РАЗРАБОТКА урока по обществознанию в 5 классе
Корнаковой Елены Вячеславовны,
учителя истории МБОУ «СОШ № 11» г.Байкальск
Слюдянского района Иркутской области
Тема урока: Государственные символы России
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели урока:
· предметные: расширить знания учащихся о государственной символике через изучение исторических очерков ее происхождения, дополнить сведения о значении тех или иных символов, продолжить знакомство учащихся с правилами использования государственных символов;
· метапредметные: продолжить обучение учащихся различным стратегия смыслового чтения через составление кластера (преобразование текстовой информации в графическую), поисковое чтение (поиск фактической информации на основе перечня вопросов); продолжить формирование умения читать вдумчиво и оценивать информацию на основе собственных ценностных представлений (приём «поиск ключевых слов»), умение устанавливать смысловые связи между отдельными частями, образующими связный текст (приём «восстанови порядок»);
· личностные: формировать ценностное (лично значимое) отношение к государственной символике, воспитывать патриотизм и гражданственность.
Основные термины и понятия: гимн, герб, флаг; Иван III, Пётр I, Андрей Первозванный, Георгий Победоносец.
Организационная структура урока
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Все заняли свои места? Тогда начинаем.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Наши спортсмены с олимпиады прислали нам загадочные телеграммы и попросили разобраться. Расшифруйте загадочные слова. Учащиеся выполняют задание № 1(см.приложение).
|
По 1 ученику от ряда, выходят к доске и записывают получившиеся слова (герб, гимн, флаг).
ü Подумайте, что объединяет эти слова? Это государственные символы любого государства.
ü Вспомните значение этих слов.
ü А зачем государству необходимо иметь собственные символы? Символы государства олицетворяют его независимость, дают представление о ценностях, которых оно придерживается, обеспечивают тесную связь между гражданином и государством.
ü Где эти символы используются? На зданиях государственных учреждений, на официальных бланках и бланках документов (например, на паспорте), на знамёнах, наградах, денежных знаках.
Попробуйте догадаться, о чём мы сегодня будем говорить? Правильно. Тема урока: Государственные символы РФ (записать на доске). О чём бы вы хотели узнать?
v Знаете ли вы, сколько гимнов было в истории России?
v При каком императоре появился трёхцветный флаг?
v Под каким флагом ходит ВМФ России?
v Как связан Георгий Победоносец с нашим гербом?
Чтобы ответить на эти вопросы, нам надо выполнить разные задания. Будьте внимательны, отправляемся в историческое путешествие за ответами.
Интеллектуально-преобразовательная деятельность.
Итак, первый символ государства - ФЛАГ. Учитель сообщает ученикам дополнительную информацию:
1) Нидерландское слово vlag;
2) полотнище правильной геометрической формы, имеющее какую-либо специальную расцветку;
3) знамя
Учащиеся работают с иллюстрациями и текстом учебникаобществознания рубрики «Путешествие в прошлое» на стр.103-104 выполняют задание №2 (см.приложение).
|
Учитель предлагает рассмотреть портреты «Петра I – первого российского императора» и «Апостола Андрея Первозванного – покровителя славянских земель» и ответить на вопрос: Как связаны с историей нашего флага эти люди?
Второй символ государства – ГИМН. Учитель сообщает ученикам дополнительную информацию:
1) Греческое слово;
2) Торжественная песнь, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо.
Далее учитель рассказывает историю российских гимнов (в объёме учебника), затем включает отрывки гимнов, а учащиеся должны определить мелодию с информацией – задание № 3 (см.приложение).
Третий символ государства – ГЕРБ. Учитель сообщает ученикам дополнительную информацию:
1) Немецкое слово erbe – «наследство»;
2) эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству;
3) Символизирующий человека, род, город, страну.
Внимательно рассмотрите государственный герб на стр. 99 учебника. Сейчас мы прочитаем отрывок из федерального Закона с описание этого символа, найдем все элементы на рисунке и составим кластер - задание №4 (см.приложение).
Возьмите простой карандаш и подчеркните слова, которые объясняются в тексте – геральдика, скипетр, держава. Вы их должны запомнить и дома записать в тетрадь.
Учащиеся выступают с сообщениями о Георгии Победоносце и Иване III.
4. Первичное осмысление и закрепление. Выполнение задания «Языковая картина России».
Ребята, напишите на листе бумаги слова, связанные с понятием Родины для вас.
5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Прочитать параграф учебника, ответить на вопросы.
|
Домашнее задание на выбор:
1. Придумай свой личный герб, нарисуй его и составь описание. Для выполнения задания используй геральдические правила (стр.106 задание 2, рубрика «В классе и дома»);
2. Используя справочную литературу, подготовь небольшое сообщение на тему «Георгий Победоносец» или «Андрей Первозванный»;
3. Подумай, что ещё может быть символом нашей Родины? (Природный объект, город, сооружение, человек, литературный герой, песня, предмет, растение, животное и т.д.). Нарисуй его и объясни свой выбор.
Итоги урока. Рефлексия
Продолжи любое предложение:
1. Я не знал, что...___________________________________________________
2. Меня удивило, что...__________________________________________________
3. Сегодня я расскажу родителям …_________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Задание № 1. Расшифруйте телеграмму:
22,13,1,4 – ппппппппппппппппп 4,10, 14,15 –иииииииииииииии 4,6, 18,2 – ттттттттттттттттттттттттт |
|
Задание № 2. Флаг Российской Федерации:
Государственный флаг Российской Федерации | Андреевский флаг Российского флота |
· Раскрась флаги (в случае затруднения посмотри на стр 103-104)
· Прочитай рубрику «Путешествие в прошлое» на стр.103-104 и найди ответы на вопросы:
1. Какой цвет российского флага символизирует храбрость, удаль, красоту -_________?
2. Белый цвет считался цветом _____________ и ________________?
3. Какой цвет российского флага означал величие, ясность, мощь ____________?
4. _____________флаг стал символом Российского флота.
5. На нём голубой диагональный крест – символ ордена Святого апостола ____________.
6. Традиция трёхцветного флага пошла со времён русского царя _____________.
7. День российского флага отмечается с _______________ года.
Задание № 3. История российских гимнов:
1. 1816г., «Боже, царя храни!», стихи В.Жуковского, музыка А.Львова;
2. 1917г., «Интернационал», музыка П.Дегейтера, рус.текстА.Коца;
3. 1944г., гимн СССР, музыка А.Александрова, стихи С.Михалкова, Г.Эль-Регистана;
4. 1991г., «Патриотическая песня» М.Глинки;
5. 2001г., гимн РФ, музыка А.Александрова, новые стихи С.Михалкова.
1-; 2 -; 3 -; 4 -; 5 -;
Задание № 4. Современный гимн Российской Федерации:
ü Составь из предложений гимн РФ. В гимне С.Михалков собрал представления о Родине многих людей. Какие слова ты считаешь самыми важными? Почему?
Славься, Отечество наше свободное, | Раскинулись наши леса и поля. | ||
Россия — любимая наша страна. | Предками данная мудрость народная! | ||
Россия — священная наша держава, | Нам силу дает наша верность Отчизне. | ||
Братских народов союз вековой, | Так было, так есть и так будет всегда! | ||
Твое достоянье на все времена! | Славься, страна! Мы гордимся тобой! | ||
Могучая воля, великая слава — | Широкий простор для мечты и для жизни | ||
От южных морей до полярного края | Грядущие нам открывают года. | ||
Хранимая Богом родная земля! | Одна ты на свете! Одна ты такая — |
Задание № 5. Герб Российской Федерации:
Внимательно рассмотрите государственный герб на стр. 99 учебника. Прочитай отрывок из федерального Закона с описание этого символа, найди все элементы на рисунке и составь кластер.
![]() | ![]() | ||||
![]() |