изменения. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19.07.2017 № 2074-7 ГД «О Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (проект № 87674-7)» периодичность направления гражданских служащих на дополнительное профессиональное образование один раз в три года была отменена, что обусловлено предложением осуществления должностным лицом профессионального развития на протяжении всей службы. На данный момент пока сложно говорить о продуктивности внесения данных изменений, однако, можно предположить, что данные изменения помогут более эффективно распределять средства федерального бюджета на профессиональное развитие должностных лиц таможенных органов.

К основаниям для направления должностного лица таможенного органа на профессиональную переподготовку или повышение квалификации относятся:

- назначение сотрудника на другую должность в процессе карьерного роста;

- включение сотрудника в кадровый резерв;

- по результатам аттестации сотрудника [7, c. 273].

Получение дополнительного профессионального образования может быть осуществлено в институте дистанционного обучения, либо на специальных факультетах Российской таможенной академии, созданных для повышения квалификации сотрудников таможенных органов.

Процесс получения дополнительного профессионального образования может быть осуществлен в очной форме, либо с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Дистанционные методики получения профессионального образования особенно актуальны, так как позволяют должностному лицу без отрыва от работы получать новые знания и навыки, а также сокращать издержки, необходимые для направления работника на прохождение очной формы обучения. Кадровая служба Центрального таможенного управления (далее ЦТУ) активно использует дистанционное обучение для развития профессиональных навыков своих сотрудников. В ЦТУ с применением электронных форм проходят обучение 82,5 % слушателей, от общего числа обученных или более 3000 человек в год. Основными преимуществами дистанционной формы обучения должностных лиц таможенных органов являются: гибкий график обучения; вариативная продолжительность обучения; экономия материальных средств; доступ к большому разнообразию учебных пособий и другим информационным источникам, привлечение к разработке программы лучших специалистов.

Необходимо отметить, что повышенное внимание в рамках профессионального обучения должностных лиц таможенных органов уделяется лицам, впервые принятым на государственную службу. Для этого в рамках дополнительного профессионального обучения была разработана специальная программа «Основы таможенного дела», сроком на 72 или 144 часа. Как отмечает Барнаева В.А.: «основным недостатком данной программы является то, что форма обучения по данной программе очная, что предполагает высокие затраты на длительную командировку сотрудника, а также его отрыв от работы, что не приветствуется руководством» [6, c. 28].

Помимо вышеописанных форм обучения в таможенных органах широко распространен институт наставничества, что предполагает закрепление за новым сотрудником наставника на срок от одного месяца до полугода. Порядок организации работы по наставничеству закреплен Приказом ФТС России «Об утверждении Положения об организации наставничества в таможенных органах Российской Федерации» от 17.02.2015 № 268. Несмотря на то, что это относительно новый элемент системы профессионального развития должностных лиц таможенных органов, его эффективность уже ярко заметна: молодые специалисты быстрее адаптируются к осуществлению своих полномочий; процесс получения ими профессиональных знаний и навыков стал более ускоренным.

Согласно Плану профессионального обучения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации в Институте дистанционного обучения переподготовки Российской таможенной академии на 2018 год количество мест для обучения по различным программам в электронной форме составляет 3176 мест, по программе очного обучения 926 мест, по программе очного обучения, совмещенного с электронной формой 444 места, итого общее количество мест составляет 4546 единиц [9]. В 2014 году согласно статистическим данным анализа обучения должностных лиц таможенных органов всего было обучено 3214 сотрудников. Из этого можно сделать вывод, что количество должностных лиц таможенных органов, направляемых на получение дополнительного профессионального образования, с каждым годом растет.

Таким образом, профессиональное развитие должностных лиц таможенных органов Российской Федерации осуществляется на высоком научно-методическом уровне. Основными приоритетными направлениями профессионального развития являются профессиональная переподготовка и повышение квалификации сотрудников таможенных органов.

Несмотря на хорошо разработанную стратегию получения должностными лицами таможенных органов дополнительного профессионального образования, в этой сфере существует ряд проблем. Одной из таких проблем является то, что программы дистанционного обучения для сотрудников таможенных органов по большей части носят теоретический характер. Об этом заявляют 20% должностных лиц, проходивших обучение в дистанционной форме. С этим нельзя не согласиться, дистанционная форма обучения имеет ряд преимуществ, описанных выше, однако получение практических навыков не всегда возможно в полном объеме. Для решения данного вопроса мы рекомендуем уделять больше внимания решению практических ситуаций на конкретных примерах. Необходимо приглашать на занятия сотрудников таможенных органов, обладающих богатым опытом в решении данных вопросов.

Другой проблемой в области профессионального развития должностных лиц таможенных органов является то, что лица, направляемые на обучение, зачастую формально относятся к поставленной перед ними задачей получения дополнительного профессионального образования. Именно поэтому, необходимо уделить особое внимание мотивации сотрудников, усилить контроль со стороны кадровой службы, ввести поощрительные меры по итогам прохождения обучения.

При нынешних темпах развития внешней торговли и усиления внешнеэкономических связей, таможенные органы государства оказывают большое влияние на обеспечение экономической безопасности страны и определение ее места на мировой арене. Именно поэтому, необходимо чтобы теоретические знания и практические навыки должностных лиц таможенных органов всегда соответствовали мировой экономической ситуации, что возможно за счет получения ими дополнительного профессионального образования.

Список литературы:

1) Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Информационно-справочная система «Консультант-плюс». URL: https://base.consultant.ru/ (дата обращения: 28.10.2018).

2) Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 06.05.2008 № 362 (ред. от 02.06.2016) // Информационно-справочная система «Консультант-плюс». URL: https://base.consultant.ru/ (дата обращения: 28.10.2018).

3) Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (проект № 87674-7)» от 19.07.2017 № 2074-7 ГД // Информационно-справочная система «Консультант-плюс». URL: https://base.consultant.ru/ (дата обращения: 28.10.2018).

4) Приказ ФТС РФ «Об утверждении Порядка организации дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации» от 25.07.2008 № 915 // Информационно-справочная система «Консультант-плюс». URL: https://base.consultant.ru/ (дата обращения: 28.10.2018).

5) Приказ ФТС России «Об утверждении Положения по организации наставничества в таможенных органах Российской Федерации» от 17.02.2015 № 268 // Информационно-справочная система «Консультант-плюс». URL: https://base.consultant.ru/ (дата обращения: 28.10.2018).

6) Барнаева В. А. Профессиональное развитие должностных лиц таможенных органов России в системе управления кадровым составом государственной службы (на примере Самарской области) // Форум молодых ученых. – 2017. – № 3 (7). – С. 27-33.

7) Илюхина С.С. Дополнительное профессиональное образование как неотъемлемая часть рабочего процесса должностных лиц таможенных органов // Вестник университета. – 2015. - № 8. – С. 270-274.

8) Федеральная таможенная служба. URL: https://www.customs.ru/ (дата обращения: 28.10.2018).

9) План профессионального обучения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации в Институте дистанционного обучения переподготовки Российской таможенной академии на 2018 год. URL: https://rta.customs.ru/nrta/attachments/ 2897_2897_plan_2018/ (дата обращения: 28.10.2018).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: