Примерные формулировки рекомендаций специалистов




Методические рекомендации

«Примерные формулировки рекомендаций специалистов психолого-медико-педагогической комиссии о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы с обучающимися

С ограниченными возможностями здоровья,

В том числе с детьми-инвалидами»

Пояснительная записка

 

В своей деятельности специалисты психолого-медико-педагогических комиссий должны руководствоваться действующими нормативно-правовыми актами, указанными в методических рекомендациях Министерства образования и науки Российской Федерации органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим
государственное управление в сфере образования, в соответствии с письмом от 23.05.2016 года №ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий» (далее – ПМПК), а также приказами Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

По результатам комплексного обследования ребенка специалистами психолого-медико-педагогической комиссии в протоколе и заключении ПМПК формулируются рекомендации о создании специальных условий образования и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) в образовательной организации, т.е. определяется образовательная программа, указываются виды помощи (компенсирующая, коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая, логопедическая) и другие условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию и адаптации.

Данные методические рекомендации разработаны в помощь педагогическим работникам (учителю-дефектологу, учителю-логопеду, педагогу-психологу, социальному педагогу), входящим в состав психолого-медико-педагогических комиссий, для подготовки рекомендаций по направлениям коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от выявленных у них нарушений.

В контексте деятельности ПМПК рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, не должны содержать детальной разработки компонентов программы коррекционно-развивающих занятий (это является обязанностью образовательной организации), они должны указывать основные направления деятельности специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога.

Основная задача учителя-дефектолога на ПМПК - определить общую осведомленность, обученность и обучаемость ребенка, которая проявляется у дошкольника в ходе выполнения экспериментальных заданий обучающего вида, а у школьника – в ходе решения учебно-познавательных задач. Учитель-дефектолог обращает внимание на целенаправленность деятельности ребенка во время процедуры обследования. Кроме того, учитель-дефектолог выявляет, как ребёнок принимает предлагаемые ему задания, как выполняет, необходима ли помощь, каков ее характер и объём. Исходя из результатов обследования. рекомендации учителя-дефектолога будут касаться развития когнитивной (познавательной) сферы, формирования навыков учебной деятельности.

Учитель-логопед, исследуя речь ребенка, обнаруживает наличие или отсутствие нарушений в речевом развитии, определяет первичность/ вторичность имеющегося речевого нарушения или его включение в качестве компонента в сочетанный дефект, характеризует состояние фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, качественные характеристики чтения и письма у школьников. Поэтому рекомендации, данные учителем-логопедом, определят те направления коррекионно-развивающей работы, которые позволят исправить недостатки речевого развития, будь то постановка и автоматизация звуков, освоение лексико-грамматических норм родного языка или формирование и совершенствование связной речи.

Педагог-психолог ПМПК должен сделать обоснованный вывод о том, есть ли у ребенка личностный и когнитивный потенциал для овладения определенной образовательной программой. Специалист выявляет соответствие уровня развития психических процессов ребенка возрастной норме и его психологические особенности. Другими словами, педагог-психолог должен выявить актуальный уровень развития ребенка и «зону ближайшего развития». При формулировании рекомендаций педагог-психолог указывает основные направления коррекционно-развивающей деятельности, которые позволят снять проблемы психологического неблагополучия и будут способствовать личностному росту обучающегося. При множественности нарушений, выявленных педагогом-психологом во время диагностики, возможно прописывать сразу несколько вариантов коррекционно-развивающей работы.

Социальный педагог обобщает информацию о микросреде ребенка, обратившегося в ПМПК, фиксирует наличие влияния депривационных условий, таким образом, уточняет наличие потребности в особых образовательных условиях. Рекомендации этого специалиста направлены на коррекцию детско-родительских взаимоотношений, преодоление отклоняющегося поведения, обучение навыкам бесконфликтного общения и т.п.

В вышеуказанном Письме Минобрнауки подчеркивается, что шаблонные формулировки, перечисляющие все возможные направления работы одновременно, нельзя признать корректными. Неприемлема также несоотнесенность рекомендаций с требованиями ФГОС и актуальным уровнем развития ребенка.

Рекомендации по направлениям коррекционно-развивающей работы должны соотноситься с федеральным государственным образовательным стандартом для детей с ограниченными возможностями здоровья или федеральным государственным образовательным стандартом для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также с актуальным уровнем развития ребенка, то есть должны быть конкретными и обоснованными. В заключении ПМПК может быть указана форма проведения занятий: групповая, в группе малой наполняемости, индивидуальная.

В предлагаемых методических рекомендациях формулировки направлений коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога даны с учетом вариантов адаптированных основных образовательных программ, а формулировки рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога и социального педагога – в зависимости от выявленных специалистами отклонений в развитии.

Рекомендации специалистов ПМПК, данные в наиболее полном объеме, позволят педагогам образовательных организаций создать необходимые ребенку с ограниченными возможностями здоровья специальные условия образования, способствующие освоению им адаптированной образовательной программы.

 

 


Примерные формулировки рекомендаций специалистов

Психолого-медико-педагогической комиссии о направлениях коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с детьми-инвалидами

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Выявленные нарушения Формулировки рекомендаций о направлениях коррекционно-развивающей работы
Нарушения в усвоении навыков самообслуживания Коррекционно-развивающая работа, направленная на усвоение (закрепление/развитие) навыков самообслуживания.
Эмоционально-личностные нарушения  
Нарушения взаимоотношений с детьми и взрослыми При таких нарушениях часто отмечаются специфические особенности эмоциональных проявлений, различные поведенческие реакции. Коррекционно-развивающая работа, направленная на: - развитие коммуникативных навыков и навыков взаимодействия с людьми (детьми) с целью профилактики дезадаптации к условиям образовательной организации; - коррекцию и формирование коммуникативной культуры личности ребенка; - коррекцию негативного отношения к общению с детьми /взрослыми; - формирование системы взаимоотношений, необходимых для включения в социальную жизнь; - снижение психоэмоционального и мышечного напряжения; - обучение навыкам совместной деятельности, формирование системы взаимоотношений, необходимых для включения в социальную жизнь; - развитие социально-личностной компетентности и обеспечение всестороннего гармоничного развития личности.
Нарушения поведения В психологической литературе пока нет единого определения понятия «нарушения поведения» у детей. Все попытки классификаций нарушений носят условный характер, так как поведение ребенка чаще всего сочетает в себе черты нескольких поведенческих нарушений(агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость, обидчивость, тревожность и т.д.) Коррекционно-развивающая работа, направленная на: - коррекцию поведения ребенка в условиях образовательной организации; - профилактику и коррекцию нарушений поведения и эмоционально-аффективной сферы; - развитие навыков произвольного поведения; - коррекцию агрессивности (вспыльчивости, пассивности, гиперактивности, застенчивости, обидчивости и т.д.); - снятие тревожности и повышенной агрессивности (вспыльчивости, пассивности, гиперактивности, застенчивости, обидчивости); - развитие когнитивной сферы и доброжелательного отношения друг к другу; - развитие навыка осознания школьником мотивов поведения.
Повышенная тревожность и страхи Коррекционно-развивающая работа, направленная на: - снятие повышенной тревожности; - преодоление страхов и снятие тревожности; - создание условий для снижения общей и школьной тревожности до уровня «нормы» соответствующего возраста; - повышение уровня овладения формами адекватного выражения различных эмоциональных состояний.
Нарушения самооценки и уровня притязаний Коррекционно-развивающая работа, направленная на: - коррекцию трудностей самореализации и преодоление неуверенности, раскрытие творческого потенциала и повышение самооценки; - коррекцию стеснительности, зажатости (замкнутости); -повышение самооценки.
Нарушения эмоционально-волевой сферы Коррекционно-развивающая работа, направленная на: - коррекцию нарушений эмоционально-волевой сферы; - повышение уровня учебной мотивации; - формирование эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности; - повышение осознанного восприятия своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений.
Нарушения мотивационно-волевой сферы (учебная мотивация, познавательная активность и самостоятельность, произвольность деятельности, контроль деятельности) Коррекционно-развивающая работа, направленная на: - осознание важности и необходимости учения, формирование собственных целей; - развитие любознательности, активности, самостоятельности; - формирование навыков целеполагания, умения доводить дело до конца; - повышения познавательной активности, развитие работоспособности, произвольности.
Нарушения в сформированности социально-бытовой ориентировки Коррекционно-развивающая работа, направленная на: - развитие общих представлений о мире (общей осведомленности); - развитие конкретных представлений об окружающем мире, предметах и явлениях, с которыми ребенок повседневно сталкивается в быту и учебе; - формирование пространственных и временных представлений и коррекцию их нарушений.
Нарушения высших психических функций  
Нарушения мнестической деятельности (двигательная, образная, словесно-логическая, эмоциональная; произвольная, непроизвольная; механическая, смысловая; ультракороткая, кратковременная, долговременная, оперативная; объем, точность, скорость, длительность, лабильность) Коррекционно-развивающая работа, направленная на: - коррекцию и развитие высших психических функций; - развитие познавательных процессов; - развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, логического мышления; - развитие процессов запоминания и воспроизведения материала; - развитие /коррекцию словесно-логической (образной, двигательной памяти); - формирование (развитие) долговременной памяти.
Нарушения мышления (сформированность операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации; видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического) Коррекционно-развивающая работа, направленная на: - развитие наглядного-образного (наглядно-действенного, словесно-логического) мышления; - формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.
Нарушения внимания (концентрация, объем, переключение, распределение, устойчивость, колебание, отвлечение; непроизвольное, произвольное, последовательное) Коррекционно-развивающая работа, направленная на: - коррекцию внимания и развитие пространственно-временных ориентировок; - коррекцию устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений; - развитие переключаемости, устойчивости и распределения внимания.
Нарушения восприятия (предметность, целостность, константность, осмысленность, избирательность, структурность, обобщенность, адекватность) Коррекционно-развивающая работа, направленная на коррекцию восприятия, развитие его осмысленности, структурности (целостности и обобщенности, адекватности, избирательности и т.д.).
Нарушения мелкой моторики Коррекционно-развивающая работа, направленная на: - развитие мелкой моторики; - подготовку к овладению письмом; - развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев рук.
Нарушения речи Коррекционно-развивающая работа, направленная на: - увеличение запаса пассивного и активного словаря, усвоение элементарных грамматических форм и категорий языка; - развитие потребностей в словесном общении.
РЕКОМЕНДАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Выявленные нарушения Формулировки рекомендаций о направлениях коррекционно-развивающей работы
Проблемы, связанные с положением ребенка (подростка) в семье: - психологическое неблагополучие в семье; - агрессия, насилие в отношении ребенка (подростка); - нарушение прав ребенка(подростка); - тяжелое материальное положение, безработица родителей; - алкоголизм (или наркомания) родителей; - проблемы, сопутствующие опеке (попечительству); - беспризорность, безнадзорность детей (подростка) Коррекционно-развивающая работа, направленная на: - формирование и развитие ценностных ориентаций у ребенка (подростка) в той социальной системе, в которую он включен, с учетом того, какие социальные роли он выполняет и как переживает свои социальные позиции; - создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности ребенка (подростка); - оказание помощи в организации досуга; - оказание помощи (содействия) обучающемуся в решении актуальных задач обучения, развития и социализации.
Проблемы, связанные с дезадаптацией ребенка (подростка) в социальной среде: - невозможность реализовать свои способности в социальной среде; - психологическая дезадаптация (тревожность, страхи); - проблемы, связанные с адаптацией к новой среде (классу, школе, коллективу); - одиночество, дефицит общения в коллективе и пр. Коррекционно-развивающая работа, направленная на: - оказание поддержки ребенку в его начинаниях; - оказание помощи в установлении адекватных взаимоотношений с одноклассниками и педагогами; - предупреждение возникновения проблем развития обучающегося; - мотивирование и стимулирование обучающегося к саморазвитию и саморегуляции; - активизацию и мотивирование обучающегося на самостоятельное решение возникающих проблем.
Проблемы, связанные с конфликтами и нездоровым морально-этическим климатом в школе, классе: - агрессивное поведение учителей (придираются, кричат и пр.); - конфликты с учителями; - отказ учителя работать с ребенком(подростком); - угнетенность из-за непонятого учебного материала; - низкая успеваемость и как результат – уклонение от учения; - отсутствие интереса к школьной жизни; - неумение выстраивать отношения, общение с учителями и одноклассниками Коррекционно-развивающая работа, направленная на: - обучение навыкам установления эффективного взаимодействия со взрослыми (педагогами, родителями); - формирование и развитие нравственного поведения ребенка(подростка): нравственных ориентаций, нравственного сознания, нравственных чувств, социально значимых установок в жизненном самоопределении; - работу по установлению гуманных, нравственно-здоровых отношений в социальной среде; - мотивирование и стимулирование обучающегося к проявлениям нормативной и социальной жизненной активности; - создание условий для профилактики дезадаптивных форм социализации; - формирование положительной школьной мотивации.
Проблемы, связанные с девиантным поведением ребенка (подростка): - «трудные дети»: неуправляемые, педагогически запущенные, ведущие себя вызывающе, агрессивно; - нахождение в дурной компании, учет в КДНиЗП, в полиции; - употребление алкоголя, преступность и пр. Коррекционно-развивающая работа, направленная на: - осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности ребенка (подростка) в учреждении и по месту жительства; - «социальное закаливание»: развитие способности у детей выжить в сложных ситуациях, не сломаться, найти способы преодоления трудностей, оставаясь достойным человеком; - на формирование социальной активности; - подготовку к самостоятельной жизни, т.е. интеграции в окружающий социум; - на профилактику девиантного поведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: