Для мусульман день делится на две половины по двенадцать часов. Отсчет времени ведется от захода солнца — это ноль часов. Поскольку заход солнца наступает день ото дня то раньше, то позже, идеальные часы нужно было бы подводить каждый вечер. Семидневная неделя начинается в воскресенье. В то же время, предназначенная для молитв пятница считается выходным днем.
Бедный или богатый, высокопоставленный чиновник или скромный ремесленник, мусульманин — и, никуда не денешься, немусульманин — видит перед собой день, разграниченный молитвами, точнее призывом муэдзина к пяти ежедневным молитвам. Три молитвы посвящены восходу солнца, его зениту и закату и позволяют мусульманину, как и немусульманину, приспособить свои дневные заботы к такому расписанию; время после полудня прерывается молитвой икипди, которая дает передышку в каждодневных тяжелых трудах; и наконец, наступает пятая и последняя молитва (йятси), которая приносится уже у себя дома через час-два после захода солнца. Поскольку призыв к молитве зависит от движения солнца, летом рабочий день длиннее, чем зимой, так как к делам приступают с рассветом, а завершают на исходе дня.
Для измерения прохождения времени османы использовали две системы, унаследованные от античности. С одной стороны, это солнечные часы, которые повсюду на фасадах мечетей; с другой — водяные часы (клепсидра, градуированные сосуды, которые пропускают точно отмеренное количество воды) внутри мечетей и коранических школ.
Заметим, что европейские механические часы, производство которых началось в XIV в., очень рано заинтересовали османов. В XVI в. настенные и наручные часы европейского производства — некоторые из них были изысканными подарками — широко использовались в империи, и там даже изготавливались их местные копии. Самым замечательным мастером-часовщиком был Мехмед Таджуддин (1520—1585), трактат которого о часах с гирями и на пружинах, написанный в середине века, занимает важное место в этой науке.
|
Далеко не все инструменты для часового дела в Османской империи импортированы из Европы. С 1630 по 1700 г. в Стамбуле, в квартале Галата, действует гильдия европейских часовщиков, качество изделий которых отвечает стандартам швейцарских и английских мастеров, но их богато декорированные часы предназначаются для турецкого рынка. С XIX в. в больших имперских мечетях устанавливается большое количество настенных часов, а в центре городов сооружают часы для общественного пользования.
Существует должность муваккит, буквально «определяющий время»; это лицо, прикрепленное к мечети, и в его обязанность входит предупредить муэдзина, что настало время призывать правоверных к молитве. Он занимает ложу, муваккит-хапе, возвышающуюся над улицей или воротами при входе в мечеть. Муваккит составляет также специальные календари, называемые имсакийе, в которых указывается время молитв и окончания поста (ифтар) в течение месяца рамадана; он также каждый год составляет гороскопы и карманные альманахи (так-вим), в которых отмечаются «счастливые» и «несчастливые» дни; специально отмечены дни, благоприятные для начинания дел, покупки рабов, вступления в брак, путешествий и т.д.
В XVII в. самый знаменитый муваккит пребывал в султанской мечети Байязида в Стамбуле, вблизи Большого базара. Именно он определяет время для всего города; ему, перед каждым отплытием в море, наносят визит капитаны судов для того, чтобы настроить корабельный хронометр и другие навигационные приборы.
|
Что касается султана, то он сам окружен тремя астрологами (мюиеджим), в обязанности которых входит определение дат, благоприятных для важных свершений: назначение нового великого визиря, начало военной кампании, торжественное открытие новой мечети или спуск на воду нового судна и т.д. Ничто не делается без их совета. На первом придворном астрономе лежит обязанность передавать каждый год султану альманах (таквим), в котором отмечаются благоприятные и неблагоприятные дни, подходящие и неудачные часы*для начала тех или иных действий. Роль мюиеджим совершенно без натяжек можно сравнить с ролью астрологов в средневековом европейском обществе. Они дают советы и сопровождают султана.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бадак Александ Николаевич, Войнич Игорь Евгеньевич, Волчек Наталья Михайловна, Воротникова О. А., Глобус А.. Всемирная история: В 24 т. / И.А. Алябьева (ред.) — Минск: Литература. Т. 15: Эпоха просвещения. — Минск: Литература, 1996 — 512с.
2. Дюпюи Эрнест Р, Дюпюи Тревор Н. Всемирная история войн / А.Д. Балабуха (ред.), С.И. Фомченко (пер.), С.И. Гузман (пер.). — СПб.: Полигон, 1997.
3. Коллас. История Турции. — К.; М.: ЕВРОЛИНЦ, 2003. — 331с.
4. Вамбери Герман. Очерки жизни и нравов Востока: Сочинение:Пер.с нем.. — СПб.: Изд. В.Ковалевского, 1877. — 546с