Особенности слуха и голоса детей 4-6 лет.




Программа дополнительного образования по пению.

 

Музыкальный руководитель

с первой квалификационной категорией:

Г.А. Зайцева.

 

 

ЧЕРЕПОВЕЦ

Пояснительная записка

Музыка начинается с пения…

Курт Закс (немецкий музыковед)

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Программа по вокальному пению предназначена для детей от 4-7 лет. Занятия в вокальном кружке проводятся с сентября по май, 72 занятия в год. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 25 минут, которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 10 человек.

Цель – формирование эстетической культуры дошкольника, развитие эмоционально-выразительного исполнения песен;


Задачи:

1. Формирование интереса к вокальному искусству.

2. Развитие правильного звукообразования: умения петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон.

3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.

4. Развитие умения различать звуки по высоте.

5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.

6. Развитие эмоционально-выразительного исполнения, умения правильно передавать характер песни.

7. Формирование певческой культуры.

8. Совершенствование вокально-хоровых навыков.

Особенности слуха и голоса детей 4-6 лет.

На пятом-шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 4-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

· песни хором в унисон;

· хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.);

· тембровыми подгруппами;

· при включении в хор солистов;

· пение под фонограмму.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить наличие музыкального слуха, диапазон и особенности звучания певческого голоса каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

· игровой характер занятий и упражнений;

· активная концертная деятельность детей;

· доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях;

· атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия);

· звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, цифровые носители – чистые и с записями музыкального материала);

· сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста;

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Программа включает подразделы:

· восприятие музыки;

· развитие музыкального слуха и голоса;

· песенное творчество;

· певческая установка;

· певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения, певческое дыхание, звукообразование, навык выразительной дикции)

Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:

· выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

· постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

· умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

· умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

· гласные «о», «е» – с целью выработки округленного красивого звучания;

· гласная «и» – с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

· «а», «е» – при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкам можно отнести:

· слуховой самоконтроль;

· слуховое внимание;

· дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

· представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

· выразительностью мимики лица;

· выражением глаз;

· выразительностью движения и жестов;

· тембровой окраской голоса;

· динамическими оттенками и особенностью фразировки;

· наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

· короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

· опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

· спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

· не очень сильно прикусить кончик языка;

· высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

· покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

· • сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

· упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

· пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

· постукивая пальцами сделать массаж лица;

· делать нижней челюстью круговые движения вперед-вправо-назад-влево-вперед;

· сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

Структура занятия.

Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы – одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

Пауза.

Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

Основная часть.

Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

Заключительная часть.

Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

· знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения);

· работа над вокальными и хоровыми навыками;

· проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

· споем песню с полузакрытым ртом;

· слоговое пение («ля», «бом» и др.);

· хорошо выговаривать согласные в конце слова;

· произношение слов шепотом в ритме песни;

· выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;

· настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);

· задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

· обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

· использовать элементы дирижирования;

· пение без сопровождения;

· зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

· выразительный показ (рекомендуется аккапельно);

· образные упражнения;

· вопросы;

· оценка качества исполнение песни.

Примерный учебный план

Содержание Количество занятий
Восприятие музыки  
Артикуляция, выразительная дикция  
Освоение техники распределения дыхания  
Расширение певческого диапазона, чистота интонирования  
Эмоционально-выразительное исполнение  
Итого:  

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: