Персонифицированный административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел в отношении некоторых граждан, освобожденных из мест лишения свободы.




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДОНЕЦКАЯ АКАДЕМИЯ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Кафедра административной деятельности

Дисциплина Организация службы участковых инспекторов полиции

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

административной деятельности

к.ю.н., полковник полиции

_______________О.В. Берест

«____»_________2016 г.

 

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ № 5

Тема 5: «АДМИНИСТРАТИВНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАСТКОВЫХ ИНСПЕКТОРОВ ПОЛИЦИИ»

для курсантов и слушателей всех факультетов

очной, заочнойформ обучения

 

 

Рассмотрено и утверждено

на заседании кафедры административной деятельности

Протокол №___ от «____»__________2016 г.

 

 

Донецк, 2016

План

Введение

5.1. Сущность и содержание административного надзора полиции.

Административный надзор за лицами освобожденными из мест лишения свободы.

Выводы

Основные определения по теме: оперативная обстановка, принципы административной деятельности, субъект админ. деятельности, объект админ. деятельности.
Литература:  

1. Конституция Донецкой Народной Республики // Донецкая Народная Республика официальный сайт /[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dnr-online.ru/konstituciya-dnr.

2. Кодекс Украины об административных правонарушениях, введенный в действие Постановлением Верховного Совета Украинской ССР от 17.12.1984 г. №8074-10, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу от 19.11.2013 г. (основание – Закон Украины 693-VII от 19.11.2013 г.) /[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/ 80731-10/ed20131214.

3. О полиции: Закон Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 (Постановление №85-IНС) /[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-o-politsii-donetskoj-narodnoj-respubliki.

4. О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики: Закон Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 (Постановление №I-148П-НС) /[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://old.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2015/03/Zakon_DNR_O_sisteme_ organov_ispolnitelnoy_vlast_I_148P_NS.pdf.

5. О службе в органах внутренних дел Донецкой Народной Республики: Закон Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 (Постановление №I-145П-НС) /[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://old.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2015/03/Zakon_DNR_O_sluzhbe_ v_organakh_vnutrennikh_del_I_145p_NS.pdf.

6. Об обращениях граждан: Закон Донецкой Народной Республики от 20.02.2015 (Постановление №13-IНС) /[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakon-ob-obrashheniyah-grazhdan.

7. Временное положение по организации деятельности участковых инспекторов полиции, утвержденное приказом МВД ДНР от 28.02.2015 №126.

Дополнительная литература к теме:

1. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Учебник. М., МЮИ МВД России. «Щит-М». 1998 – с. 346.

2. Административное право Украины: Учебник /Под общей ред. С.В. Кивалова. – Х.: «Одиссей», 2005. – 800 с.

3. Правонарушение: Понятие, причины, ответственность. – М.: Юрид. лит., 1985. – с. 155.

4. Правоприменительная деятельность органов управления. – М.: Юрид. лит., 1979. – 136 с.

5. Адміністративні проступки, підвідомчі міліції: кваліфікація, доказування, особливості провадження: Навчальний посібник. Видання друге. – К: ПП «Дірект Лайн». – Київ. –2013. – 240 с.

Введение

Учебная цель: ознакомить слушателей с правовыми и теоритическими основами административно-надзорной деятельности участковых инспекторов полиции.

Развивающая цель: научить анализировать и оценивать различные источники информации, творчески мыслить, логично и последовательно излагать свои мысли, свободно выступать в обсуждении вопросов лекции, высказывать и обосновывать своё мнение.

Воспитательные цели: формирование у слушателей профессиональных черт характера (внимательность, ответственность, исполнительность); собственных взглядов, убеждений и мировоззрения на сущность деятельности участкового инспектора полиции; таких качеств, как гуманизма в обращении с гражданами, чувства уважения к мнению других лиц, учиться культуре межличностного общения; а так же ориентирование на более успешную учебную деятельность.

Методические приёмы: конспектирование материала, обсуждение проблемных вопросов правового и организационного обеспечения деятельности службы участковых инспекторов полиции,личный пример преподавателя, апелляция к авторитетам, похвала слушателей, принимающих участие в обсуждении вопросов лекции, порицание нарушающих дисциплину на занятии. После обсуждения каждого вопроса лекции необходимо уточнять у курсантов “Все ли Вам понятно?” или “Есть ли вопросы к лектору?”, что позволит творчески мыслить, рассуждать, доказывать обоснованность своего мнения, а также это возможный выход на дискуссию. В качестве анализа и оценки источников информации служат – использование на лекции технических средств обучения.

Междисциплинарная связь: заключается в связи с дисциплинами административное право, административный процесс, административная деятельность и другими.

1. Сущность и содержание административного надзора полиции.

Административный надзор как способ обеспечения законности и дисциплины представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства.

Понятие административного надзора, его соотношение с контролем в научных кругах является предметом дискуссии. По мнению одних авторов, административный надзор является разновидностью надведомственного государственного контроля, другие обосновывают позицию о том, что административный надзор - это самостоятельный вид контрольно- надзорной деятельности органов исполнительной власти.

Между тем имеются все основания, чтобы провести грань между контрольной и надзорной деятельностью, «развести» эти понятия, не отождествлять их, а определить особенности, назначение и место в системе способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Во-первых, различие между надведомственным или внешним контролем и административным надзором состоит в их содержании. Органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией: она включает в себя проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений, что отражает, прежде всего, управленческий, организационный аспект контрольной деятельности. Кроме того, административный надзор связан с проверкой только законности действий конкретного объекта надзора, приобретая тем самым юридическую окраску.

Во-вторых, контроль и административный надзор различаются по объему полномочий. Контрольные полномочия связаны с вмешательством органов контроля в оперативно- хозяйственную, конкретную производственную деятельность подконтрольного объекта. При этом контрольные полномочия допускают возможность использования дисциплинарной власти - привлечение к дисциплинарной ответственности, вплоть до отстранения провинившегося сотрудника от занимаемой должности. Органы административного надзора такими полномочиями не обладают, они ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, нередко технико-юридического характера, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к административной ответственности.

В-третьих, административный надзор и контроль различаются по объектам наблюдения и проверки. С этой точки зрения административный надзор включает три его разновидности:

1. он осуществляется в отношении неопределенного (не персонифицированного) круга физических и юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в каком-либо подчинении органов надзора, за соблюдением ими определенных правил, например правил пожарной безопасности;

2. административный надзор распространяется на определенный круг граждан, должностных лиц, юридических лиц и по конкретным вопросам, например надзор за соблюдением гражданами правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия, должностными лицами, ответственными за сохранность и использование радиоактивных материалов, средств цветного копирования;

персонифицированный административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел в отношении некоторых граждан, освобожденных из мест лишения свободы.

Таким образом, контрольные полномочия обычно касаются конкретных органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и не распространяются на граждан.

В-четвертых, административный надзор и контроль различаются по субъектам, их осуществляющим.

Административный надзор реализуется в деятельности большого числа государственных органов: это специализированные ведомства (например, таможенная служба), государственные инспекции и надзоры, входящие в состав различных министерств и ведомств (например, санитарно-эпидемиологический надзор), иные специализированные надзорные органы (например, морской, речной, авиационный регистры), то есть. здесь наблюдается законченность организационного выделения субъектов данной деятельности в общей системе государственных органов исполнительной власти.

Органы надведомственного (внешнего) контроля такого разнообразия не имеют. К ним, прежде всего, относятся некоторые министерства и службы, так, например, Министерство финансов и Министерство образования и науки, Министерство государственной безопасности.

В-пятых, административный надзор и контроль реализуются в различных организационных и правовых формах. Так, административный надзор может сопровождаться проверкой знаний правил дорожного движения водителей, правил обращения со служебным огнестрельным оружием лиц, занимающихся частной охранной деятельностью.

Организационно-административный надзор представляет процесс последовательно осуществляемых этапов или стадий:

1. предварительный – это анализ информации о поднадзорном объекте, разработка и доведение до объекта надзора соответствующих норм, правил его функционирования;

2. текущий – это включающий систематическое и непосредственное наблюдение, инспектирование, проверки, в ходе которых выявляются нарушения, применяются меры пресечения, восстанавливается нарушенный порядок, решается вопрос о необходимости привлечения виновных к ответственности;

3. заключительный - состоящий в анализе общего положения объекта надзора, выявлении тенденций, разработке предложений.

Правовые формы осуществления административного надзора также отличаются большой спецификой. В частности, он связан с оформлением и выдачей гражданам и юридическим лицам различных разрешений, лицензий, необходимых документов (например, пропуска в пограничную зону), позволяющих им реализовать свои субъективные права в той или иной сфере государственного управления.

В-шестых, административный надзор и контроль характеризуют особые методы их осуществления. Для административного надзора основным методом является непосредственное постоянное наблюдение за соответствующими объектами, проверка по заявлениям и жалобам, а также по собственной инициативе. Арсенал методов внешнего контроля значительно шире: проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы и другие.

В-седьмых, административный надзор, как правило, связан с применением административного принуждения, причем надзорные органы используют административно- предупредительные меры (например, карантин), меры административного пресечения (например, запрещение эксплуатации неисправного автомототранспорта), меры административно-процессуального обеспечения (например, изъятие вещей, товаров и документов), административные наказания.

Следовательно, органы административного надзора одновременно являются и органами административной юрисдикции. Органы надведомственного, внешнего контроля таким объемом административно-принудительных полномочий не обладают.

Исходя из выше изложенного, можно отметить, что административный надзор как самостоятельный вид государственной деятельности по обеспечению законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти обладает следующими признаками:

1. отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;

2. возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;

3. невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;

4. наличие специального объекта надзорной деятельности - норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами;

5. возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам;

6. строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий.

Следовательно, административный надзор - это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.

К органам исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор, относятся службы, различные инспекции в министерствах и иных органах исполнительной власти (ветеринарного, пожарного, рыбного, геодезического и др. надзора), а также территориальные органы надзора (например, энергетического).

Некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функции от надзорных, например, у таможенной или налоговой служб. Поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение между контрольными и надзорными функциями.

Исходя из выше изложенного, следует, что деятельность органов административного надзора направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных границ. Их главная цель – это обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также надлежащее качество продукции, услуг и работ.

Административный надзор полиции - это систематическое наблюдение подразделений полиции и отдельных сотрудников, обладающих надзорными полномочиями, за соблюдением гражданами и должностными лицами предприятий, организаций, учреждений (не зависимо от форм собственности), а также иностранцами и лицами без гражданства законов и других нормативных актов, регулирующих общественный порядок, безопасность дорожного движения, паспортно-визовую и лицензионно-разрешительную системы в целях предупреждения, пресечения совершения нарушений и привлечение виновных лиц к ответственности.

Следовательно, поскольку назначение надзора - это определение его целей и задач, то необходимо рассмотреть цели и задачи административного надзора более детально.

Цели административного надзора:

− предупреждение правонарушений;

− пресечение правонарушений;

− привлечение к ответственности виновных лиц;

− нормотворчество.

Предупреждение правонарушений - это установление и требования устранения обнаруженных правонарушений, установление обстоятельств способствующих совершению правонарушений и в силу своей компетенции устранение этих обстоятельств, а также предупреждение совершения других правонарушений.

Пресечение правонарушений - это принудительным путем прекращения правонарушения, предотвращения либо уменьшения вредного последствия от их совершения, применение мер административного пресечения к правонарушителям в том числе применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Привлечение к ответственности виновных лиц - это в пределах своей компетенции самостоятельное возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении, наложении административного взыскания, либо направление материала о правонарушении судьям, органам и должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие дела.

Нормотворчество - это утверждение норм и правил совместно с органами исполнительной власти и другими органами административного надзора, подготовка проектов нормативных актов, которое утверждается (принимаются) другими органами, согласование проектов правовых актов, принимаемых другими органами.

Задачей административного надзора полиции в сфере охраны общественного порядка является обеспечение четкого, единообразного соблюдения специальных норм и общеобязательных правил, то есть обеспечение законности в управлении. Другими словами задачей административного надзора является обеспечение проведения в жизнь законов и других нормативных актов, регулирующих поведение людей в общественных местах, паспортной системы, порядок движения транспорта, правил лицензионно-разрешительной системы и так далее.

Исходя из выше изложенного, следует, что назначение административного в сфере охраны общественного порядка является обеспечение четкого, единообразного соблюдения специальных норм и общеобязательных правил (поведение людей в общественных местах, паспортной системы, порядка движения транспорта, лицензионно-разрешительной системы и прочие) в целях предупреждения, пресечения правонарушений, привлечения виновных к ответственности и осуществления нормотворчества.

Для того чтобы наиболее полно уяснить сущность административного надзора, необходимо рассмотреть, какое место он занимает в структуре функций полиции. Среди ученых-административистов по данному вопросу существуют различные мнения и нет единой классификации функций полиции. Однако большинство мнений сходится на том, что структура функций полиции подразделяется на три направления деятельности:

1) административную;

2) оперативно-розыскную;

3) уголовно-процессуальную.

Административная деятельность - это непосредственное, практическое осуществление органами полиции функций по охране общественного порядка, общественной безопасности и борьбе с преступностью административно-правовыми средствами;

Оперативно-розыскная деятельность - это вид деятельность, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств;

Уголовно-процессуальная деятельность - это деятельность, включающая в себя:

− производство дознания по уголовным делам в пределах, установленных законом;

− производство неотложных следственных действий по делам, по которым обязательно предварительное следствие;

− выполнение поручений прокурора и следователя о производстве розыскных и следственных действий.

Вместе с тем, хотелось бы добавить, что названные виды деятельности полиции, перечисленные выше, взаимосвязаны между собой и в повседневной практике выступают в единстве, так, например, сотрудники полиции общественной безопасности, осуществляя административную деятельность, обязаны предупреждать и пресекать любые преступления. В то же время сотрудники криминальной полиции не могут проходить мимо совершаемых административных правонарушений.

Кроме того, административный надзор в своей деятельности выступает в двух значениях как:

1. способ обеспечения законности в государственном управлении;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: