УМК: А.Н.Майков История. 5 класс. Москва. «Вентана-Графт» 2015 г., А.Н.Майков. История. Рабочая тетрадь. Москва. «Вентана-Графт» 2016 г.
Цель: познакомить с этнографией как наукой, показать особенности работы этнографов, развивать умение анализировать сказания, мифы, песни с исторической точки зрения.
Тип урока: комбинированный урок
Основные термины и понятия: этнография, сказание, миф, историческая песня.
Оборудование: компьютер, медиапроэктор, экран
Формы работы: беседа, фронтальный опрос, выполнение заданий.
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Повторение изученного | Выполняют задание, отвечают на вопросы | Организует, уточняет | Упражнение «Чистая доска» (На доске учитель записывает несколько слов, понятий и т.п., а ученики по желанию выбирают слово и объясняют его, учитель убирает с доски объясненное. У следующего желающего выбор уже меньше) Слова: археология, раскопки, сравнение, лопата, вещественные источники, анализ, кладоискатель. | умение объяснять исторические понятия; | Познавательные: умение решать учебные задачи. Коммуникативные: умение принимать участие в коллективном обсуждении. |
Мотивация к учебной деятельности | Сравнивают культуру различных народов мира, как современных, так и живущих в прошлом | организует, уточняет | На слайдах: фотографии разных народов в национальных костюмах. Что вы видите на слайдах? Как это может быть связанно с нашим уроком? | первичные представления об этнографии | Личностные: Умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: умение принимать участие в коллективном обсуждении.Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
II. Формулирование темы урока, постановка цели | Обсуждают тему урока, цель и задачи | Показывает слайд с темой урока | Сформулируйте тему урока и что вы сегодня должны узнать на уроке. | Личностные: Умение определять цели своей деятельности Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | |
III. Изучение нового | Отвечают на вопросы Самостоятельно выполняют задание Сравнивают и заполняют схему Отвечают на вопросы и выполняют задания фиминутка Выполняют задания и исследуют мифы по группам. Анализируют информацию, делают вывод, заполняют схему. Выполняют задания | Что изучает этнография? Организует беседу по вопросам Знакомит с новой наукой — этнографией. Показывает слайд с незаполненной схемой «Этнографы изучают» Знакомит с методами исследований этнографов и организует беседу по вопросам «Преданья старины глубокой...» организует, уточняет Делит на группы, предлагает представить себя этнографами и провести исследование мифов История в песне Учитель знакомит с новым материалом, основываясь на тексте учебника и презентации | 1. Какая известная вам наука оказывает помощь историкам в изучении прошлого человечества по сохранившимся вещественным источникам? 2. С какими историческими источниками работают археологи? Задание. Прочитайте пункт 1 § 6 учебника. Объясните происхождение слова «этнография». Запишите его в тетрадь, разберите по составу (задание 1 в рабочей тетради). С опорой на прочитанный текст вместе заполняют схему, используя заранее приготовленные ответы учителя, расположенные в низу слайда и содержащие информацию как об объектах изучения археологии так и этнографии. 1.Вспомните, какой главный инструмент в работе археологической экспедиции? 2.Как вы думаете, для чего этнографу необходимы тетрадь, фотоаппарат, диктофон, видеокамера? Заданиею. стр.64-65 Задание. Определите по тексту учебника, что даёт учёному изучение орнамента. Стр 68 Задание. Прочитайте пункт 2 на с. 69—73 учебника. Объясните, почему этнографы занимаются сбором сказаний, мифов. Что дают им собранные материалы? Каждая группа получает миф и незаполненную схему «Занятия греков, египтян, римлян и тд.» в зависимости от мифа который они будут исследовать Задание. стр. 74 и задания из рабочей тетради | Умение объяснять исторические понятия и особенности работы этнографов | Личностные: формирование интереса к познанию Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; умеют работать в группе |
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Продолжите предложение: Сегодня на уроке я узнал(а)…. | Умение анализировать свою деятельность | |||
Y. Домашнее задание. | Записывают в дневник | Инструктаж по выполнению домашнего задания | параграф 6, вопросы и задания стр. 74. | Умение объяснять особенности работы этнографа. | Умение планировать свою деятельность; выполнять творческие задания |