Современная деловая этика подразумевает два направления:
а) правило ведения бизнеса, отношения организаций с внешней средой;
б) отношение организаций со своими работниками.
Необходимо целенаправленно формировать деловую этику организации. На эффективность деятельность организации оказывают различные факторы: социальные, природные, экономические и т.д., но деятельность человеческого фактора является уникальным, так как человек и создает эту организацию, т.е. он является и субъектом и объектом управления.
В любой организации создается свой особенный образ мышления, способы действия и поведения работников, которые отражают её организационную культуру.
Организационная культура - это совокупность норм, ценностей, убеждений, ритуалов, определяющих культуру компании.
У каждой организации организационная культура уникальна, она может сформироваться либо стихийно (под воздействием привычек большинства, преобладающие в коллективе мнений), либо формироваться целенаправленно, но в любом случае какая-то организационная культура существует всегда. Её создает совокупность формальный и неформальных правил. Если организационная культура сложилась стихийно, то это может противоречить интересам организации в целом, а также интересам работников, клиентам и т. п, поэтому её нужно формировать целенаправленно и внедрять профессиональную этику (например врачебная этика).
Корпоративная этика - это один из важнейших элементов, которые объединяют работников организации в единый социальный организм, она часто влияет на производственный процесс эффективнее чем прямые приказы руководства.
Деловая этика это многогранное понятие, она включает в себя отношения государства и компании на местном, национальном и мировом уровне.
|
Глобализация вносит свои коррективы во взаимоотношения общества и бизнеса, требует выработки общих правил. Глобализация - процесс формирования общего экономического пространства.
Основные принципы, которые определяют этичность поведения менеджера:
1) нельзя допускать таких поступков по отношению к подчиненным, руководству, клиентам, каких бы не желали по отношению к себе
2) разумное сочетание индивидуального и коллективного начала
3) недопущение необоснованного давления и нажима на коллег и подчиненных.
4) принцип доверия
5) принцип бесконфликтности - это ровные, уважительные отношения с клиентами, с партнерами и другими.
6) принцип справедливости (равные права работников, справедливость в оплате труда, материальных и нематериальных вознаграждениях)
Большое влияние на формирование корпоративной этики оказывают стандарты, выработанные международной организации труда (МОТ). Около 200 конвенций и рекомендаций издано МОТ.
В Европе основными демократические нормы зафиксированы в социальной хартии ЕС.
В России 1994 году была издана социальная хартия Российского бизнеса (создавать нормальные условия труда, в случае конфликтов участвовать в переговорах с работниками, доступ к информации для работников, избегать дискриминации, поощрять работников в повышении квалификации).
Хартия - необязательный к исполнению договор.
Деловую этику можно рассматривать на трех иерархических уровнях:
− Мировой - гипернормы основываются на общих человеческих ценностях
|
− Макроуровень - это уровень национальной экономики или отдельной отрасли (уважение частной собственности и конкуренции, достоверности информации и тд)
− Микроуровень - это уровень отдельного предприятия или организации (честность и обязательность по отношению к поставщикам, потребителям, партнерам, доверие к работникам своей организации)
В основном нормы верхнего уровня доминирую над нормами нижнего уровня, но нужно считаться и с микронормами (филиал в африканской стране).
В России первые шаги на поле деловой этики были сделаны в 90‑х годах ХХ ст. Был принят ряд профессиональных этических кодексов, например: Кодекс чести банкира (1992 г.), Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов (1994 г.).
Сегодня профессиональные этические кодексы уже приняты или находятся в процессе обсуждения в большинстве сфер предпринимательства.
Появляются комиссии по корпоративной этике, например, при Торгово‑промышленной палате.
Однако большинство существующих корпоративных кодексов ориентировано скорее на нужды самой компании: декларированная в кодексах ответственность предприятия сегодня направлена скорее вовне, чем к собственному персоналу; в формировании корпоративной этики ведущую роль играют ассоциации предпринимателей, в то время как роль профсоюзов трудящихся незначительна.
В Свердловской области существуют примеры принятия организациями документов, содержащих этические принципы их деятельности (например, УГМК, СУАЛ-холдинг и др.).
Этический кодекс организации - это свод нравственных норм, которые должны исполнять работники организации. Он содержит, как и общие правила, так и зоны риска.
|
При разработке этического кодекса нужно учитывать рекомендации (научная основа, очень избирательно относится к общепринятым нормам), учитывать специфику производства, учитывать российский исторический опыт хозяйственной жизни.
В таблице 7.2 представлены основные разделы Кодекса и дана их краткая характеристика.
Таблица 7.2
Структура кодекса корпоративного поведения
Название разделов | Содержание |
1. Принципы корпоративного управления | Декларируется философия корпоративного поведения организации, определяются стратегические подходы управления, обозначаются права и законные интересы его участников |
2. Общее собрание акционеров | Описываются основные правила акционерного участия в организации, устанавливается порядок проведения общего собрания акционеров |
3. Совет директоров общества | Указываются полномочия, функции и ответственность Совета директоров как исполнительного органа общества (определение стратегии развития, принятие финансово-хозяйственного плана, осуществление текущего контроля за деятельностью предприятия и др) |
4. Исполнительные органы общества | Формулируются цели и задачи коллегиального исполнительного органа (правления) или индивидуального (генеральный директор, управляющий): контроль за ежедневной работой общества и ее соответствием финансово-хозяйственному плану, за добросовестным и эффективным выполнением решений Совета директоров или общего собрания акционеров. Расписывается состав и порядок формирования исполнительных органов, их обязанности, процедуры избрания и принципы организации работы |
5. Корпоративный секретарь общества | Специальное должностное лицо, единственной задачей которого является обеспечение соблюдения органами и должностными лицами общества процедурных требований, гарантирующих реализацию прав и интересов акционеров общества. Указываются должностные обязанности секретаря |
6. Раскрытие информации об обществе | Для привлечения инвестиций и поддержания доверия к организации определяется ее информационная политика. Обозначаются формы раскрытия информации и правила ее предоставления акционерам. Определяются особенности и правила защиты инсайдерской информации, составляющей служебную или коммерческую тайну |
7. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью | Описывается система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и финансовыми операциями, организация работы ревизионной комиссии, аудиторской проверки |
8. Дивиденды | Определяются размеры дивидентов, порядок их выплаты, последствия неполной или несвоевременной выплаты |
9. Урегулирование корпоративных конфликтов | Разрабатываются общие положения, устанавливается порядок работы органов общества по урегулированию корпоративных конфликтов, а также правила участия общества в разрешении конфликтов |