Программа дополнительного образования по пению.
Музыкальный руководитель
с первой квалификационной категорией:
Г.А. Зайцева.
ЧЕРЕПОВЕЦ
Пояснительная записка
Музыка начинается с пения…
Курт Закс (немецкий музыковед)
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
|
Программа по вокальному пению предназначена для детей от 4-7 лет. Занятия в вокальном кружке проводятся с сентября по май, 72 занятия в год. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 25 минут, которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 10 человек.
Цель – формирование эстетической культуры дошкольника, развитие эмоционально-выразительного исполнения песен;
Задачи:
1. Формирование интереса к вокальному искусству.
2. Развитие правильного звукообразования: умения петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон.
3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
4. Развитие умения различать звуки по высоте.
5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
6. Развитие эмоционально-выразительного исполнения, умения правильно передавать характер песни.
7. Формирование певческой культуры.
8. Совершенствование вокально-хоровых навыков.
Особенности слуха и голоса детей 4-6 лет.
На пятом-шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 4-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
|
Дети могут петь в диапазоне ре-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
· песни хором в унисон;
· хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.);
· тембровыми подгруппами;
· при включении в хор солистов;
· пение под фонограмму.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить наличие музыкального слуха, диапазон и особенности звучания певческого голоса каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
· игровой характер занятий и упражнений;
· активная концертная деятельность детей;
· доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях;
|
· атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия);
· звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, цифровые носители – чистые и с записями музыкального материала);
· сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста;
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Программа включает подразделы:
· восприятие музыки;
· развитие музыкального слуха и голоса;
· песенное творчество;
· певческая установка;
· певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения, певческое дыхание, звукообразование, навык выразительной дикции)
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:
· выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
· постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
· умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
· умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
· гласные «о», «е» – с целью выработки округленного красивого звучания;
· гласная «и» – с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
· «а», «е» – при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
· слуховой самоконтроль;
· слуховое внимание;
· дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
· представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:
· выразительностью мимики лица;
· выражением глаз;
· выразительностью движения и жестов;
· тембровой окраской голоса;
· динамическими оттенками и особенностью фразировки;
· наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
· короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
· опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
· спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
· не очень сильно прикусить кончик языка;
· высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
· покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
· • сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
· упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
· пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
· постукивая пальцами сделать массаж лица;
· делать нижней челюстью круговые движения вперед-вправо-назад-влево-вперед;
· сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.
Структура занятия.
Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы – одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
Пауза.
Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
Основная часть.
Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
Заключительная часть.
Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
· знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения);
· работа над вокальными и хоровыми навыками;
· проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
· споем песню с полузакрытым ртом;
· слоговое пение («ля», «бом» и др.);
· хорошо выговаривать согласные в конце слова;
· произношение слов шепотом в ритме песни;
· выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
· настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
· задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
· обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
· использовать элементы дирижирования;
· пение без сопровождения;
· зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
· выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
· образные упражнения;
· вопросы;
· оценка качества исполнение песни.
Примерный учебный план
Содержание | Количество занятий |
Восприятие музыки | |
Артикуляция, выразительная дикция | |
Освоение техники распределения дыхания | |
Расширение певческого диапазона, чистота интонирования | |
Эмоционально-выразительное исполнение | |
Итого: |