ув4 в мажоре | IV | ув4 в мажоре | VI |
ув4 в миноре | VI | ув4 в миноре | IV |
ум5 в мажоре | VII | ум5 в мажоре | II |
ум5 в миноре | II | ум5 в миноре | VII |
Ув4-на IV и VI ум5 на VII и II
Так как тритоны состоят из неустойчивых ступеней, они обязательно требуют разрешения в устойчивые. Разрешение тритонов происходит по основному тяготению, IV в III, VII в I. Но в тритонах с сочетанием II и VI ступенями II разрешается в III во избежание параллельных квинт. Таким образом тритоны разрешаются: ув4 – в сексту, ум5 – в терцию.
3. Характерные интервалы
На ступенях гармонического минора и мажора встречаются интервалы, свойственные только для этих ладов. Характерными называются интервалы, встречающиеся только в гармонических ладах.
В связи с понижением VI ступени в гармоническом мажоре образуются следующие интервалы:
· ув2 – на VI пониженной
· ум7 – на VII
В связи с повышением VII ступени в гармоническом миноре образуются следующие характерные интервалы:
· ув2 – на VI
· ум7 – на VII повышенной
Так как характерные интервалы являются неустойчивыми, они требуют разрешения в устойчивые ступени лада. Разрешение происходит по основному тяготению неустойчивых ступеней в устойчивые - ув2 разрешается в ч4, ум7 – в ч5.
4. Составные интервалы
Интервал – это созвучие из двух звуков, охватывающих от одной до пятнадцати ступеней. Различаются простые и составные интервалы. Простые – это интервалы в пределах октавы. Составные интервалы образуются от прибавления октавы к простым интервалам. Названия интервала зависти от количества ступеней, которое они охватывает:
Нона 9 – секунда + октава
Децима 10 — терция + октава
ундецима 11 – кварта + октава
дуодецима 12 – квинта + октава
|
терцдецима 13 — секста + октава
квартдецима 14 – септима + октава
квинтдецима 15 – октава + октава
5. Виды мажора и минора
В классической музыке получили широкое распространение 2 лада – мажор и минор.
Строение натурального мажорного лада - ТТПТТТП
Строение натурального минора - ТПТТПТТ
Существует 3 вида мажора и минора – натуральный, гармонический, мелодический.
Натуральные лады – это лады без изменений. В гармоническом мажоре понижается VI ступень, в миноре – повышается VII. В мелодическом мажоре – в восходящем движении изменений нет, в нисходящем – понижаются VI и VII ступени. В мелодическом миноре – в восходящем движении повышаются VI и VII ступени, при движении вниз происходит отмена повышенных ступеней.
6. Виды трезвучий, Обращения трезвучий.
Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям. Звуки трезвучия, начиная от основания называются – прима, терция, квинта. Различают 4 вида трезвучий:
мажорное Б53 = б3+м3
минорное М53 = м3+б3
увеличенное Ув53= б3+б3
уменьшенное Ум53= м3+м3
Обращение трезвучия – перенос нижнего звука на октаву вверх. Каждое трезвучие имеет 2 обращения. Первое обращение называется секстаккорд. В основании секстаккорда лежит терцовый тон. Второе обращение – квартсекстаккорд. В основании квартсекстаккорда лежит квинтовый тон.
Обращения трезвучий имеют следующий интервальный состав:
Б6 = м3 + ч4
Б64 = ч4 + б3
М6 = б3 + ч4
М64 = ч4 + м3
7. Альтерация
Альтерацией называется полутоновое повышение или понижение неустойчивых ступеней лада, способствующие усилению их тяготения в устойчивые. В результате альтерации можно изменить лишь те ступени, которые отстоят от устойчивых на целый тон.
|
В результате этого в мажорной альтерированной гамме в восходящем движении повышаются II и IV ступени; в нисходящем движении понижаются VI и II ступени. В минорной альтерированной гамме в восходящем движении повышаются IV и VII ступени, в нисходящем – понижаются IV и II ступени.
8. Секвенция
Секвенция (с лат. - последовательность) – это перенос мелодического фрагмента на другую высоту. Сам повторяющийся мотив называется звеном секвенции. Интервал, на который перемещается мелодия – шаг секвенции. В зависимости от направления, секвенция бывает восходящей и нисходящей. Если звено секвенции изменяется – это неточная секвенция. Также секвенция может быть однотональной и модулирующей.
Секвенция очень частый прием в композиции, чаще всего применяется в развивающих разделах, но может встречаться и в главных частях. Секвенция может быть и гармонической, например Золотая секвенция, получившая распространение в эпоху Барокко (с кварто-квинтовым ходом в басу).
9. Доминантсептаккорд
Септаккорд – аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Доминантсептаккорд стоится на V ступени лада, которая и дала название этому аккорду.
Строение D7: б3 + м3 + м3. Ступени V, VII, II, IV. (в миноре VII ступень всегда гармоническая).
Особенностью разрешения D7 является скачок V ст в I. В результате получается неполное Тоническое трезвучие (с утроенной примой).
D7 имеет три обращения (перенос нижнего звука на октаву вверх):
|
обращение | название | Строится на… | Интервальный состав | Разрешается в… | |
Первое | квинтсекстаккорд | D65 | VII | м3+м3+б2 | Т53 с удвоенной примой |
Второе | терцквартаккорд | D43 | II | м3+б2+б3 | Полное Т53 |
Третье | секундаккорд | D2 | IV | б2+б3+м3 | Т6 с удвоенной примой |
D7 также может переходить не в тонику, а в VI53. В гармонии это называется прерванный оборот или прерванная каденция. При этом у VI53 произойдет удвоение терцового тона.
10. VII7
Септаккорд – аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. VII7 бывает двух видов: малый (МVII7) встречается только в нат.мажоре, и уменьшенный (умVII7), который троится в гармоническом мажоре и миноре. Строение:
МVII7: м3+м3+б3
умVII7: м3+м3+м3.
Функционально VII7 относится к D группе, поэтому разрешается либо сразу в тонику, либо может переходить в D аккорд. При переходе в D: общие звуки остаются на месте, септима переходит вниз в приму D65.
УмVII7 содержит в себе тритоны, которые должны быть разрешены по правилу. При разрешении VII7 в Т53 прима и терция идут вверх, квинта и септима – вниз, получается Тоническое трезвучие с удвоенной терцией. Это правило распространяется и на МVII7.
11. Кварто-квинтовый круг тональностей
Кварто-квинтовым кругом называется условный круг тональностей, в котором по чистым квинтам вверх (или по чистым квартам вниз) от «до» расположены все диезные тональности, а по чистым квинтам вниз (или по чистым квартам вверх) – все бемольные.
C(a) 0
F (d) G (e) 1
B(g) D (h) 2
Es (c) A (fis) 3
As (f) E (cis) 4
H(gis) Des (b) 5
Ges (es) Fis(dis) 6
Cis (ais) Ces (as) 7
Теоретически движение в сторону бемолей и в сторону диезов может продолжаться до бесконечности, что приводит к двойным, тройным и т.д. знакам. Поскольку на практике подобные тональности не используются, то своеобразное замыкание круга происходит на тональностях, энгармонически равных звуку «до». Именно поэтому принцип расположения тональностей по квартам и квинтам называется «кругом».
Таким образом, в музыке встречаются всего 30 тональностей (с энгармонической заменой - 24). На примере кварто-квинтового круга можно увидеть 3 пары энгармонически равных тональностей:
Des = Cis Ges = Fis Ces = H
b = ais es = dis as = gis
Параллельными называются тональности, имеющие одинаковые ключевые знаки и звукоряд, но разный лад и тоники. Расстояние между тониками – м.3, Тоника минорной тональности находится на VI ступени мажора, а тоника мажорной – на III ступени минора.
Одноименные тональности – тональности, имеющие одну и ту же, тонику, но разный лад.
12. Названия ступеней. Функциональный треугольник
Каждая ступень лада имеет свое название:
I – тоника
II – вводный звук
III – медианта верхняя
IV – субдоминанта
V – доминанта
VI – медианта нижняя (субмедианта)
VII – вводный звук
Главные ступени лада - Т, S, D, - дают названия аккордам, которые на них строятся (тоническое трезвучие, доминантсептаккорд и т.п). Как правило, аккорды на побочных ступенях называют цифрами.
Все аккорды в тональности наделены функциями и придерживаются правила функционального треугольника
К доминантовой группе относятся аккорды на V, VII ступенях
К субдоминантовой – на IV, II
Медианты бифункциональны: III – относится к T и D, VI – к T и S.
Главное правило: невозможно движение от D к S.
Типы оборотов:
Плагальный T-S
Автентический T-D
Полный T-S-D-T
Кадансовый (в завершении) (S)-K64-D-T
13. Модуляция, отклонение, сопоставление
Отклонением называется кратковременный переход в другую тональность с обязательным возвращением в первоначальную тональность.
Модуляция – это переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения.
Элементами модуляции являются:
Исходная тональность — та, из которой совершается переход;
Новая тональность — та, в которую совершается переход;
Модулирующий аккорд — первый аккорд новой тональности, не укладывающийся в звукоряд исходной тональности и нехарактерный для неё;
Общий аккорд, укладывающийся в звукоряды обеих тональностей, стоящий перед модулирующим аккордом.
Чаще всего отклонение и модуляции происходят в тональности первой степени родства.
Сопоставлением называется появление новой тональности без предварительной подготовки. Оно часто встречается в сонатной форме или на границе частей в других формах.
14. Буквенные обозначения
Кроме слоговых названий звуков в музыкальной практике употребляется способ буквенного обозначения звуков, основанный на латинском алфавите.
В период раннего средневековья, в первоначально установившемся варианте этой системы диатонический звукоряд состоял из двух певческих октав: от ля большой октавы до ля первой октавы. Звукоряд этой системы выглядел так:
A B C D E F G
ля си до ре ми фа соль
Позднее звук си стал обозначаться буквой H. Семь основных ступеней обозначаются следующим образом:
C | D | E | F | G | A | H |
До | ре | ми | фа | соль | ля | си |
Для обозначения знаков к буквам прибавляются слоги: диез – is, бемоль – es
дубль-диез – isis, дубль-бемоль – eses. Исключения составляют си-бемоль — b, ми-бемоль –es и ля-бемоль – as.
Мажор обозначается – dur, минор – moll; например- D—dur, e—moll.
15. Метр, ритм, схемы дирижирования.
Метром называется равномерное чередование сильных и слабых долей. Цифровое выражение метра называется размером. Размер записывается в виде дроби, в которой числитель указывает на количество долей, а знаменатель – на длительность этих долей.
Размеры бывают:
· простые – с одной сильной долей в такте. Бывают 2х (2\4, 2\2) и 3х дольные (3\4, 3\8).
· сложные – состоят из двух и более простых однородных размеров: 6\8 = 3\8 +3\8; 4\4 = 2\4 +2\4; 9/8 =3\8 +3\8 +3\8 и т.п.
· Смешанные размеры состоят из разных простых 5\4 =2\4+3/4; есть 7\4, 11\4.
· Переменные – количество долей в такте меняется. В одном такте 2\4, а в следующем 3\4 и.т.д.
·
Схемы дирижирования:
Ритмом в музыке называется чередование звуков различной продолжительности. Для записи ритма существуют длительности (целая, половинная, четвертная, восьмая, 16-я, 32-я, 64-я).