Опросник.
Музыкально-инструментальный фольклор
по районам Омской области.
I Паспортные данные экспедиционного дневника.
1. Название населённого пункта (село, деревня, р/п);
2. Полное наименование учреждения, должность адрес и Ф.И.О. проводящего опрос;
3. Адрес учреждения, контактный телефон;
4. Проводились ли в вашем селе, деревне фольклорно-этнографические экспедиции?
Если да, то кем, когда?
5. На каких музыкальных инструментах играли или ещё играют в вашем селе, деревне? Перечислите:
Духовые: свирель, сопель, кувиклы (пыляны), калюка (тростниковая дудка);
жалейка, брелка, волынка (дуда), ольховые рога и рожки;
охотничий (военный) рог, пастушьи рожки.
Другие.
Струнные: гусли, балалайка, домра, бандурка;
гудок, скрипка;
колёсная лира (рылей, лера);
Гармони: тальянка (сибирская гармонь, простушка), другие однорядки;
хромка;
другие виды (указать название инструмента с местным диалектом).
Ударные: бубен, барабан, набат, накры;
ложки, трещотки, рубель, косточки, ухваты, коса (литовка), рогач, колокола, пастушья барабанка, печные заслонки, дрова;
другие виды (указать название инструмента с местным диалектом).
6. Если есть другие инструменты не указанные нами, запишите название, зарисуйте.
II Функционально-прикладное определение инструмента.
1. На каких инструментах жители села играют (играли) под пляску и танцы?
2. На каких инструментах играют (играли) под песни?
3. На каких играют (играли) в праздники: на масленицу, на Пасху, на Рождество, на Троицу, на свадьбе, на вечёрках и других праздниках?
4. Играли ли ансамблем (несколько инструментов вместе)?
5. На чём играют (играли) дети?
6. Есть ли мастера, изготовляющие под заказ или для себя инструменты? Были ли такие?
|
III Выявление и работа с носителем инструментальной традиции.
На каждого исполнителя оформляется отдельно.
Если вам удалось найти живого исполнителя или свидетеля игры на инструментах, зафиксируйте следующую информацию:
1. Ф.И.О. исполнителя, если женщина, также указать девичью фамилию в скобках;
2. Национальность исполнителя (русский, украинец, белорус и т.д.);
3. Адрес настоящего проживания исполнителя и, если жил ещё где-то, указать место, откуда переселился: улица, дом, телефон;
4. Опишите инструмент подробно: самодельный или покупной? (если куплен, то место покупки, мастер, изготовитель). Размеры инструмента, материал, из которого он изготовлен. Если самодельный, то описать технику изготовления. Обязательно сфотографировать или зарисовать инструмент, его части.
5. Что играет (играл) исполнитель? Запишите название наигрышей и под что они игрались – под пляску, под песни, под драку (ломание) и т.д.)
6. Для кого играл? Для себя, на людях и т.д.
7. Где играл? На праздниках, на свадьбе, на гулянках и т.д.
8. От кого научился играть? Кого научил, кому передал умение играть или изготовлять инструмент?
IV Правила фиксации полученной Вами информации.
1. Запишите (по возможности) полный репертуар исполнителя на магнитную ленту, видео-камеру или занотируйте.
2. Сделать опись записи и её датировку.
3. В начале записи говорится: место, дата записи, ФИО, год рождения исполнителя, название исполняемого наигрыша (перед моментом исполнения).
4. Узнайте и опишите способы и приёмы игры, их названия.
|
5. Спросите, что ещё можно играть на этом инструменте, то, чего не может исполнитель (в настоящее время или по причине неумения).
V Последующее хранение информации (дневника, аудио- фото- видеоприложений).
После фиксирования информации:
1. Сделать 3 точных копии документа (дневника и приложений)
1 копия – хранить у себя или передать в учреждение культуры вашего села, деревни (школу, музей, ДК и т.д.)
2 копия – передать лицу, от которого был получен Опросник (районный центр традиционной культуры).
3 копия – отослать документ с приложениями почтой или другим способом по адресу г. Омск бульвар Л. Мартынова, д. 6, СКЦ (архив), телефоны: (22) 53-03-67, 30-43-09.
2. В случаях обнаружения редких инструментов: гусли, гармонь однорядка (тальянка, «сибирская»), скрипка, гудок, колёсная лира, немедленно сообщить в районный культурный центр и в СКЦ.
3. По возможности держать контакт с Сибирским Культурным Центром.
Убедительная просьба обратить повышенное внимание к государственной проблеме сохранения и передачи национально-культурных традиций, в соответствии с утверждёнными законодательными и нормативными документами!