Занятие 5
Описание заключается в изображении целого ряда признаков, предметов или событий, которые необходимо представить себе все одновременно. Описательный текст похож на картину или фотографию. Мы вместе с автором переводим взгляд с одной детали на другую, в конце концов воспринимая всё полотно как единое целое.
В публицистике авторы описывают портрет реального героя или реального явления природы. В художественной литературе описание - главный инструмент в создании образа как персонажей, так и природы или среды обитания.
Рассмотрим два описательных фрагмента. Исследуем логическое развитие мысли в абзаце из рассказа Л. Толстого "После бала".
"(1) Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. (2) Лицо у него было очень румяное, с белыми а la Nicolas I подвитыми усами, белыми же подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд височками, и та же радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. (3) Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами, длинными, стройными ногами. (4) Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки".
Здесь в первом предложении, зачине, указано действующее лицо, производитель действия - отец Вареньки. А дальше в этом предложении идут "признаки предмета", черты, характеризующие полковника: был красивый, статный, высокий и свежий старик. Всё это предложение выступает тезисом - основным общим утверждением, которое затем получит своё развитие в деталях.
Тезис развивается во всех последующих предложениях, каждое из которых добавляет свои "признаки" к "предмету", образу полковника. При этом сам "предмет" остаётся без изменения, проявляясь в каждом последующем предложении местоимением он. Такая логическая связь предложений называется параллельной.
|
Задание. Есть ли в этом абзаце развитие действия во времени или мы видим действующее лицо - полковника всего, как на картине или фотографии?
Теперь проанализируем логику соединений предложений в абзаце из романа Л. Толстого "Война и мир".
"(1) Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, чёрных с одной и серебристо освещённых с другой стороны. (2) Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. (3) Далее за чёрными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее - большое кудрявое дерево с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его - почти полная луна на светлом, почти беззвёздном весеннем небе".
Следование "данного", того, о чём уже известно, и "нового" будет соответствовать такой логической связи предложений и частей внутри предложений:
1-е предложение перед окном - ряд дерев
2-е предложение под деревами - растительность
3-е предложение за деревами - крыша, правее [крыши] - дерево, выше его [дерева] - луна
Перед нами типичная последовательная связь (см. занятие 4), кроме начала третьего предложения, иллюстрирующая наличие действия. Однако здесь нет развития действия во времени и нет глаголов движения, но есть действие, производимое нашим глазом: мы как бы скользим взглядом от предмета к предмету.
|
Задание. Найдите в тексте слова (и самостоятельные части речи, и предлоги), указывающие на перемещение авторского и нашего взгляда.
На примере этих фрагментов можно выявить характерные черты описания:
а) отсутствие развивающегося во времени действия;
б) параллельная логическая связь предложений (отрывок про полковника). В этом случае в первом предложении содержится тезис, раскрываемый в последующих предложениях (к слову, может быть и обратная зависимость - от частного к общему, и тогда тезис будет содержаться в последнем предложении);
в) последовательная связь предложений языковой модели (отрывок из "Войны и мира");
г) темы описательных текстов либо действующее лицо, либо объект (неодушевлённый предмет, место, природа), либо событие, где участвует действующее лицо.
Грамматическое оформление описания. Чтобы описать субъект или объект, автору в качестве главных членов предложения понадобятся:
а) существительные (Осень.);
б) безличные глаголы (Знобит. Светало.);
в) глаголы состояния (Всё заснуло.);
г) слова категории состояния (Маше холодно. В вагоне душно.);
д) глагольные связки быть или есть с существительными, прилагательными, числительными в составном именном сказуемом (Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.);
е) краткие прилагательные и причастия (Девочка красива. Дверь закрыта.).
При описании автор будет оперировать глаголами несовершенного вида настоящего и прошедшего времени. Именно эти глаголы, обозначающие действие, не ограниченное временным пределом, объединяют предметы-существительные в общую картинку и создают у читателя ощущение единого времени.
|
Рассуждение имеет целью выяснить какое-нибудь понятие, развить, доказать или опровергнуть какую-нибудь мысль. Рассмотрим признаки речевого типа рассуждения на примере художественной прозы - абзаца из рассказа Л. Толстого "После бала", когда Иван Васильевич делится со слушателями впечатлением о пережитом им наказании солдата.
"(1) Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было - дурное дело? (2) Ничуть. (3) "Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал", - думал я и старался узнать это. (4) Но сколько я ни старался - и потом не мог узнать этого. (5) А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился".
В этом абзаце сохраняется действующее лицо всего произведения - рассказчик, я. Предмет его внимания (тема) - размышление над произошедшим с ним событием. Микротема выстраивается следующим образом. В зачине, первом предложении, указывается предмет рассуждения - тезис: вопрос рассказчика окружающим и себе самому о том, "что я видел". Далее идёт анализ, добавляющий "новое" к тезису: второе предложение - отрицательный ответ на вопрос; в третьем сложном предложении опять вопрос и опять попытка ответа как мыследеятельность рассказчика; четвёртое предложение - попытка и окончательный ответ. Наконец, пятое предложение начинается как продолжение четвёртого "а не узнав", а заканчивается выводом, к которому в результате поисков истины пришёл рассказчик. Предложения сложные по своему строению, однако анализ логики их соединения показывает, что они связаны параллельной логической связью.
Итак, характерные черты рассуждения:
а) как и в описании, в рассуждении присутствует логическое раскрытие тезиса, но не как общего и частного, а как тезиса и аргументов или причины и следствия;
б) как и в повествовании, в рассуждении есть движение, но не действия во времени, а мысли автора или героя;
в) тип связи предложений чаще всего параллельный;
г) темы художественных и публицистических текстов или фрагментов текстов с этим речевым типом - рассуждения автора или героя о проблемах, событиях, явлениях, самих себе.
ВАЖНО! Рассуждать можно только тогда, когда есть предмет рассуждения, иначе тема рассуждения. В этом смысле может выступать и субъект, и объект, и событие, и некая абстракция (любовь, добро, зло, русский язык), по поводу чего размышляет автор (мы с вами пытались, например, рассуждать, анализируя тему и идею авторского текста).
Грамматическое оформление рассуждения. Рассуждая, авторы часто вводят глаголы-опознаватели думал, полагал, был уверен и т. п, и риторические вопросы (найдите риторический вопрос в исследуемом отрывке). В самом же рассуждении употребимы разные глагольные формы, придаточные условные, сложные синтаксические конструкции с разными формами глаголов.
Задание. Докажите, что текст в тренировочном варианте ЕГЭ относится к рассуждению-размышлению. Где - в экспозиции или вступлении - заявлен тезис и предмет рассуждения? В каких абзацах содержится анализ и обоснование автором своей позиции? В каких абзацах содержится вывод? Соответствует ли он основной мысли текста?