МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОНЕЦКАЯ АКАДЕМИЯ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Кафедра административной деятельности
Дисциплина Организация службы участковых инспекторов полиции
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры
административной деятельности
к.ю.н., полковник полиции
_______________О.В. Берест
«____»_________2016 г.
ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ № 5
Тема 5: «АДМИНИСТРАТИВНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАСТКОВЫХ ИНСПЕКТОРОВ ПОЛИЦИИ»
для курсантов и слушателей всех факультетов
очной, заочнойформ обучения
Рассмотрено и утверждено
на заседании кафедры административной деятельности
Протокол №___ от «____»__________2016 г.
Донецк, 2016
План
Введение
5.1. Сущность и содержание административного надзора полиции.
Административный надзор за лицами освобожденными из мест лишения свободы.
Выводы
Основные определения по теме: | оперативная обстановка, принципы административной деятельности, субъект админ. деятельности, объект админ. деятельности. |
Литература: |
1. Конституция Донецкой Народной Республики // Донецкая Народная Республика официальный сайт /[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dnr-online.ru/konstituciya-dnr.
2. Кодекс Украины об административных правонарушениях, введенный в действие Постановлением Верховного Совета Украинской ССР от 17.12.1984 г. №8074-10, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу от 19.11.2013 г. (основание – Закон Украины 693-VII от 19.11.2013 г.) /[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/ 80731-10/ed20131214.
3. О полиции: Закон Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 (Постановление №85-IНС) /[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-o-politsii-donetskoj-narodnoj-respubliki.
4. О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики: Закон Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 (Постановление №I-148П-НС) /[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://old.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2015/03/Zakon_DNR_O_sisteme_ organov_ispolnitelnoy_vlast_I_148P_NS.pdf.
5. О службе в органах внутренних дел Донецкой Народной Республики: Закон Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 (Постановление №I-145П-НС) /[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://old.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2015/03/Zakon_DNR_O_sluzhbe_ v_organakh_vnutrennikh_del_I_145p_NS.pdf.
6. Об обращениях граждан: Закон Донецкой Народной Республики от 20.02.2015 (Постановление №13-IНС) /[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakon-ob-obrashheniyah-grazhdan.
7. Временное положение по организации деятельности участковых инспекторов полиции, утвержденное приказом МВД ДНР от 28.02.2015 №126.
Дополнительная литература к теме:
1. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Учебник. М., МЮИ МВД России. «Щит-М». 1998 – с. 346.
2. Административное право Украины: Учебник /Под общей ред. С.В. Кивалова. – Х.: «Одиссей», 2005. – 800 с.
3. Правонарушение: Понятие, причины, ответственность. – М.: Юрид. лит., 1985. – с. 155.
4. Правоприменительная деятельность органов управления. – М.: Юрид. лит., 1979. – 136 с.
5. Адміністративні проступки, підвідомчі міліції: кваліфікація, доказування, особливості провадження: Навчальний посібник. Видання друге. – К: ПП «Дірект Лайн». – Київ. –2013. – 240 с.
Введение
Учебная цель: ознакомить слушателей с правовыми и теоритическими основами административно-надзорной деятельности участковых инспекторов полиции.
Развивающая цель: научить анализировать и оценивать различные источники информации, творчески мыслить, логично и последовательно излагать свои мысли, свободно выступать в обсуждении вопросов лекции, высказывать и обосновывать своё мнение.
Воспитательные цели: формирование у слушателей профессиональных черт характера (внимательность, ответственность, исполнительность); собственных взглядов, убеждений и мировоззрения на сущность деятельности участкового инспектора полиции; таких качеств, как гуманизма в обращении с гражданами, чувства уважения к мнению других лиц, учиться культуре межличностного общения; а так же ориентирование на более успешную учебную деятельность.
Методические приёмы: конспектирование материала, обсуждение проблемных вопросов правового и организационного обеспечения деятельности службы участковых инспекторов полиции,личный пример преподавателя, апелляция к авторитетам, похвала слушателей, принимающих участие в обсуждении вопросов лекции, порицание нарушающих дисциплину на занятии. После обсуждения каждого вопроса лекции необходимо уточнять у курсантов “Все ли Вам понятно?” или “Есть ли вопросы к лектору?”, что позволит творчески мыслить, рассуждать, доказывать обоснованность своего мнения, а также это возможный выход на дискуссию. В качестве анализа и оценки источников информации служат – использование на лекции технических средств обучения.
Междисциплинарная связь: заключается в связи с дисциплинами административное право, административный процесс, административная деятельность и другими.
1. Сущность и содержание административного надзора полиции.
Административный надзор как способ обеспечения законности и дисциплины представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства.
Понятие административного надзора, его соотношение с контролем в научных кругах является предметом дискуссии. По мнению одних авторов, административный надзор является разновидностью надведомственного государственного контроля, другие обосновывают позицию о том, что административный надзор - это самостоятельный вид контрольно- надзорной деятельности органов исполнительной власти.
Между тем имеются все основания, чтобы провести грань между контрольной и надзорной деятельностью, «развести» эти понятия, не отождествлять их, а определить особенности, назначение и место в системе способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
Во-первых, различие между надведомственным или внешним контролем и административным надзором состоит в их содержании. Органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией: она включает в себя проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений, что отражает, прежде всего, управленческий, организационный аспект контрольной деятельности. Кроме того, административный надзор связан с проверкой только законности действий конкретного объекта надзора, приобретая тем самым юридическую окраску.
Во-вторых, контроль и административный надзор различаются по объему полномочий. Контрольные полномочия связаны с вмешательством органов контроля в оперативно- хозяйственную, конкретную производственную деятельность подконтрольного объекта. При этом контрольные полномочия допускают возможность использования дисциплинарной власти - привлечение к дисциплинарной ответственности, вплоть до отстранения провинившегося сотрудника от занимаемой должности. Органы административного надзора такими полномочиями не обладают, они ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, нередко технико-юридического характера, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к административной ответственности.
В-третьих, административный надзор и контроль различаются по объектам наблюдения и проверки. С этой точки зрения административный надзор включает три его разновидности:
1. он осуществляется в отношении неопределенного (не персонифицированного) круга физических и юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в каком-либо подчинении органов надзора, за соблюдением ими определенных правил, например правил пожарной безопасности;
2. административный надзор распространяется на определенный круг граждан, должностных лиц, юридических лиц и по конкретным вопросам, например надзор за соблюдением гражданами правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия, должностными лицами, ответственными за сохранность и использование радиоактивных материалов, средств цветного копирования;
персонифицированный административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел в отношении некоторых граждан, освобожденных из мест лишения свободы.
Таким образом, контрольные полномочия обычно касаются конкретных органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и не распространяются на граждан.
В-четвертых, административный надзор и контроль различаются по субъектам, их осуществляющим.
Административный надзор реализуется в деятельности большого числа государственных органов: это специализированные ведомства (например, таможенная служба), государственные инспекции и надзоры, входящие в состав различных министерств и ведомств (например, санитарно-эпидемиологический надзор), иные специализированные надзорные органы (например, морской, речной, авиационный регистры), то есть. здесь наблюдается законченность организационного выделения субъектов данной деятельности в общей системе государственных органов исполнительной власти.
Органы надведомственного (внешнего) контроля такого разнообразия не имеют. К ним, прежде всего, относятся некоторые министерства и службы, так, например, Министерство финансов и Министерство образования и науки, Министерство государственной безопасности.
В-пятых, административный надзор и контроль реализуются в различных организационных и правовых формах. Так, административный надзор может сопровождаться проверкой знаний правил дорожного движения водителей, правил обращения со служебным огнестрельным оружием лиц, занимающихся частной охранной деятельностью.
Организационно-административный надзор представляет процесс последовательно осуществляемых этапов или стадий:
1. предварительный – это анализ информации о поднадзорном объекте, разработка и доведение до объекта надзора соответствующих норм, правил его функционирования;
2. текущий – это включающий систематическое и непосредственное наблюдение, инспектирование, проверки, в ходе которых выявляются нарушения, применяются меры пресечения, восстанавливается нарушенный порядок, решается вопрос о необходимости привлечения виновных к ответственности;
3. заключительный - состоящий в анализе общего положения объекта надзора, выявлении тенденций, разработке предложений.
Правовые формы осуществления административного надзора также отличаются большой спецификой. В частности, он связан с оформлением и выдачей гражданам и юридическим лицам различных разрешений, лицензий, необходимых документов (например, пропуска в пограничную зону), позволяющих им реализовать свои субъективные права в той или иной сфере государственного управления.
В-шестых, административный надзор и контроль характеризуют особые методы их осуществления. Для административного надзора основным методом является непосредственное постоянное наблюдение за соответствующими объектами, проверка по заявлениям и жалобам, а также по собственной инициативе. Арсенал методов внешнего контроля значительно шире: проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы и другие.
В-седьмых, административный надзор, как правило, связан с применением административного принуждения, причем надзорные органы используют административно- предупредительные меры (например, карантин), меры административного пресечения (например, запрещение эксплуатации неисправного автомототранспорта), меры административно-процессуального обеспечения (например, изъятие вещей, товаров и документов), административные наказания.
Следовательно, органы административного надзора одновременно являются и органами административной юрисдикции. Органы надведомственного, внешнего контроля таким объемом административно-принудительных полномочий не обладают.
Исходя из выше изложенного, можно отметить, что административный надзор как самостоятельный вид государственной деятельности по обеспечению законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти обладает следующими признаками:
1. отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;
2. возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;
3. невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;
4. наличие специального объекта надзорной деятельности - норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами;
5. возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам;
6. строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий.
Следовательно, административный надзор - это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.
К органам исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор, относятся службы, различные инспекции в министерствах и иных органах исполнительной власти (ветеринарного, пожарного, рыбного, геодезического и др. надзора), а также территориальные органы надзора (например, энергетического).
Некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функции от надзорных, например, у таможенной или налоговой служб. Поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение между контрольными и надзорными функциями.
Исходя из выше изложенного, следует, что деятельность органов административного надзора направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных границ. Их главная цель – это обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также надлежащее качество продукции, услуг и работ.
Административный надзор полиции - это систематическое наблюдение подразделений полиции и отдельных сотрудников, обладающих надзорными полномочиями, за соблюдением гражданами и должностными лицами предприятий, организаций, учреждений (не зависимо от форм собственности), а также иностранцами и лицами без гражданства законов и других нормативных актов, регулирующих общественный порядок, безопасность дорожного движения, паспортно-визовую и лицензионно-разрешительную системы в целях предупреждения, пресечения совершения нарушений и привлечение виновных лиц к ответственности.
Следовательно, поскольку назначение надзора - это определение его целей и задач, то необходимо рассмотреть цели и задачи административного надзора более детально.
Цели административного надзора:
− предупреждение правонарушений;
− пресечение правонарушений;
− привлечение к ответственности виновных лиц;
− нормотворчество.
Предупреждение правонарушений - это установление и требования устранения обнаруженных правонарушений, установление обстоятельств способствующих совершению правонарушений и в силу своей компетенции устранение этих обстоятельств, а также предупреждение совершения других правонарушений.
Пресечение правонарушений - это принудительным путем прекращения правонарушения, предотвращения либо уменьшения вредного последствия от их совершения, применение мер административного пресечения к правонарушителям в том числе применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Привлечение к ответственности виновных лиц - это в пределах своей компетенции самостоятельное возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении, наложении административного взыскания, либо направление материала о правонарушении судьям, органам и должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие дела.
Нормотворчество - это утверждение норм и правил совместно с органами исполнительной власти и другими органами административного надзора, подготовка проектов нормативных актов, которое утверждается (принимаются) другими органами, согласование проектов правовых актов, принимаемых другими органами.
Задачей административного надзора полиции в сфере охраны общественного порядка является обеспечение четкого, единообразного соблюдения специальных норм и общеобязательных правил, то есть обеспечение законности в управлении. Другими словами задачей административного надзора является обеспечение проведения в жизнь законов и других нормативных актов, регулирующих поведение людей в общественных местах, паспортной системы, порядок движения транспорта, правил лицензионно-разрешительной системы и так далее.
Исходя из выше изложенного, следует, что назначение административного в сфере охраны общественного порядка является обеспечение четкого, единообразного соблюдения специальных норм и общеобязательных правил (поведение людей в общественных местах, паспортной системы, порядка движения транспорта, лицензионно-разрешительной системы и прочие) в целях предупреждения, пресечения правонарушений, привлечения виновных к ответственности и осуществления нормотворчества.
Для того чтобы наиболее полно уяснить сущность административного надзора, необходимо рассмотреть, какое место он занимает в структуре функций полиции. Среди ученых-административистов по данному вопросу существуют различные мнения и нет единой классификации функций полиции. Однако большинство мнений сходится на том, что структура функций полиции подразделяется на три направления деятельности:
1) административную;
2) оперативно-розыскную;
3) уголовно-процессуальную.
Административная деятельность - это непосредственное, практическое осуществление органами полиции функций по охране общественного порядка, общественной безопасности и борьбе с преступностью административно-правовыми средствами;
Оперативно-розыскная деятельность - это вид деятельность, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств;
Уголовно-процессуальная деятельность - это деятельность, включающая в себя:
− производство дознания по уголовным делам в пределах, установленных законом;
− производство неотложных следственных действий по делам, по которым обязательно предварительное следствие;
− выполнение поручений прокурора и следователя о производстве розыскных и следственных действий.
Вместе с тем, хотелось бы добавить, что названные виды деятельности полиции, перечисленные выше, взаимосвязаны между собой и в повседневной практике выступают в единстве, так, например, сотрудники полиции общественной безопасности, осуществляя административную деятельность, обязаны предупреждать и пресекать любые преступления. В то же время сотрудники криминальной полиции не могут проходить мимо совершаемых административных правонарушений.
Кроме того, административный надзор в своей деятельности выступает в двух значениях как:
1. способ обеспечения законности в государственном управлении;