Зачем нужно знать историю журналистики?
Задачи лекции:
- Заинтересовать слушателей историей журналистики, убедить в важности знания основ истории журналистики для всех образованных людей, особенно, гуманитариев;
- Показать значение журналистики в развитии общества, неразрывную взаимосвязь развития журналистики и важнейших политических, технических, литературных и др. процессов;
- Дать представление, в самом общем виде, об основных проблемах и ключевых направлениях развития журналистики, о наиболее ярких и выдающихся личностях, повлиявших на это развитие;
- Подсказать, к каким источникам можно обратиться для более глубокого изучения истории журналистики.
Кому-то может показаться, что знание того, как развивались журналистика и СМИ в разных странах, может быть актуально только для самих журналистов. Но это абсолютно не так.
Долгое время и в научных кругах, и на уровне обыденного сознания господствовало представление, что будущий гуманитарий и вообще образованный человек, в какой бы отрасли он ни специализировался, должен знать основы теории и истории литературы, политологии, философии и т.д., но вот журналистика, история журналистики долгое время не входили в этот перечень «общеобязательных» дисциплин. Только в последнее время ситуация стала меняться; хотя бы самые основы журналистики начинают преподаваться и на нежурналистских факультетах. Это абсолютно оправданно. СМИ всегда играли очень важную роль в жизни общества (а сейчас, в «информационную эпоху», их значение многократно и постоянно возрастает).
Кому-то может показаться, что история российской или зарубежной журналистики – очень «узкоспециальный» предмет. (Что-то вроде «истории производства дамских кожаных сумочек» или «истории австралийского футбола». Для общей эрудиции знать вроде и полезно; по крайней мере, не вредно. Но жить прекрасно можно и без этих знаний. В том числе и сумочками пользоваться, и в футбол играть, голы забивать).
|
Но представление об истории журналистики как об узкоспециальном предмете абсолютно не верно.
Кому-то может показаться, что даже самые выдающиеся достижения в сфере журналистики в общечеловеческих масштабах меркнут перед выдающимися достижениями, скажем, в сфере литературы, искусства, математики, и что они менее значимы для развития культуры и общества в целом. Категорически не согласен. Не меркнут и не менее значимы.
Эти тезисы я и постараюсь доказать.
Дело, прежде всего, в самой природе журналистики. Ведь журналистика - один из важнейших социально-политических институтов, и в то же время, это неотъемлемая и значимая часть культуры того или иного народа, той или иной эпохи.
Но давайте сначала дадим определение журналистики.
Журналистика – это вид общественной и творческой деятельности по сбору, обработке и распространению социально-значимой информации (иными словами, информации, важной и актуальной для многих людей, для общества в целом).
Настоящие журналисты всегда служат, прежде всего, интересам общества (а не какой-то конкретной компании или человека, как, например, пиарщики, рекламисты или пропагандисты). Это их важнейшее отличие и важнейшая особенность. Служение интересам общества налагает особые требования к журналистским текстам. Основными из них принято считать следующие:
|
- достоверность, опора на реальные факты. Журналисты, в отличие от писателей, не имеют права выдумывать факты. Они должны, прежде всего, как можно более точно информировать о реальных событиях, интересных людях, важных явлениях. А также – анализировать события, выявлять тенденции.
- стремление к объективности сообщаемой информации, к ее всесторонности и полноте. Если журналист пишет о какой-то проблеме (событии) – он должен представить читателю ВСЕ важные аспекты этой проблемы (события), имеющие к ней непосредственное отношение. Даже если какая-то информация самому журналисту не нравится и даже если ее распространение невыгодно для акционеров средства массовой информации! (этим и отличаются настоящие журналисты от пиарщиков и рекламистов, которые подают информацию «выборочно» - только ту, которая выгодна их заказчикам).
- актуальность (важность, значимость для аудитории, своевременность). Читателей газеты, зрителей новостной программы обычно не интересует, что случилось месяц назад. Их интересует, что случилось вчера или несколько часов назад или что происходит в данный момент времени. Причем, интересует обычно только в том случае, если как-то затрагивает их интересы, позволяет лучше «приспособиться» к окружающей действительности, лучше ее понять.
Таким образом, журналистику можно назвать «дневником жизни» или зеркалом общества – зеркалом, в котором отражаются самые яркие, выдающиеся события своего времени, отражается дух времени. Зеркалом, в котором общество может увидеть себя во всех ипостасях (отмечу, что многие бывают очень недовольны своим отражением, но не всегда проблема оказывается в зеркалах… Есть даже русская пословица про это). Получается, что изучение истории журналистики – это изучение не только собственно развития прессы, радио, телевидения, разных журналистских жанров, приемов и технологий, и даже не только знакомство с опытом самых выдающихся изданий всех времен и народов и деятельностью наиболее выдающихся издателей, редакторов и публицистов. Ведь изучая их статьи, репортажи, изучая тематику публикаций, содержание газет (а все это тоже предусмотрено курсом по истории журналистики), мы очень много узнаем о самом времени, в котором жили эти люди, и о той стране, в которой они жили. Причем, знания эти – не холодные и абстрактные. Это, в основном, не длинные колонки статистических данных (хотя и подобная информация публикуется в прессе). Это, прежде всего – яркий, эмоционально насыщенный и интересный рассказ об окружающей действительности. Причем часто - рассказ непосредственных очевидцев, видевших, переживших сами все эти события. В отличие от художественной литературы (ее роль я, конечно, не умаляю, у нее есть много своих достоинств), рассказ не выдуманный, передающий реальные факты действительности, достоверные подробности событий.
|
Недаром английский историк Томас Маколей утверждал, что «истинную историю страны можно найти в ее прессе».
Сделаю некоторые оговорки и уточнения.
Да, и в литературе существуют такие направления, как натурализм и реализм, которые стремятся отражать социальную реальность «как она есть», со всеми ее проблемами. Но даже в них допускается значительная доля вымысла: выдуманные события, персонажи и т.д. Что касается журналистики – да, существовали и существуют так называемая «желтая» пресса, существуют также СМИ, занимающиеся откровенной политической пропагандой… В подобных СМИ мы часто можем встретить «высосанные из пальца» сенсации, искажение фактов, сознательную ложь… Но прошу обратить внимание вот на что. За той невидимой, но важной чертой, где все это начинает доминировать над правдивым описанием реальной действительности со всеми ее проблемами – за той чертой уже заканчивается журналистика и, соответственно, история журналистики. И начинается другое. Это уже история PR, пропаганды, политтехнологий, политической рекламы и т.п. Конечно, все это в курсах по истории журналистики тоже затрагивается (так как граница между разными видами массово-коммуникационной деятельности порой очень размыта) но с соответствующими пояснениями и акцентами.
Да, трудно порой отделить журналистскую деятельность человека от его пропагандистской или PR-деятельности, политической активности. Зачастую на практике все это тесно переплеталось и переплетается. Например, кто такие были Бенджамен Франклин, Томас Джефферсон, Дэниэл Дефо, Жан Поль Марат, Карл Маркс, Владимир Ленин (список можно продолжать долго)? Они были редакторами и публицистами? Да, причем очень яркими, выдающимися (Франклина часто называют «отцом-основателем» настоящей американской журналистики, а Дефо – «отцом-основателем» английской; Маркс, Энгельс и Ленин не только разработали теорию коммунистической печати, но и уже сами блестяще воплотили ее в жизнь). Эти люди были политическими деятелями? Безусловно, еще какими! Они были пиарщиками и пропагандистами определенных идей? Несомненно!
Неудивительно, что и журналисты, и политики, и пиарщики считают их «своими», и подробно изучают их деятельность. Просто каждый со своей точки зрения и в определенном ракурсе,
Кстати, вы, может быть, знаете, что такие выдающиеся правители, как Гай Юлий Цезарь, Кардинал Ришелье, Царь Петр I тоже имеют самое непосредственное отношение к журналистике?.. Ведь по указу Цезаря в древнем Риме стали выходить первые европейские прообразы газет – «Acta Senatus» и «Acta Diurna». Что же касается Ришелье и Петра Великого, то печатная пресса во Франции и России (соответственно) появилась во многом благодаря им. Знаменитый кардинал так интересовался газетным делом, что даже одну из своих любимых кошек назвал в честь первой французской газеты: «La Gazette».
…Раз уж речь зашла о конвергенции, разных переплетениях, можно спросить:
Считаете ли вы выдающимися писателями таких авторов, как, например, Джонатан Свифт, Марк Твен, Чарлз Диккенс, Герберт Уэллс?.. Так вот, все они еще были и журналистами (и эта сторона их творчества, соответственно, изучается на курсе по истории журналистики). В отечественной истории тоже много примеров переплетения литературной и журналистской деятельности. Более того, одна из особенностей российской журналистики заключается в том, что она вышла именно из недр литературы и была очень тесно связана с нею практически всегда. Достоевский, Некрасов, Горький, Булгаков, Ильф и Петров, Твардовский, Симонов, многие другие – не только прекрасные писатели, поэты, но и яркие журналисты.
Кстати всем им журналистская деятельность очень помогала в их писательской работе. Ведь во многом благодаря журналистике они узнавали правду жизни, знакомились с реальной действительностью в ее разнообразных проявлениях. И конечно, красота стиля, языка изложения характерны не только для литературных, но и для многих журналистских произведений этих авторов.
…Ну что, хотите узнать, что конкретно упомянутые люди сделали в сфере журналистики? Надо полагать, что в журналистике достижения таких ярких личностей не менее значимы и интересны, правда!?.. Но это не входит в задачи лекции и никак не уместится в формат одной лекции. Для этого надо хоть чуть-чуть изучить историю журналистики (см. рекомендуемую литературу).
Жизнь настоящих журналистов обычно бывает (и всегда была) насыщенной, динамичной, интересной… Хоть при этом и не простой. Или даже очень трудной, полной разных бед и лишений. Сама судьба многих из них – как захватывающий приключенческий роман или драма. С той оговоркой, что все события происходили на самом деле… Судьбы многих журналистов – яркие и в то же время трагические. Они – как лакмусовая бумажка своей эпохи, на которой запечатлеваются самые важные, характерные (и, зачастую, противоречивые) ее черты. Например, тирания, коварство, произвол властей, потрясающая жестокость и, в то же время, - преданность идеалам и своей профессии, готовность пойти на страдания, даже на смерть ради Правды и ради блага людей… Всякий уважающий себя английский издатель восемнадцатого века обязательно сидел в тюрьме (как, скажем, Дефо или основатель знаменитой газеты «The Times» Джон Уолтер), а также иногда подвергался другим суровым наказаниям за свои убеждения и свою деятельность (бичевание, выставление к позорном столбу и т.д.). И английские, и американские, и российские, советские журналисты, и их коллеги из других стран сотни тысяч раз рисковали своими жизнями во время различных войн, чтобы донести обществу информацию о них, донести правду – как они ее видели и понимали. И многие погибали … Ради того, чтобы правдиво и ярко рассказать обществу о разных проблемах, журналисты зачастую стремятся не только увидеть все собственными глазами, но и испытать на себе. Поэтому они неоднократно перевоплощались в гастарбайтеров, нищих, таксистов, путешественников и т.д. (американская журналистка Элизабет Кокрейн в конце XIX например, совершила кругосветное путешествие побив рекорд героя Жюль Верна и став настоящей национальной героиней). Этот метод называется «включенное наблюдение». Некоторые поневоле вынуждены использовать этот метод… Мы не имеем права, например, забывать о журналистах, выпускавших нелегальные газеты в опаснейших условиях нацистской оккупации. Такие имена, как имя чехословацкого редактора Юлиуса Фучика (в честь которого ежегодно 8 сентября – день его казни - отмечается День международной солидарности журналистов)… Думаю, любого, кто прочтет «Репортаж с петлей на шее» Фучика, написанный в тюрьме, в перерывах между гестаповскими пытками, это произведение не оставит равнодушным. Вне зависимости от политических убеждений читающего. О-очень многое можно понять о той страшной и героической эпохе и о том, что за люди ДЕЛАЛИ ТУ ЭПОХУ, чем они жили на самом деле и к чему стремились, прочтя один только этот репортаж! (есть в сети Интернет).
А многих журналистов преследуют за их публикации, жестоко избивают и даже убивают казалось бы в мирное время, и не на оккупированных территориях… Например, только в 2009 г. в мире были убиты 110 журналистов, пятеро из которых – в России. Потому что влиятельным людям часто не нравятся журналистские расследования или просто критические материалы (за время существования журналистики СМИ разоблачили множество фактов коррупции, злоупотреблений властью и т.п.).
Конечно, журналисты – тоже люди. Не все из них Герои. Многие – просто не очень заметные и талантливые. А некоторые – яркие, но совсем неоднозначные личности... Издатель крупнейшей французской газеты XIX в. «Figaro» Жан-Ипполит де Вильмессан, к примеру, готов был опубликовать все что угодно под видом журналистских материалов, лишь бы за это кто-то заплатил (известно его высказывание: «Сегодня мы выпустили лучший номер, в нем нет ни одной непроплаченной строчки!»). К сожалению, похожей позиции придерживались и придерживаются многие издатели, не только французские… Или американский медиамагнат Уильям Херст, один из основателей «желтой прессы». Он ради повышения тиража (и соответственно, прибыли), готов был не только абсолютно выдуманные скандальные истории публиковать, но и разжигать войны.
Упомянутые люди – знаковые личности. Можно сказать, основоположники целых направлений в развитии прессы.
Все они серьезно ВЛИЯЛИ НА УМЫЛЮДЕЙ (а значит, и на их поведение, и на окружающую действительность). И «герои от журналистики». И такие вот неоднозначные личности – тоже.
Захватывающие и трагические, яркие судьбы выдающихся публицистов, редакторов, судьбы, в которых, повторяю, отражаются характерные черты целых эпох – тоже предмет изучения истории журналистики. Причем, его важная часть. Получается изучение эпохи через судьбы непосредственных (и очень активных!) участников событий.
ВРЕМЯ, в которое живут люди, в том числе и журналисты конечно, самым непосредственным образом влияет на них. На их судьбы, взгляды, убеждения, на их деятельность.
Журналистика, пресса развиваются ведь не сами по себе… По крайней мере, не только сами по себе.
На это развитие оказывают серьезнейшее влияние различные социально-политические, экономические, технические, культурно-национальные и иные факторы. В отрыве от них представить развитие СМИ и изучение истории журналистики просто невозможно.
Влияние социально-политических факторов – одно из главных. Ясно, что развитие прессы в той или иной стране во многом зависит от того, какова государственная политика в области СМИ, какие законы, касающиеся прессы принимаются, все ли желающие могут свободно издавать печатные издания или основывать собственные теле-радиостанции, или не все, нужно ли вносить в казну при основании газеты большой денежный залог или не нужно, существует ли реальная возможность высказывать оппозиционные взгляды (или за это сразу же сажают в тюрьму, отрубают голову и т.д.)… Развитие журналистики, конечно, очень неравномерно и не линейно, как и вся общественная жизнь. Если в общественно-политической жизни наблюдается некий «застой», то он обычно отражается и на журналистике. Во время же всплесков политической активности, серьезных и бурных социально-политических событий типа революции, «перестройки» и т.д. как правило, наблюдается просто взрывной количественный и качественный рост журналистики, вспыхивают новые имена ярких публицистов.
Влияние разных экономических факторов тоже очень важно. Например, в странах и регионах с более развитой экономикой и рекламными рынками, есть больше шансов для успешного развития независимых от власти средств массовой информации (хотя и конкуренция на таких рынках обычно долее серьезная). Хватит ли пятисот долларов для основания ежедневной газеты (как было еще в 1830-х годах), или же для этого потребуются уже сотни тысяч долларов (как в уже конце XIX века)? Согласитесь, разница существенная, и обусловленная именно рыночными, экономическими факторами.
Что касается влияния технических и технологических факторов… Скажем, возможны были бы вообще какие бы то ни было печатные издания, если бы Иоганн Гуттенберг в пятнадцатом веке не изобрел печатный станок!?.. Да, но если бы типографская техника не совершенствовалась постоянно, а оставалась на том же уровне – газеты и журналы теперь выглядели бы совсем по-другому… Именно современная полиграфическая техника позволяет выпускать такие качественно и богато иллюстрированные полноцветные издания, причем такими большими тиражами… (правда, от некоторых из них польза для общества очень сомнительная, но это другой вопрос). Кстати, если бы в девятнадцатом веке не была изобретена фотография как таковая – не было бы и фотографий в печатных изданиях. Если бы Сэмюэль Морзе не изобрел электрический телеграф в 1838 году – новости не могли бы доставляться куда угодно практически мгновенно по проводам. А благодаря изобретению Александром Поповым и Гульельмо Маркони радиосвязи в конце девятнадцатого века – даже без проводов! И никаких музыкальных, новостных и разговорных радиостанций, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни, не могло бы быть без этих выдающихся открытий (первым в мире все же именно А. Попов 7 мая 1895 г. продемонстрировал действие радиоаппаратуры)… А если бы не другие наши выдающиеся соотечественники, Борис Львович Розинг и (его ученик) Владимир Козьмич Зворыкин, не работали долгими часами в своих лабораториях в начале двадцатого века – могло бы не быть телевидения... И, конечно же, интернет-СМИ и интернет-журналистика смогли появиться тоже благодаря конкретным техническим открытиям и изобретениям. Это лишь некоторые яркие примеры. Можно еще долго говорить об изобретении телефона, диктофона, магнитофона, видеокамеры, компьютеров и прочей аппаратуры, без которой теперь просто нельзя представить себе деятельность журналистов.
Несколько слов о влиянии культурных, национальных (ментальных) факторов. Например, в США общество в ходе исторического развития привыкло получать беспристрастную информацию из СМИ, с отстраненной от событий позицией журналиста, с четким (по возможности) отделением фактов от мнений. В России же сформировались несколько другие традиции. Беспристрастная и «отстраненная» информация многим читателям кажется скучной, лучшие российские журналисты как раз активно вмешивались в ситуацию с целью исправить недостатки, изменить жизнь к лучшему, сопровождали изложение фактов своим мнением, своими оценками происходящего. Причем, и большей части нашей аудитории это нравится, если она чувствует, что журналисты пишут честно (а не выполняют некий заказ). Неудивительно, что попытки «перестроить» всю отечественную журналистику под западные стандарты в начале 90-х годов прошлого века привели к катастрофическому падению тиражей, а многие издания вообще прекратили существование… Не может быть совершенно одинаковых «правильных» стандартов журналистики (или образа жизни, или демократии) в разных странах, как уверяют некоторые… Ведь журналистика в каждой стране – это часть национальной культуры. Так же, как и литература, искусство… Мы же не считаем, скажем, что между американской и японской, немецкой и испанской, русской и китайской культурами нет никаких отличий!?.. В йеменской журналистике вообще есть такой особый жанр, когда новости рассказываются в стихотворной форме. Мы же не будем отрицать его право на существование просто на том основании, что в Европе и США «так не принято»!?
Таким образом, изучая историю журналистики, мы обязательно изучаем при этом (хоть, конечно, и под определенным углом зрения), как развивались:
- политические отношения
- экономические условия
- техника и технологии
- национально-культурные факторы…
Это что касается влияния разных факторов на развитие журналистики.
А как вы думаете, журналистика, в свою очередь, может оказывать серьезное влияние на развитие общества, на ход важнейших исторических событий, политических, экономических и иных процессов, развитие техники?...
Да, может! Существует постоянное и серьезное ВЗАИМОдействие и ВЗАИМОвлияние. Общества на журналистику, и журналистики на общество.
Журналистика все же – не только зеркало. Журналистика может не только отражать. Она может и серьезно влиять на людей, на их мысли, чувства, поступки, она может сама создавать реальность! (и создавала, и создает). Сначала – в умах и сердцах людей, а затем и в вещественном, осязаемом окружающем мире. Классики марксизма-ленинизма были совершенно правы в том, что идеи (или теории), овладевающие массами, становятся материальной силой. А распространяют идеи в широком масштабе именно СМИ и журналисты. А часто не только распространяют, но и генерируют эти идеи… (Но, конечно, журналистика не может быть ни верным зеркалом общества, ни самостоятельным распространителем важных идей, инициатором перемен, если существует жесткая цензура, если пресса служит исключительно интересам власти. В этом случае пресса превращается в ИНУТРУМЕНТ).
Примеры серьезного влияния журналистики? Сколько угодно! Приведу только некоторые из наиболее ярких.
Можно утверждать, что с течением времени журналистика, СМИ играли все большую и большую роль в жизни общества. Уже в XVIII веке пресса способствовала многим ключевым переменам в политической, культурной сфере, демократизации жизни в разных странах…
И американская революция (она же война за независимость 1775-1783 гг.), и Великая французская революция совершаются при самом непосредственном участии журналистов. Можно без преувеличения говорить, что они были одними из основных зачинщиков этих эпохальных событий (возможно, в чем-то они были не правы, но это другой вопрос), они были теми искрами, из которых разгоралось пламя, а впоследствии – тем ветром, который раздувал это пламя перемен со все большей силой… Они видели несправедливость в окружающем мире и, будучи людьми неравнодушными и активными, стремились ее исправить. Это можно было сделать, только убеждая окружающих в своей правоте, вдохновляя и побуждая их к определенным поступкам, внедряя определенные идеи и ценности в массовое сознание. А как можно эффективно влиять на массовое сознание, на сознание тысяч, десятков и сотен тысяч людей? Именно с помощью печатных изданий (а позже – и других СМИ)…
Если рассмотреть такие наиболее интересные и одновременно наиболее важные, «переломные» периоды исторического развития, как революции, гражданские войны, кардинальные реформы и т.п. (которые определяли вектор дальнейшего развития государств на долгие годы), нетрудно увидеть, что самые выдающиеся, значимые и яркие политики, лидеры этих перемен были зачастую одновременно и наиболее яркими журналистами, публицистами, редакторами своего времени. Как, например, Жан Поль Марат, Оноре де Мирабо, Камил Демулен в период Великой Французской революции, как Томас Пейн, Бенджамен Франклин, Томас Джефферсон и целый ряд других во время американской войны за независимость. Это лишь несколько характерных примеров такой теснейшей и естественной взаимосвязи журналистики и политики в деятельности лидеров общественных перемен.
В девятнадцатом, а затем и двадцатом веке влияние прессы только многократно усилилось. Девятнадцатый век многие даже называют «веком газет». Действительно, под их воздействием происходили крупные реформы (такие как парламентская реформа 1832 г. в Англии) или принимались важнейшие законы, совершались гражданские и другие войны, под их воздействием формировались взгляды, пристрастия, поведенческие установки уже миллионов людей. Недаром, в XIX веке за журналистикой прочно закрепляется прозвище «четвертая власть». Газеты «The Times», «The New York Times» и другие влиятельнейшие издания год за годом не только отражали, фиксировали, но и во многом формировали ценности и мировоззрение так называемого среднего класса, являющегося основой современных демократических государств … Кстати, желая опережать конкурентов в оперативности подачи информации, ведущие газеты тратили огромные деньги на телеграфные сообщения, тем самым, стимулируя быстрое развитие телеграфа; стремясь сделать свои издания более красивыми, выразительными, их издатели серьезно способствовали развитию фототехники и фотоискусства; стремясь привлечь публику чем-то захватывающим, ведущие издания устраивали конкурсы: кто первый на своем летательном аппарате сумеет перелететь через пролив Ла-Манш и т.д., тем самым содействуя развитию авиации… Так же как и сегодня ведущие медиакорпорации вкладывают большие деньги в развитие спутниковой связи и других технологий.
Впрочем, самое главное в журналистике – это все же не технологии, а честное служение интересам общества, в том числе борьба с несправедливостью и всевозможными злоупотреблениями властью, борьба за более справедливое и гуманное общество.
Именно под воздействием СМИ и формируемого ими общественного мнения американцы вынуждены были вывести свои войска из Вьетнама. Президент США Ричард Никсон в 1974 году вынужден был уйти в отставку в результате журналистских разоблачений, проведенных журналистами газеты «Вашингтон пост».
Без активного участия журналистов не была бы возможна никакая «перестройка» в Советском Союзе, со всеми ее долгосрочными последствиями. И многочего еще не было бы возможным.
Все это изучается в курсе истории журналистики.
Думаю, правы те исследователи, которые утверждают, что современные нации, со всеми своими достоинствами и недостатками, сформировались под воздействием прессы, во многом благодаря прессе (а также другим СМИ). Как сказал один немецкий философ, «газеты суть одно из тех великих культурных средств, благодаря которым европейцы сделались европейцами»… А американцы – американцами.
Разумеется, к серьезному воздействию прессы на умы людей власть предержащие всегда относились с опаской. И почти всегда стремились поставить прессу под свой контроль, добиться, чтобы она выражала именно их интересы и их точку зрения. Известны, например, фразы Наполеона Бонапарта, хорошо понимавшему силу печати и поэтому установившему над ней тотальный контроль: «Четыре враждебно настроенные газеты опаснее ста тысяч штыков», «Если я сниму с них узду, то и трех месяцев у власти не продержусь» (это он о французских журналистах).
Так что взаимоотношения журналистики и власти всегда складывались и сейчас складываются не просто. А иногда даже оче6нь напряженно и конфликтно. Впрочем, были такие периоды в истории (например, как при Наполеоне во Франции или при Сталине в СССР, когда даже намека ни на какую оппозицию к власти пресса не могла себе позволить. В другие же периоды журналисты (конечно, не все, но их часть) пытались отстоять право на свободу слова и печати. А эти права важны не только для СМИ, но и для всего общества, т.к. без свободной и ответственной прессы практически не реализуем целый ряд других важных прав и свобод.
Поэтому основным вектором развития взаимоотношений прессы и власти на протяжение уже нескольких веков является борьба журналистов и общества за свободу печати.
В этой борьбе есть свои герои и жертвы. В этой борьбе очень многие журналисты, издатели серьезно пострадали и даже погибли. В том числе и ужасной, мученической смертью (как, например, английский типограф Твин в семнадцатом веке). Изучая, как боролись за свои права издатели и журналисты, как они взаимодействовали с властью, мы рассматриваем и принципы, «механизмы» деятельности власти в определенное время, основные моменты государственной политики в области СМИ, принципы взаимоотношений власти и общества.
В итоге пресса, а вместе с ней и гражданское общество отвоевывали себе все больше свобод (именно с боем, с кровью отвоевывали! Никто эти права и свободы «на тарелке с голубой каемочкой» не преподносил). Хотя в отдельные исторические моменты в некоторых странах власть снова отбирала и отбирает у прессы эти права. В целом, это, конечно, очень плохо и тревожно. В то же время нельзя не отметить, что нередко медиамагнаты злоупотребляли свободой печати, использовали (и используют) их не во благо общества, а в своих собственных корыстных интересах. Тем самым дискредитируя в глазах общества не только себя, но и журналистику в целом, подрывая доверие не только к себе лично, но и к журналистике в целом. Когда деятели СМИ допускают слишком много злоупотреблений, когда торгуют своей лояльностью, обменивают влияние СМИ на разные личные выгоды и преференции – журналистика перестает быть «четвертой властью» и становится представительницей «сферы услуг», подтверждает свой статус «второй древнейшей профессии». Конечно, для некоторых так удобнее… Но общество отворачивается от такой журналистики и начинает ее презирать. Тогда как честные, смелые, добросовестные журналисты становятся властителями дум и приобретают такой авторитет, что люди готовы за ними следовать даже на баррикады, бороться и побеждать. В истории журналистики есть много подтверждений этому.
Исторический опыт ясно свидетельствует: если представители власти «наезжают» на продажные, заботящиеся только о своей выгоде СМИ – обществу до этого мало дела. Если же начинают преследовать честную журналистику – общество возмущается и поддерживает ее.
Так что действительно, «зависимость от общества – лучшая независимость» для СМИ.
И, действительно, по-прежнему актуальны (и, наверное, всегда будут актуальны) слова Н.В. Гоголя о том, что «с печатным словом надо обращаться честно». Да, честно и ответственно. В противном случае очень негативные последствия грозят как обществу, так и самой журналистике, являющейся его частью.
Именно следование этому простому принципу позволит вернуть современной российской журналистике во многом утраченное доверие и уважение народа. Кстати, доверие, кроме прочего, положительно отражается и на росте тиражей печатных изданий, и в целом на финансовой независимости, экономическом благосостоянии СМИ.
Если кто-то в это не верит – он просто не знает историю журналистики.
Ее знание может быть очень полезно для действующих издателей редакторов, журналистов в самом практическом и прагматическом плане.
Например, если ты собрался издавать массовое издание, и при этом не знаком с опытом Джозефа Пулитцера и его знаменитой газеты «The N.Y. World», с опытом других выдающихся массовых изданий рубежа XIX-XX вв. – ты многое потеряешь, и тебе придется заново «изобретать велосипед».
Если ты решил заняться расследовательской журналистикой, было бы большой ошибкой с твоей стороны не познакомиться с творчеством и биографиями так называемых «макрейкеров» и вообще выдающихся журналистов-расследователей прошлого.
И какой бы журналистской или литературной работой человек ни решил заняться – он бы многое потерял, если бы не прочел «Сказку бочки» и другие прекрасные памфлеты Джонатана Свифта.
Хотя, еще раз говорю, знакомство с историей журналистики, ее выдающимися представителями, их деятельностью и творчеством полезно не только для журналистов и не только для литераторов.
Надеюсь, хотя бы в какой-то мере я смог вас в этом убедить.
www.evartist.narod.ru, раздел «Библиотека» - там в электронном виде есть много полезной литературы по истории журналистики («История мировой журналистики», «История печати» в двух томах и т.д.).
На любые вопросы готов ответить:
E-mail: chemyakin1977@yandex.ru
Чемякин Юрий Владимирович
2. Глоссарий к лекции
«Зачем нужно знать историю журналистики?»
Главный редактор – лицо, возглавляющее редакцию и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации.
Журналист – «лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию» (из Закона РФ «О средствах массовой информации»)
Журналистика – вид общественной и творческой деятельности, связанной со сбором, обработкой и распространением социально-значимой информации.
Издатель – издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода.
Информация (от лат. Informatia – разъяснение, изложение). Исконное значение этого термина – сведения, передаваемые людьми друг другу устным, письменным или иным способом (с помощью условных
сигналов, жестов и технических средств различных типов). B сфере коммуникативистики это значение расширяется и углубляется, распространяясь и на обмены информацией между человеком и автоматом, автоматом и автоматом, а также и на сигнальные связи в животном и растительном мире. Подобно кибернетикам, видные теоретики в области коммуникативистики склонны рассматривать информацию наряду с коммуникацией в качестве одного из всеобщих свойств материи вместе с такими ее атрибутами, как движение, время и пространство. В более узком смысле термин употребляется для обозначения данных, сообщаемых посредством тех или иных средств связи (message). Профессор Сидни Хед определяет информацию как любой вид коммуникационного материала (слова, картины, символы, жесты, сигналы), “которые должны кодироваться на специальном языке для данного канала связи”.