Закономерности развития
системы политической власти: отражают стремление власти к укреплению стабильности и зависят от типов политической власти;
в тоталитарных и авторитарных системах – концентрация власти; в демократических – разделение властей.
|
1. Общенаучные методы анализа, синтеза, моделирования и др.
2. Метод материалистической диалектики.
3. Метод системного подхода.
4. Сравнительный метод.
5. Бихевиоральный метод.
6. Эмпирико-социологический метод.
“Политика – это наука о власти, изучающая отношения “властвующих” и “подданных” в любых человеческих общностях”.
М. ДЮВЕРЖЕ
|
|
1. теоретико-позновательная - выявление условий и принципов консолидации
2. методологическая общественно-политических сил
3. управленческая - разработка основных направлений, форм и методов
4. воспитательная демократизации политической системы
5. прогностическая - определение наиболее оптимальных путей преодоления
этнических конфликтов
- оптимизация национально-государственного устройства общества
|
политической культуры граждан, определение путей и форм воспитания людей в духе социально-политической ответственности
- обеспечение благоприятных условий для экономической - выявление оптимального соотношения
реформы и перехода к рынку. общечеловеческих и государственных интересов в
- претворение в политическую жизнь общества принципа разделения международных отношениях
власти - определение форм и методов реализации
- создание в России многопартийной системы международного опыта по правам и свободам граждан
- создание новых политических институтов
- разработка и утверждение в сознании общества новых
политических ценностей и норм
|
- наука о военной политике, ее истоках и целях, законах развития и реализации в
военном строительстве.
|
- Военная мощь государств и других субъектов политики.
- Международные и внутриполитические военные отношения и военная политика.
- Военно-политическая обстановка и прогноз ее эволюции, вскрытие источников и “узлов напряжения”, нарождающихся военных столкновений.
- Виды и формы применения военной силы: войны, военные конфликты, интервенция, демонстрация силы, карательные меры, перевороты и т.д.
- Объективные законы возникновения и развития конфликтных ситуаций, законы войны, военной политики и вооруженного противоборства.
|
- обеспечение национальной безопасности – защита
государственной системы от разрушительного воздействия внутренних или внешних враждебных вооруженных сил.
| |||
|
- изучает исторический процесс развития политической жизни общества, государственных институтов, партий и
движений;
- служит критерием правильности теоретических выводов политологии;
- является основой новых обобщений и выводов, развивающих политологию;
- политология является базой анализа эволюции исторических процессов.
|
- рассматривает наиболее общие вопросы возникновения природы политики как особого вида общественной практики;
- используется политологией для определения методологии и мировоззренческой направленности анализа политических явлений и процессов.
|
- служит экономическим обоснованием политических процессов (политика – концентрированное
выражение экономики);
- позволяет видеть в политических процессах борьбу за реализацию экономических интересов различных социальных субъектов;
- политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической
политики, государственного регулирования экономических процессов.
|
- механизм разработки и реализации политических решений юридическими нормами и актами;
- конституционное право и правовая система государства являются юридическим обоснованием политической
системы общества;
- система политической власти сама не может функционировать без юридического оформления;
- система политической власти делает социальные нормы и отношения юридическими и общеобязательными.
|
- помогает объяснить и дать прогноз развития политических процессов и явлений посредством анализа человеческого фактора, психологических свойств личности;
- дает политологии в качестве одного из основных бихевиоральный метод исследования политических явлений и процессов;
- помогает спрогнозировать групповое поведение участников политических действий;
- практика политической жизни дает психологии богатый материал для изучения психики личности.
Тема № 2. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ЭТАПЫРАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ:
| ||||
Платон - идея общественного происхождения существующих отношений
Аристотель власти и порядка (Древние Египет, Китай, Индия, Греция, Рим)
Платон «Государство» Цицерон - возникновение политико-правовых представлений
Аристотель «Политика» Будда - разработка теории идеального государства (Платон, Аристотель)
Цицерон «Республика» Конфуций - рассмотрение политической науки как самостоятельной
Конфуций (Лунь Юй) «Беседы и высказывания» дисциплины
| ||||
Ф. Аквинский - обоснование приоритета церкви перед государством
Аквинский «О правлении государей» А. Августин - проповедь смирения, послушания властям. В то же время идея
Августин «Град божий» М. Лютер равенства людей перед богом и на земле
Лютер «О рабстве воли» - выступление против духовной диктатуры церкви, отрицание
насилия для изменения политического строя
|
Н. Макиавелли - освобождение политической науки от теологии, обоснование
Т. Мор идеи естественного происхождения государства
Макиавелли «Государь» Т. Кампанелла - формирование учений о гражданском обществе, теории
Мор «Утопия» Ш. Монтескье общественного договора, принципа разделения властей
Кампанелла «Город солнца» Вольтер - зарождение утопического социализма
Монтескье «О духе законов» Ж.Ж. Руссо - провозглашение идей гуманизма, прав и свобод человека
Руссо «Об общественном договоре» Д. Дидро - обоснование форм государства от абсолютизма до республики
Гоббс «Левиафан» Т. Гоббс Д. Локк
Локк «Два трактата о государственном правлении»
|
Гегель, Фурье, суверенитета
Сен-Симон, - разработка принципов демократии и самоуправления общества
Мальтус, - критика капитализма, отрицание частной собственности в пользу
Чернышевский, общественной
Маркс, Энгельс, - построение социализма в России на базе крестьянской общины
Ленин - идея исторической неизбежности гибели капитализма и
построения коммунистического общества, социальных
революций, обоснования путей построения социализма
| ||||
М. Вебер - разработка принципов государственного устройства
Алмонд - исследование функционирования институтов власти
Дюверже - разработка проблем политической партии в обществе и
Липсет формирования многопартийных систем
Рассел и др. - условия сохранения и развития демократии
- реализация основных прав и свобод человека
- исследование широкого круга проблем политического поведения и
деятельности
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Ñ Основатель общественно-политической мысли на Руси – Киевский митрополит Илларион (XI в.)
“Слово о Законе и Благодати” (1049): обосновал включенность русской земли в общемировой процесс торжества Божественного света (Христа) над тьмой язычества; рассматривал исторический процесс как смену принципов религии; ветхо-заветные запреты считал недостаточными, мораль – это проблема свободного человека; человек должен свободно творить добро – центральная идея Иллариона.
Ñ Идея объединения русских земель и создание централизованного государства: выражена в летописях – “Повесть временных лет” (1113г.), “Слово о полку Игореве” (XI в.), Лаврентьевская летопись (1377 г.), Новгородская летопись (XIV в.), Ипатьевская летопись (XVв.) и др.
Ñ Принятие Иваном III титула “Самозванец всея Руси”, а в 1485 г. – “государь всея Руси”.
Ñ Идея “Москва- третий Рим” – при Иване Грозном стала основой всех политических теорий и религиозных ориентаций. Разработана монахом Филофеем (начало XVI в.), который обосновал, что Русь стала главным центром православного христианства.
(Первый Рим пал из-за ереси, Второй Рим – Византия – завоевана Турцией).
Ñ Первое диссидентство в истории политической мысли России – переписка Ивана Грозного и князя Курбского. (Кн. Курбский бежал от деспотии Грозного в Литовское княжество и воевал на стороне польско-литовских войск во время их набегов на пограничные земли России). В своих письмах Ивану Грозному кн. Курбский критиковал деспотический режим единоличной власти, уничтожение и преследование своих политических противников и инакомыслящих.
Ñ “Уложение” – принято в 1649 г. царем Алексеем Михайловичем (отец Петра I) – юридически ввело крепостное право, превратив крестьян в рабов и закрепив тем самым союз царя и дворянства; освободило государство от контроля со стороны церкви; установило формулу политической организации общества; “крепостной крестьянин служит дворянам, дворяне – царю, царь – Русской земле”
Ñ “Табель о рангах” – издан царем Алексеем Михайловичем, введен в действие Петром I. Превратил всех свободных людей в “служивых”, поставил под контроль государства, расставил по ранжиру на ступеньках государственной иерархии.
Возникновение первых либеральных идей в России (в виде религиозных “ересей”) – Матвей Башкин – критиковал феодальное неравенство и эксплуатацию чужого труда. “Вера требует любить ближнего как самого себя”, а на деле христиан держали рабами. (Сам Башкин своих крестьян отпустил на волю).
Конец XVII – начало XVIII вв. – складывается Российская абсолютная монархия и происходит становление феодального государства – реформы Петра I.
Основная идея реформ – власть государя надзаконная и неограниченная, направление деятельности – забота о попечении и общем благе подданных.
Развитие либеральной идеи. Т.Т. Посошков (1665-1726) – первый идеолог русской буржуазии, предприниматель и торговец. Главный труд – “Книга о скудности и богатстве” (1724 г.): главная идея – тотальная государственная регламентация производства, труда и быта для увеличения общественного богатства. “Царь должен указами заставить всех работать, жить бережно и нечего напрасно не тратить”
Требование четко определить права и обязанности всех сословий:
- дворянству – военная и гражданская служба;
- духовенству – запрет на коммерческую и промышленную деятельность;
- купечеству – торгово-промышленная деятельность и внешняя торговля;
- крестьяне должны принадлежать царю, а не помещикам.
Реформа суда – суд общий для всех сословий.
Особенности русской буржуазии: верноподданность, надежда на помощь царя, готовность мириться с феодальным строем, приспособление к нему, стремление к правопорядку.
Эпоха “просвещенного абсолютизма” – царствование Екатерины II (1762), ее переписка с Вольтером и Даламбером. В своем “Наказе” комиссии по подготовке нового уложения она предписывает ряд положений: равенство граждан, свобода как зависимость только от закона, ограничение государственной власти пределами.
Идеи А.Н. Радищева (1749-1802):
- критика крепостного права и самодержавия – их противоречие естественному праву и общественному договору;
- необходимость революции для общественного и государственного переустройства в интересах народа;
- укрепление и развитие крестьянской общины;
- вера в творческие возможности народных масс.
Идеи конституционного преобразования России:
М.М.Сперанский по заданию императора Александра 1 подготовил проект реформ. Их основное содержание:
- идея разделения властей в сочетании с принципом единства власти (верховная власть монарха - начало каждой ветви)
- создание Государственной думы - для выражения "народного мнения" - вырабатывает законы для утверждения императором
- введение министров для исполнения законов
- создание верховного судебного органа – Сената. Члены Сената назначаются царем из числа кандидатов, выдвинутых губернскими
думами
- создание структуры органов местной власти: 1.Губернские думы – избираются из всех сословий, имеющих собственность.
2.Волостные думы – избирают волостные правления. 3. В селах и деревнях избираются старосты.
- установление “прав граждан”: 1. Гражданские – распоряжение своей собственностью, наказание только по суду, недопустимость
налогообложения не по закону и т.п. 2. Политические – участие в государственных делах – предоставляются только
собственникам.
- постепенная отмена крепостного права, не трогая прав собственности.
Общественно-политические идеи декабристов (1825 г.)
“Русская правда” Пестеля | Конституция Н.Муравьева | Отличие конституции Муравьева от “Русской правды” Пестеля |
1.Теория общественного договора и признание прав человека. 2. Идея демократической республики. 3. Отмена привилегий дворян. 4. Равенство граждан перед законом. 5. Сторонник военного переворота. | 1.Конституционная монархия. 2.Отмена крепостного права и абсолютизма. 3.Равенство всех перед законом. 4.Народ – источник власти. 5.Утверждение политических свобод (слова, печати, вероисповедания, личности и др.) | 1.Сохранение за монархом исполнительной власти. 2.Организация федеративного государства вместо унитарного. 3.Требование ввести в Государственную думу вторую палату для представителей России. 4.Установление высокого имущественного избирательного ценза. 5.Необходимость созыва Учредительного собрания. |
Основные течения российской общественно-политической мысли середины и конца 19 века:
1. Защита самодержавия и крепостничества.
2. Противники ограничения власти монарха.
3. За совестливое правление.
4. За закрытие доступа в дворянское сословие.
1. Против сближения России с Западом.
2. Против крепостнического права и за крестьянскую общину.
3. За построение социализма, минуя капитализм.
4. За сохранение самодержавия и против революции.
5. Отстаивали основной лозунг: “Самодержавие. Православие. Народность”
1. Критика государственного и общественного строя России.
2. За развитие России по западному образу.
3. За преобразование России в конституционную монархию с двухпалатным парламентом, всеобщим избирательным правом, разделением властей.
4. За отмену крепостного права и выкуп земли крестьянами.
5. За социальные реформы.
1.
|
|
2. За народную революцию.
3. За построение социализма через крестьянскую общину.
4. Признание права наций на самоопределение.
|
Лавров П.Л. 1. Против государства, руководящей роли рабочего класса, Михайловский Н.К. централизованного управления.
Ткачев П.Н. 2. За свободу как основную цель и средство прогресса.
3. Главная цель – крестьянская революция и построение социализма через крестьянскую общину.
4. Долг интеллигенции – “идти в народ”, нести ему грамотность, образование, будить политическое сознание, поднимать на революцию.
1. Переход к социализму через развитой капитализм.
2. Совершение социалистической революции в большинстве развитых стран Запада одновременно.
3. Рабочий класс как гегемон социалистической революции.
4. Основной вопрос социалистической революции – вопрос о собственности.
5. Постепенное отмирание государства и переход к самоуправлению.
1. Приоритет свободы личности.
2. Против государственного насилия.
3. За общественное самоуправление путем создания общественных ассоциаций.
Политическая мысль России начала 20 века.
|
1.
|
2. Диктатура пролетариата – основная форма государственного устройства.
3. Победа социалистической революции в одной стране – самом слабом звене капитализма.
4. Подготовка и совершение мировой социалистической революции.
5. Обобществление всех средств производства путем экспроприации и национализации.
6. Право наций на самоопределение.
7. Приоритет общественного перед личным: масс и коллектива перед отдельным человеком.
|
|
| |||||||
| |||||||
Тема 3. Теория власти властных отношений.
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
|
“Власть – возможность для человека или нескольких человек реализовать их собственную волю даже, несмотря на сопротивление других, участвующих в действиях”
М.Вебер
“А имеет власть над В в той мере, в какой он может заставить В сделать то, что В в ином случае не стал бы делать”.
Р.Даль
“Власть – обобщенное средство (как деньги), которое помогает достичь совместных целей через соглашение членов общества, узаконить на руководящих позициях тех, кто способствует достижению целей системы, в случае необходимости пользуясь средствами принуждения”.
Т.Парсонс
МЕТОДЫВЛАСТИ
|
|
|
| |||||||||||
| |||||||||||
ОСНОВА ВЛАСТИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
|
Авторитет Консенсус
Авторитет Консенсус Система политических
норм и ценностей
Характер и мера осуществления власти
Отношение людей к власти
Степень свободы гражданского общества
Тем а 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
- Политическая система – это постоянно изменяющаяся, функционирующая, динамичная система. (Истон)
- Политическая система – это система взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения. (Алмонд)
| |||||
|