Натуральные лады Гармонические лады




ув4 в мажоре IV ув4 в мажоре VI
ув4 в миноре VI ув4 в миноре IV
ум5 в мажоре VII ум5 в мажоре II
ум5 в миноре II ум5 в миноре VII

 

Ув4-на IV и VI ум5 на VII и II

Так как тритоны состоят из неустойчивых ступеней, они обязательно требуют разрешения в устойчивые. Разрешение тритонов происходит по основному тяготению, IV в III, VII в I. Но в тритонах с сочетанием II и VI ступенями II разрешается в III во избежание параллельных квинт. Таким образом тритоны разрешаются: ув4 – в сексту, ум5 – в терцию.

 

3. Характерные интервалы

На ступенях гармонического минора и мажора встречаются интервалы, свойственные только для этих ладов. Характерными называются интервалы, встречающиеся только в гармонических ладах.

В связи с понижением VI ступени в гармоническом мажоре образуются следующие интервалы:

· ув2 – на VI пониженной

· ум7 – на VII

В связи с повышением VII ступени в гармоническом миноре образуются следующие характерные интервалы:

· ув2 – на VI

· ум7 – на VII повышенной

Так как характерные интервалы являются неустойчивыми, они требуют разрешения в устойчивые ступени лада. Разрешение происходит по основному тяготению неустойчивых ступеней в устойчивые - ув2 разрешается в ч4, ум7 – в ч5.

4. Составные интервалы

Интервал – это созвучие из двух звуков, охватывающих от одной до пятнадцати ступеней. Различаются простые и составные интервалы. Простые – это интервалы в пределах октавы. Составные интервалы образуются от прибавления октавы к простым интервалам. Названия интервала зависти от количества ступеней, которое они охватывает:

Нона 9 – секунда + октава

Децима 10 терция + октава

ундецима 11 – кварта + октава

дуодецима 12 – квинта + октава

терцдецима 13 — секста + октава

квартдецима 14 – септима + октава

квинтдецима 15 – октава + октава

 

5. Виды мажора и минора

В классической музыке получили широкое распространение 2 лада – мажор и минор.

Строение натурального мажорного лада - ТТПТТТП

Строение натурального минора - ТПТТПТТ

Существует 3 вида мажора и минора – натуральный, гармонический, мелодический.

Натуральные лады – это лады без изменений. В гармоническом мажоре понижается VI ступень, в миноре – повышается VII. В мелодическом мажоре – в восходящем движении изменений нет, в нисходящем – понижаются VI и VII ступени. В мелодическом миноре – в восходящем движении повышаются VI и VII ступени, при движении вниз происходит отмена повышенных ступеней.

 

6. Виды трезвучий, Обращения трезвучий.
Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям. Звуки трезвучия, начиная от основания называются – прима, терция, квинта. Различают 4 вида трезвучий:

мажорное Б53 = б3+м3

минорное М53 = м3+б3

увеличенное Ув53= б3+б3

уменьшенное Ум53= м3+м3

Обращение трезвучия – перенос нижнего звука на октаву вверх. Каждое трезвучие имеет 2 обращения. Первое обращение называется секстаккорд. В основании секстаккорда лежит терцовый тон. Второе обращение – квартсекстаккорд. В основании квартсекстаккорда лежит квинтовый тон.

Обращения трезвучий имеют следующий интервальный состав:

Б6 = м3 + ч4

Б64 = ч4 + б3

М6 = б3 + ч4

М64 = ч4 + м3

 

7. Альтерация

Альтерацией называется полутоновое повышение или понижение неустойчивых ступеней лада, способствующие усилению их тяготения в устойчивые. В результате альтерации можно изменить лишь те ступени, которые отстоят от устойчивых на целый тон.

В результате этого в мажорной альтерированной гамме в восходящем движении повышаются II и IV ступени; в нисходящем движении понижаются VI и II ступени. В минорной альтерированной гамме в восходящем движении повышаются IV и VII ступени, в нисходящем – понижаются IV и II ступени.

 

8. Секвенция
Секвенция (с лат. - последовательность) – это перенос мелодического фрагмента на другую высоту. Сам повторяющийся мотив называется звеном секвенции. Интервал, на который перемещается мелодия – шаг секвенции. В зависимости от направления, секвенция бывает восходящей и нисходящей. Если звено секвенции изменяется – это неточная секвенция. Также секвенция может быть однотональной и модулирующей.
Секвенция очень частый прием в композиции, чаще всего применяется в развивающих разделах, но может встречаться и в главных частях. Секвенция может быть и гармонической, например Золотая секвенция, получившая распространение в эпоху Барокко (с кварто-квинтовым ходом в басу).

 

9. Доминантсептаккорд

Септаккорд – аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Доминантсептаккорд стоится на V ступени лада, которая и дала название этому аккорду.

Строение D7: б3 + м3 + м3. Ступени V, VII, II, IV. (в миноре VII ступень всегда гармоническая).

Особенностью разрешения D7 является скачок V ст в I. В результате получается неполное Тоническое трезвучие (с утроенной примой).

D7 имеет три обращения (перенос нижнего звука на октаву вверх):

обращение название   Строится на… Интервальный состав Разрешается в…
Первое квинтсекстаккорд D65 VII м3+м3+б2 Т53 с удвоенной примой
Второе терцквартаккорд D43 II м3+б2+б3 Полное Т53
Третье секундаккорд D2 IV б2+б3+м3 Т6 с удвоенной примой

 

D7 также может переходить не в тонику, а в VI53. В гармонии это называется прерванный оборот или прерванная каденция. При этом у VI53 произойдет удвоение терцового тона.

 

10. VII7

Септаккорд – аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. VII7 бывает двух видов: малый (МVII7) встречается только в нат.мажоре, и уменьшенный (умVII7), который троится в гармоническом мажоре и миноре. Строение:

МVII7: м3+м3+б3

умVII7: м3+м3+м3.

Функционально VII7 относится к D группе, поэтому разрешается либо сразу в тонику, либо может переходить в D аккорд. При переходе в D: общие звуки остаются на месте, септима переходит вниз в приму D65.

УмVII7 содержит в себе тритоны, которые должны быть разрешены по правилу. При разрешении VII7 в Т53 прима и терция идут вверх, квинта и септима – вниз, получается Тоническое трезвучие с удвоенной терцией. Это правило распространяется и на МVII7.

 

11. Кварто-квинтовый круг тональностей

Кварто-квинтовым кругом называется условный круг тональностей, в котором по чистым квинтам вверх (или по чистым квартам вниз) от «до» расположены все диезные тональности, а по чистым квинтам вниз (или по чистым квартам вверх) – все бемольные.

C(a) 0

F (d) G (e) 1

B(g) D (h) 2

Es (c) A (fis) 3

As (f) E (cis) 4

H(gis) Des (b) 5

Ges (es) Fis(dis) 6

Cis (ais) Ces (as) 7

Теоретически движение в сторону бемолей и в сторону диезов может продолжаться до бесконечности, что приводит к двойным, тройным и т.д. знакам. Поскольку на практике подобные тональности не используются, то своеобразное замыкание круга происходит на тональностях, энгармонически равных звуку «до». Именно поэтому принцип расположения тональностей по квартам и квинтам называется «кругом».

Таким образом, в музыке встречаются всего 30 тональностей (с энгармонической заменой - 24). На примере кварто-квинтового круга можно увидеть 3 пары энгармонически равных тональностей:

Des = Cis Ges = Fis Ces = H

b = ais es = dis as = gis

Параллельными называются тональности, имеющие одинаковые ключевые знаки и звукоряд, но разный лад и тоники. Расстояние между тониками – м.3, Тоника минорной тональности находится на VI ступени мажора, а тоника мажорной – на III ступени минора.

Одноименные тональности – тональности, имеющие одну и ту же, тонику, но разный лад.

 

12. Названия ступеней. Функциональный треугольник

Каждая ступень лада имеет свое название:

I – тоника

II – вводный звук

III – медианта верхняя

IV – субдоминанта

V – доминанта

VI – медианта нижняя (субмедианта)

VII – вводный звук

 

Главные ступени лада - Т, S, D, - дают названия аккордам, которые на них строятся (тоническое трезвучие, доминантсептаккорд и т.п). Как правило, аккорды на побочных ступенях называют цифрами.

Все аккорды в тональности наделены функциями и придерживаются правила функционального треугольника

К доминантовой группе относятся аккорды на V, VII ступенях

К субдоминантовой – на IV, II

Медианты бифункциональны: III – относится к T и D, VI – к T и S.

Главное правило: невозможно движение от D к S.

Типы оборотов:

Плагальный T-S

Автентический T-D

Полный T-S-D-T

Кадансовый (в завершении) (S)-K64-D-T

 

13. Модуляция, отклонение, сопоставление

Отклонением называется кратковременный переход в другую тональность с обязательным возвращением в первоначальную тональность.

Модуляция – это переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения.

Элементами модуляции являются:

Исходная тональность — та, из которой совершается переход;
Новая тональность — та, в которую совершается переход;
Модулирующий аккорд — первый аккорд новой тональности, не укладывающийся в звукоряд исходной тональности и нехарактерный для неё;
Общий аккорд, укладывающийся в звукоряды обеих тональностей, стоящий перед модулирующим аккордом.

Чаще всего отклонение и модуляции происходят в тональности первой степени родства.

Сопоставлением называется появление новой тональности без предварительной подготовки. Оно часто встречается в сонатной форме или на границе частей в других формах.

 

14. Буквенные обозначения

Кроме слоговых названий звуков в музыкальной практике употребляется способ буквенного обозначения звуков, основанный на латинском алфавите.

В период раннего средневековья, в первоначально установившемся варианте этой системы диатонический звукоряд состоял из двух певческих октав: от ля большой октавы до ля первой октавы. Звукоряд этой системы выглядел так:

 

A B C D E F G

ля си до ре ми фа соль

Позднее звук си стал обозначаться буквой H. Семь основных ступеней обозначаются следующим образом:

C D E F G A H
До ре ми фа соль ля си

 

Для обозначения знаков к буквам прибавляются слоги: диез – is, бемоль – es

дубль-диез – isis, дубль-бемоль – eses. Исключения составляют си-бемоль — b, ми-бемоль –es и ля-бемоль – as.

Мажор обозначается – dur, минор – moll; например- D—dur, e—moll.

 

15. Метр, ритм, схемы дирижирования.

Метром называется равномерное чередование сильных и слабых долей. Цифровое выражение метра называется размером. Размер записывается в виде дроби, в которой числитель указывает на количество долей, а знаменатель – на длительность этих долей.

Размеры бывают:

· простые – с одной сильной долей в такте. Бывают 2х (2\4, 2\2) и 3х дольные (3\4, 3\8).

· сложные – состоят из двух и более простых однородных размеров: 6\8 = 3\8 +3\8; 4\4 = 2\4 +2\4; 9/8 =3\8 +3\8 +3\8 и т.п.

· Смешанные размеры состоят из разных простых 5\4 =2\4+3/4; есть 7\4, 11\4.

· Переменные – количество долей в такте меняется. В одном такте 2\4, а в следующем 3\4 и.т.д.

·

Схемы дирижирования:

 

Ритмом в музыке называется чередование звуков различной продолжительности. Для записи ритма существуют длительности (целая, половинная, четвертная, восьмая, 16-я, 32-я, 64-я).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: