Психологическое консультирование по проблемам аддиктивного поведения




 

Аддиктивное поведение (addictive behavior) - злоупотребление различными веществами и соединениями (алкоголем, табаком и др.), изменяющими психическое состояние и формирующими зависимость организма от их приёма. Термин произошёл от английского слова addiction - пагубная привычка, пристрастие к чему-либо, порочная склонность.

Аддиктивное поведение в психологическом плане - своеобразная регрессивная форма психологической защиты, а в более широком, клиническом аспекте может быть отнесено к явлениям психического дизонтогенеза по типу диспропорционального (искаженного) развития

Начало формирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне. Следующий этап аддиктивного поведения "характеризуется формированием определенной последовательности прибегания к средствам аддикции. Прослеживается корреляция ритма аддикции с жизненными затруднениями, и чем ниже порог переносимости фрустраций, тем быстрее ритм. На третьем этапе аддиктивный ритм становится "стереотипным, привычным типом реагирования, методом выбора при встрече с требованиями реальной жизни", "интегральной частью личности". Это делает аддиктов "невосприимчивыми к попыткам их критики, разубеждению на уровне здравого смысла. Четвертый этап - полная доминация аддиктивного поведения. Происходит полное погружение в аддиктивный процесс, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Пятый этап носит уже характер катастрофы. Аддиктивное поведение разрушает и психику, и биологические процессы.

Таким образом, суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, осужденные пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановление равновесия.

Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания - уход от проблем. Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта.

Если аддиктивное поведение начинается в подростковом возрасте, то у таких осужденных лиц высок риск формирования наркоманий и токсикомании. У подростков быстрее, чем у взрослых, формируется как психическая, так и физическая зависимость от приёма наркотиков и токсических веществ. Это значительно задерживает гармоническое, психическое и физическое развитие, а также половое созревание. Это нарушение психического здоровья осужденных, проявляется в сниженной переносимости трудностей повседневной жизни, скрытом комплексе неполноценности в сочетании с внешне проявляемым превосходством, стремлением говорить неправду, обвинять других, уходить от ответственности в принятии решений, стереотипность, повторяемость поведения. Осужденные с такими формами поведения трудно переживают затяжной конфликт, что приводит к их агрессии, самоизоляции или компьютерной зависимости.

На фоне нарушений взаимоотношений в окружении, акцентуации характера, развитие психопатий формируются и усиливаются следующие различные виды аддиктивного поведения:

реакции эмансипации (уход из-под контроля, опеки, покровительства, руководства, старших лиц);

реакции консолидации, группирования со сверстниками, поведение которых нередко может быть антисоциальным и даже бунтарным;

реакции увлечения (хобби) литературой, поэзией, рисованием, философией, религией;

половая расторможенность, стремление не только к гетеро-, но и гомосексуальной жизни;

мотивации использования различных допингов;

увеличение курения, приёма алкоголя, наркотиков и др.;

стремление принадлежать (в зависимости от своих потребностей или условий жизни) определённым группам молодых людей. Среди таких групп наиболее известны "хиппи" (свободные, независимые, миролюбивые, пассивно протестующие как жизни, так и идеям общества и старшего поколения), "панки" (активно, зло и агрессивно протестующие существующему обществу, строю жизни, отличающиеся вызывающим поведением и внешним видом, половой распущенностью, нецензурной бранью, насилием), "металлисты", "мажоры", "брейкеры", "рокеры", "неонацисты" и др.


Заключение

 

Основная цель психокоррекционной работы - создание людям с аддиктивным поведением оптимальных условий для тренировки механизмов совладания в соответствии с местом наименьшего сопротивления каждого типа акцентуации характера. Наиболее эффективные формы психологической коррекции заключаются в проведении групповой психотерапии. Групповая психотерапия решает следующие задачи: повышение самооценки; тренировка механизмов совладения с патогенными воздействиями, приходящимися на место наименьшего сопротивления каждого типа акцентуации характера; увеличение чувства ответственности за свое поведение; поиск путей для семейной реадаптации; расширение временной перспективы, разрушение инфантильной психологической защиты; предотвращение десоциализации подростков. Иными словами, цель групповой психотерапии - научить подростка по-взрослому воспринимать окружающую жизнь и видеть пути своего развития

В заключении можно сказать, что аддикция развивается в результате появления новых эмоциональных переживаний, обладающих достаточной силой и позволяющих уйти от реального мира. Формируется так называемый эмоциональный крючок, попав на который, человек утрачивает способность адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Он становится марионеткой в руках тех, кто способен обеспечить ему этот эмоциональный всплеск. Обязательным элементом любого вида зависимости являются эмоции. Именно от них, а не от того или иного химического вещества зависит человек. При этом значение имеет сила эмоции, а не её качество. Одинаковые по силе, но разные по модальности эмоции вызывают практически одинаковую зависимость.


Список литературы

 

1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. - М.: Академия, 2010. - 240 с.

2. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студ. высш. Спец. Учеб. заведений. - М.: Сфера, 2010.

. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студ. Вузов / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2011. - 208 с.

. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. - М.: Владос. - 2012.

. Алешина Ю.Е., Данилин К.Е., Дубовская E. M. Спец. практикум по социальной психологии. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2013.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: