Краткая история исследования лабиринтов.




Загадка лабиринтов интересна человечеству не один десяток, лет. Разные исследователи и русские и иностранные сделали вклад в изучение этого феномена.

Лабиринты существуют с довольно древних времён. Так, например, считается, что лабиринты Соловецких островов датируются эпохой Неолита (примерно 3-е тысячелетие до н.э.), около 4000 лет назад был сооружён лабиринт среди комплекса пирамид Аменемхета III в Хаваре (12ая династия, 1844-1797 гг. до н.э.). Лабиринт соединял двенадцать просторных камер, которые были связаны коридорами, коллонадами и шахтами. Центральная похоронная камера пирамиды царя была надёжно скрыта с помощью пересечения ходов и запечатанных камнями фальш-дверей. Первое известное изображение лабиринта из семи кругов было найдено на глиняной табличке Микенского дворца в городе Пилос – дворец сгорел примерно в 1200-м году до н.э. Как видим – возраст лабиринта как объекта культуры (и скорее всего как части мировоззрения человека) довольно древний – порядка 5000 лет, что делает лабиринт как минимум современником египетских пирамид, а как максимум – сооружением более древним.

Первую (среди русских учёных) попытку объяснить назначение лабиринта предпринял русский учёный Н.Н. Виноградов, изучавший Соловецкие лабиринты в конце 1920-х г.г. Археолог отметил, что важнейший элемент лабиринта – груда камней в центре, и предложил трактовку через призму религиозного представления о горе Сайво, священной для «русских» лопарей. “Лабиринты - и есть не что иное, как Сайво, священные горы, где живут души усопших, наслаждаясь блаженством. Самый вид гребней лабиринтов уже дает представление о хребтах каменных гор” – писал Виноградов. По его убеждению лабиринты были своеобразными «городами мертвых». “Душа умершего после смерти продолжает жить, сохраняя способность покидать свое жилище... Для предотвращения нежелательных посещений «Сайво»-лабиринт сделан с одним входом, с запутанными дорожками и гребнями камней, чтобы духи умерших сами в них запутались и не могли выйти наружу”. Груды камней в центре лабиринтов напомнили исследователю “мировой столб”, о котором в мифологии лопарей говорилось, что он поддерживает весь мир. Таким образом, Н.Н. Виноградов первым поставил вопрос о семантике лабиринтов, предложив свое объяснение центральных каменных груд как священной горы, а спиральных выкладок — как гребней гор.

Исследователь А.Я. Мартынов развил идею Виноградова, отметив, что каменные лабиринты, являясь частью Соловецких святилищ, включающих погребальные каменные курганы «были символами потустороннего мира, в котором запутывались души умерших, или...символами некоего "третьего мира", разделяющего земной и потусторонний миры”. Так же Мартынов расширил функциональное назначение лабиринтов, предположив, что на некоторых из них шло отправление обрядов поклонения солнечному божеству.

Археолог и историк А.Л. Никитин в своих работах утверждал, что именно обрядовые действия в лабиринтах позволяли древним проводить опыты с изменением сознания и исследовать потусторонний мир духов – источник силы и просветления.

В 1970-х годах в СССР была распространена версия Н. Гуриной, что лабиринты были ловушками для рыбы. В пользу этой версии говорило то, что значительная часть лабиринтов Севера была выложена недалеко от водоёмов, и учитывая возраст сооружений до 5000 лет, они могли быть скрыты водой, уровень которой в то время был выше. Рыбак просто заходил в лабиринт и собирал заплывшую в него рыбу.

Исследователем Л. Ершовым была выдвинута версия, что линии лабиринта повторяют движение Солнца и Луны, и таким образом являются календарями. Но версия спорная, так как у лабиринтов нет единой ориентации в пространстве.

Этнограф и писатель Попов А.М. в своих работах отмечал, что лабиринт напоминает папиллярные узоры на пальцах руки человека, при этом движение линий вокруг общего центра намного сложнее, чем обычная многозаходная спираль свойственная, например, галактикам. В траекториях линий есть поочередное приближение и удаление от центра. Попов в ходе многолетних исследований установил, что лабиринты в местных преданиях являются неким мистическим кодом, передаваемым по наследству от поколения к поколению, невзирая на религиозные мировоззрения. Так же Попов выдвинул версию, что проходя сквозь лабиринт, жители Севера получали или передавали информацию, используя узор лабиринта как антенну.

Среди иностранных исследователей можно выделить, прежде всего, работу Дж. Крафта 1977 года «Лабиринт и игра всадников», на которую ссылаются многие научные публикации по этой теме. Крафт систематизировал из регистра государственных памятников сведения о 199 каменных лабиринтах, зафиксированных на 1930-е гг. и еще 80 лабиринтах из других источников, сохранность которых отмечалась как непроверенная. Среди связанной с лабиринтами топонимики исследователь отметил около 40 названий «Треллеборг» («Город троллей»), 2 «Юнгфруданс» («Танец дев») и 8 Трояборгов («город Троя»). Также были собраны сведения об играх, связанных с лабиринтами в XIX–XX вв. В общих чертах, по расположению Дж. Крафт разделял лабиринты на 2 группы – береговые и южно-шведские (условно «материковые»). Береговые лабиринты по расположению относительно уровня моря и привязке к средневековым и более поздним рыбацким стоянкам были датированы не ранее 2 тыс. н.э.

Н. Бродбентом в середине 1980-х для установления возраста лабиринтов был применён метод, который раньше применялся в геологии, позволяющий датировать поверхность камня по росту колоний лишайников на нем (лихенометрия). Методика, разработанная в Центре Арктических Исследований университета Умео, позволила определить с достаточной точностью время выкладки того или иного лабиринта, камни которого зарастали лишайником Ризокарпоном географическим (Rhizocarpon geographicum). Результаты этих исследований в целом позволили подтвердить средневековую датировку каменных лабиринтов. Параллельно с лихенометрией с середины 1980-х гг. для датировки также использовался геологический метод сравнения степени выветривания пород.

Проблема обоснования датировки лабиринтов Балтики была решена европейскими учеными во 2-й половине 1980-х г.г. с помощью комплекса методов:

1. Датировка по расположению на береговых террасах, дата подъема которых из воды известна по геологическим данным.

2. Датировка по степени выветривания скал, на которых располагаются лабиринты.

3. Датировка по росту колоний лишайников на камнях, составляющих лабиринты.

4. Косвенная датировка по соотнесению с однотипными изображениями лабиринтов в средневековых церквях и на бытовых предметах нового времени.

Каменные лабиринты, расположенные в Северной Норвегии, рассмотрены в публикации Бъёрнара Ольсена «Каменные лабиринты Арктической Норвегии». Эти лабиринты, располагающиеся на побережье Баренцева моря (Финнмарк), исследователь соотносит с саамами, поскольку они располагаются вблизи саамских могильников, связывает с культом мертвых и датирует периодом 1200–1700 гг. Данная датировка основывается как на близости лабиринтов к саамским могильникам, так и на расположении лабиринтов невысоко от уровня моря.

Итак. Основные распространённые теории предназначения лабиринтов:

1. Для отправления культовых нужд их строителей. Это может быть либо вхождение в измененное состояние сознания, либо погребальный ритуал.

2. Лабиринт – древний календарь.

3. Лабиринт – ловчее устройство приморских жителей для ловли рыбы.

Все теории были выдвинуты на основе открытых исследователями фактов – местоположение объектов (близость к морю, близость к погребальным комплексам), особенности выкладки, следы деятельности человека (нагар на камнях, останки). Но, если задаться вопросами, то ни одна из них полностью не объясняет предназначения сооружений.

Например. Допустим, что лабиринты – это ловушки для рыбы. Относительно приморских сооружений это могло бы быть актуально. Но встречаются лабиринты и глубоко на материках, где нет моря с его приливной волной, например лабиринт на горе Шаманка недалеко от Аркаима. Да, там недалеко есть река, но её разливы явно не достанут до лабиринта. И смысл ставить ловушку там, где она ничего в принципе не поймает? Никакого. А лабиринт – есть. Если лабиринты лишь ловушки для рыбы, то почему они изображались на древних монетах, почему в их форме и по их планировке строились здания (вроде Микенского дворца в Пилосе, или знаменитого лабиринта в Кноссе), целые города, например легендарный Иерихон. Кстати, если приглядеться – то и известный Аркаим имеет не только форму классического лабиринта, но и его планировка очень напоминает «классический» лабиринт

А ведь есть ещё легенды многих народов, связанные с лабиринтами. Всё вышеперечисленное заставляет усомниться в версии о лабиринтах-ловушках для рыбы, тем более, что гораздо проще сплести сеть или невод, или иные ловушки для рыбы, чем выкладывать многометровые каменные сооружения, к тому же невысокие, которые приливная волна бы непременно скрыла.

Версия о лабиринтах-календарях тоже спорная, в основном из-за того, что у лабиринтов нет единой ориентации в пространстве относительно сторон света.

Гипотеза о лабиринтах как культовых объектах, связанных с ритуалами (инициация, погребение) представляется более вероятной, так как лабиринты иногда соседствуют с погребальными курганами и в центрах лабиринтов находят следы от воздействия огня, что может быть показателем использования центральной части лабиринта как алтаря. Единственный вопрос к гипотезе лабиринта - погребального комплекса – ни под одним каменным лабиринтом не было найдено останков человека. Да и строительство зданий и целых городов, вроде Иерихона, в форме погребальных сооружений для жизни живых людей представляется маловероятным с точки зрения здравомыслия человека.

Наиболее вероятной представляется версия о лабиринтах, как неких антеннах, выдвинутая Поповым А.М. Именно эта гипотеза меня заинтересовала, и её я постараюсь развить и ответить на вопросы – как был устроен и как он функционировал, для чего он выкладывался, и как устройство взаимодействовало с оператором.

Для анализа был выбран лабиринт «классического» критского образца как самый распространённый и стереотипный образ данного сооружения.

Согласно классификации Куратова лабиринт односпиральный, по Виноградову – биспиральный подковообразный с крестообразным пересечением при входе. И с чем только этот лабиринт ни сравнивают – и с папиллярным узором пальцев,

и со схематичным сходством с мозгом в разрезе, где центр лабиринта соответствует расположению в мозге железы Эпифиза,

 

так же, например, этот лабиринт имеет внешнее сходство с прицелом зенитного пулемёта

или ещё с антенной многоволнового генератора инженера Г. Лаховского.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: