ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– На сегодняшнем уроке мы вспомним изобразительно-выразительные и образные средства русского языка, поработаем над предупреждением речевых ошибок при использовании однородных членов предложения и выясним, могут ли однородные члены являться средством выразительности речи.
II. Основная часть урока
1. Составить конспект
– Какие изобразительно-выразительные и образные средства русского языка вы знаете? Назовите группы, на которые они делятся. (Фонетические (фоника), лексические (тропы), синтаксические (стилистические фигуры)
– Перечислите фонетические средства. (Аллитерация, ассонанс, звукоподражание, интонация, ритм, пауза, рифма)
– Перечислите лексические средства. (Эпитет, сравнение, метафора,олицетворение, метонимия, синекдоха, аллегория, гипербола, литота, перефраза, паронимы, оксюморон, синонимы, устаревшие слова, неологизмы, диалекты, фразеологизмы, лексический повтор, ирония, парадокс)
– А теперь назовите синтаксические средства. (Инверсия, эллипсис, вопросительное предложение, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, параллелизм, градация, антитеза, анафора, эпифора, парцелляция, односоставные предложения, вводные структуры, ряды однородных членов)
– Сегодня мы поработаем с однородными членами предложения и параллелизмом.
– Назовите основные признаки однородных членов. (Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, являются одним и тем же членом предложения, между собой равноправны)
2. Выполнение теста
Тест «Предложения с однородными членами»(письменно)
1. Укажите, как нужно расставить знаки препинания в предложении:
|
Все в облике матроса (1) русые волосы, белые глаза, тонкие губы (2) все напоминало скорее Финляндию, нежели Кострому, его родину
1) 1 – тире, 2 – двоеточие
2) 1 – двоеточие, 2 – запятая
3) 1 – тире, 2 – тире
4) 1 – двоеточие, 2 – тире
2. Укажите предложение с однородными членами.
1) Ты сер, а я, приятель, сед.
2) На одном месте и камень мохом обрастает.
3) Не делайте упражнение, не вспомнив правило.
4) Мы ехали по отлогостям гор, то взбираясь вверх, то опускаясь.
3. Укажите определение, которое должно стоять после запятой в предложении:
Где-то я уже слышал этот красивый,... голос.
1) мелодичный
2) низкий
3) женский
4) недовольный
4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) В тайге растут как хвойные, так и лиственные деревья.
2) Небо было все время облачно, и нельзя было видеть ни восхода, ни заката.
3) На набережной стоял господин в черном костюме и белом жилете и с пронзительным любопытством смотрел то на наше судно, то на нас.
4) Гость недолго гостит да много видит.
5. Какие однородные члены и союзы используются в предложении:
Финский залив и вдали от берега весь усеян мелями, зато превосходно обставлен маяками.
1) однородные сказуемые; противительный союз
2) однородные сказуемые; соединительный и разделительный союзы
3) однородные сказуемые и дополнения; противительный союз
4) однородные сказуемые и дополнения; соединительный и разделительный союзы
3. Устно ответить на вопросы:
– Какая связь может быть между однородными членами? (Союзная и бессоюзная сочинительная связь)
– Какими способами могут быть соединены однородные члены при союзной связи? (Последовательно и попарно)
– Прочитайте вслух два очень близких по смыслу предложения.
|
Каждый человек по-своему переживает радость, печаль, бодрость, усталость, восторг, отчаяние, любовь, ненависть.
Каждый человек по-своему переживает радость и печаль, бодрость и усталость, восторг и отчаяние, любовь и ненависть.
– Какое из них вы считаете более выразительным?
– Как вы считаете, чем достигается эта выразительность? (Парным соединением однородных членов)
– Скажите, чем являются эти однородные члены с лексической точки зрения? (Антонимами)
Вывод: То есть для достижения большей выразительности речи используются парное соединение однородных членов, которые по отношению друг к другу являются антонимами.
Работа по предупреждению речевых ошибок
1) Наблюдение за речевыми ошибками в тексте.
– Прочитайте предложение: Некоторые птицы и дикие гуси с наступлением осени улетают на юг.
Можно ли считать это предложение выразительным, ведь в нем использованы однородные члены? (Нет, так как в нем допущена речевая ошибка: объединены в один ряд видовое и родовое понятие «птицы и гуси»)
– К сожалению, очень часто в речи встречаются подобные ошибки при употреблении однородных членов.
– Назовите виды речевых ошибок и примеры к ним.
1. Нарушение единства основания деления
Картофель мы употребляем в пищу и в сельском хозяйстве
2. Объединение в одном ряду видовых и родовых понятий
Медведи и животные леса зимой впадают в спячку
3. Объединение в один ряд слов, неоднородных по своему значению
|
Армия постепенно наращивала боевую мощь военной техники и уверенность в победе
4. Повторение однозначных слов в качестве однородных членов
Систематическое повторение материала дало мне крепкие и прочные знания по русскому языку
5. Неправильное согласование в предложениях с однородными членами
Наш сад, роща у дороги и лес оделся (вместо оделись) инеем
6. Неверное управление при однородных членах
Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор
7. Неверное употребление союзов.
8.
Домашнее задание
1) Повторить правила.
2) Найти и исправить речевые ошибки в тексте (письменно)
1) Если весной выйти в глубь леса, то можно услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.
2) Я очень люблю ловить рыбу и занимаюсь этим не только летом, а также зимой.
3) В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.
4) Я люблю читать многое: рассказы, повести, фантастику, романы, стихи.
5) В нашем магазине можно купить канцелярские товары, карандаши, бумагу.
6) Он потерял монету и свою надежду на новые башмаки.
7) Мы любим и увлекаемся фигурным катанием.
8) Зимой в выходные дни я обычно читаю, но и выбираю время поиграть с друзьями в хоккей и разные игры.