Интеллектуально-преобразовательная деятельность.




РАЗРАБОТКА урока по обществознанию в 5 классе

Корнаковой Елены Вячеславовны,

учителя истории МБОУ «СОШ № 11» г.Байкальск

Слюдянского района Иркутской области

 

Тема урока: Государственные символы России

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели урока:

· предметные: расширить знания учащихся о государственной символике через изучение исторических очерков ее происхождения, дополнить сведения о значении тех или иных символов, продолжить знакомство учащихся с правилами использования государственных символов;

· метапредметные: продолжить обучение учащихся различным стратегия смыслового чтения через составление кластера (преобразование текстовой информации в графическую), поисковое чтение (поиск фактической информации на основе перечня вопросов); продолжить формирование умения читать вдумчиво и оценивать информацию на основе собственных ценностных представлений (приём «поиск ключевых слов»), умение устанавливать смысловые связи между отдельными частями, образующими связный текст (приём «восстанови порядок»);

· личностные: формировать ценностное (лично значимое) отношение к государственной символике, воспитывать патриотизм и гражданственность.

Основные термины и понятия: гимн, герб, флаг; Иван III, Пётр I, Андрей Первозванный, Георгий Победоносец.

Организационная структура урока

1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Все заняли свои места? Тогда начинаем.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Наши спортсмены с олимпиады прислали нам загадочные телеграммы и попросили разобраться. Расшифруйте загадочные слова. Учащиеся выполняют задание № 1(см.приложение).

По 1 ученику от ряда, выходят к доске и записывают получившиеся слова (герб, гимн, флаг).

ü Подумайте, что объединяет эти слова? Это государственные символы любого государства.

ü Вспомните значение этих слов.

ü А зачем государству необходимо иметь собственные символы? Символы государства олицетворяют его независимость, дают представление о ценностях, которых оно придерживается, обеспечивают тесную связь между гражданином и государством.

ü Где эти символы используются? На зданиях государственных учреждений, на официальных бланках и бланках документов (например, на паспорте), на знамёнах, наградах, денежных знаках.

Попробуйте догадаться, о чём мы сегодня будем говорить? Правильно. Тема урока: Государственные символы РФ (записать на доске). О чём бы вы хотели узнать?

v Знаете ли вы, сколько гимнов было в истории России?

v При каком императоре появился трёхцветный флаг?

v Под каким флагом ходит ВМФ России?

v Как связан Георгий Победоносец с нашим гербом?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам надо выполнить разные задания. Будьте внимательны, отправляемся в историческое путешествие за ответами.

 

Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Итак, первый символ государства - ФЛАГ. Учитель сообщает ученикам дополнительную информацию:

1) Нидерландское слово vlag;

2) полотнище правильной геометрической формы, имеющее какую-либо специальную расцветку;

3) знамя

Учащиеся работают с иллюстрациями и текстом учебникаобществознания рубрики «Путешествие в прошлое» на стр.103-104 выполняют задание №2 (см.приложение).

Учитель предлагает рассмотреть портреты «Петра I – первого российского императора» и «Апостола Андрея Первозванного – покровителя славянских земель» и ответить на вопрос: Как связаны с историей нашего флага эти люди?

Второй символ государства – ГИМН. Учитель сообщает ученикам дополнительную информацию:

1) Греческое слово;

2) Торжественная песнь, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо.

Далее учитель рассказывает историю российских гимнов (в объёме учебника), затем включает отрывки гимнов, а учащиеся должны определить мелодию с информацией – задание № 3 (см.приложение).

Третий символ государства – ГЕРБ. Учитель сообщает ученикам дополнительную информацию:

1) Немецкое слово erbe – «наследство»;

2) эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству;

3) Символизирующий человека, род, город, страну.

Внимательно рассмотрите государственный герб на стр. 99 учебника. Сейчас мы прочитаем отрывок из федерального Закона с описание этого символа, найдем все элементы на рисунке и составим кластер - задание №4 (см.приложение).

Возьмите простой карандаш и подчеркните слова, которые объясняются в тексте – геральдика, скипетр, держава. Вы их должны запомнить и дома записать в тетрадь.

Учащиеся выступают с сообщениями о Георгии Победоносце и Иване III.

4. Первичное осмысление и закрепление. Выполнение задания «Языковая картина России».

Ребята, напишите на листе бумаги слова, связанные с понятием Родины для вас.

 

5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Прочитать параграф учебника, ответить на вопросы.

Домашнее задание на выбор:

1. Придумай свой личный герб, нарисуй его и составь описание. Для выполнения задания используй геральдические правила (стр.106 задание 2, рубрика «В классе и дома»);

2. Используя справочную литературу, подготовь небольшое сообщение на тему «Георгий Победоносец» или «Андрей Первозванный»;

3. Подумай, что ещё может быть символом нашей Родины? (Природный объект, город, сооружение, человек, литературный герой, песня, предмет, растение, животное и т.д.). Нарисуй его и объясни свой выбор.

 

Итоги урока. Рефлексия

Продолжи любое предложение:

1. Я не знал, что...___________________________________________________

2. Меня удивило, что...__________________________________________________

3. Сегодня я расскажу родителям …_________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Задание № 1. Расшифруйте телеграмму:

22,13,1,4 – ппппппппппппппппп 4,10, 14,15 –иииииииииииииии 4,6, 18,2 – ттттттттттттттттттттттттт
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л
                         
М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш
                         
Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я  
             

Задание № 2. Флаг Российской Федерации:

       
       
       
Государственный флаг Российской Федерации   Андреевский флаг Российского флота

 

· Раскрась флаги (в случае затруднения посмотри на стр 103-104)

· Прочитай рубрику «Путешествие в прошлое» на стр.103-104 и найди ответы на вопросы:

1. Какой цвет российского флага символизирует храбрость, удаль, красоту -_________?

2. Белый цвет считался цветом _____________ и ________________?

3. Какой цвет российского флага означал величие, ясность, мощь ____________?

4. _____________флаг стал символом Российского флота.

5. На нём голубой диагональный крест – символ ордена Святого апостола ____________.

6. Традиция трёхцветного флага пошла со времён русского царя _____________.

7. День российского флага отмечается с _______________ года.

 

Задание № 3. История российских гимнов:

1. 1816г., «Боже, царя храни!», стихи В.Жуковского, музыка А.Львова;

2. 1917г., «Интернационал», музыка П.Дегейтера, рус.текстА.Коца;

3. 1944г., гимн СССР, музыка А.Александрова, стихи С.Михалкова, Г.Эль-Регистана;

4. 1991г., «Патриотическая песня» М.Глинки;

5. 2001г., гимн РФ, музыка А.Александрова, новые стихи С.Михалкова.

1-; 2 -; 3 -; 4 -; 5 -;

Задание № 4. Современный гимн Российской Федерации:

ü Составь из предложений гимн РФ. В гимне С.Михалков собрал представления о Родине многих людей. Какие слова ты считаешь самыми важными? Почему?

  Славься, Отечество наше свободное,   Раскинулись наши леса и поля.  
  Россия — любимая наша страна.     Предками данная мудрость народная!  
  Россия — священная наша держава,     Нам силу дает наша верность Отчизне.  
  Братских народов союз вековой,     Так было, так есть и так будет всегда!
  Твое достоянье на все времена!     Славься, страна! Мы гордимся тобой!
  Могучая воля, великая слава —     Широкий простор для мечты и для жизни
  От южных морей до полярного края     Грядущие нам открывают года.
  Хранимая Богом родная земля!     Одна ты на свете! Одна ты такая —

 

Задание № 5. Герб Российской Федерации:

Внимательно рассмотрите государственный герб на стр. 99 учебника. Прочитай отрывок из федерального Закона с описание этого символа, найди все элементы на рисунке и составь кластер.

           
   
 
   


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: