Типичные исследования. Методы исследования




Гарри Стек Салливан, как и другие психиатры, обретал различные знания о личности в работе с пациентами, страдающими различными личностными нарушениями, но преимущественно работая с шизофренией

Еще будучи молодым психиатром, Салливан обнаружил, что метод свободных ассоциаций не пригоден в работе с шизофрениками, поскольку существенно повышает тревогу пациентов. Были испробованы и другие методики, однако выяснилось, что они также провоцируют тревогу, что мешает общению между пациентом и терапевтом. Как следствие, Салливан начал изучать те силы, которые затрудняют и облегчают коммуникацию между двумя людьми. При этом он выяснил, что психиатр-не только наблюдатель; он – живой участник межличностной ситуации. Психиатру приходится принимать во внимание и личностные проблемы и профессиональную компетентность. В результате Салливан разработал представление о роли терапевта как соучаствующего наблюдателя.

Интервью

«Психиатрическое интервью» – термин, введенный Салливаном для обозначения межличностной («лицом к лицу») ситуации, возникающей между терапевтом и пациентом. Интервью может быть однократным, или же возможна серия интервью на протяжения длительного времени. Салливан определяет интервью как «систему или ряд систем межличностных процессов, возникающих в соучаствующем наблюдении, в ходе которого интервьюер делает определенные заключения об интервьюируемом» (1954, с. 128). Салливан делит интервью на четыре стадии: 1) формальное начало, 2) рекогносцировка, 3) детальное расследование и 4) завершение.

Вообще интервью – это общение между двумя людьми при помощи голоса. Главными источниками информации для интервьюера являются не столько слова, но и то, как они произносятся – интонация, темп речи, иные виды поведения. Интервьюер должен чувствовать тончайшие изменения в поведении и общении пациента (например, голос может быть тише или громче), поскольку часто это оказывается живым свидетельством главных проблем пациента. На начальной стадии интервьюеру не следует задавать пациенту слишком много вопросов, он должен быть спокойным наблюдателем. Интервьюеру следует постараться определить причины (почему пациент пришёл к нему) и установить суть проблемы, понять её.

Салливан очень подробно описывает роль терапевта в ситуации интервью. Терапевтам не следует забывать, что они зарабатывают на жизнь как специалисты в области межличностных отношений, и что пациент вправе ожидать, что узнает для себя нечто полезное. Пациент должен почувствовать это с самого первого интервью, и на протяжении всего курса лечения это чувство должно усиливаться. Если такое отношение сохранится и дальше, то пациент начнёт доверять ту информацию, на основании которой терапевт сможет вынести правильное заключение относительно того, что тревожит пациента. Рекогносцировка строится вокруг выявления того, что представляет собой пациент. Интервьюер осуществляет это посредством вопросов о прошлом, настоящем и будущем пациента. Салливан не настаивает на жестком структурировании опроса, но с другой стороны, он настаивает на том, что интервьюер не должен позволять пациенту говорить о пустяках. Пациент должен понять, что интервью – серьезное дело. Как правило, интервьюер не должен во время лечения вести записей, так как это может вызвать раздражение пациента.

К концу второй стадии процесса интервью психиатр должен сформулировать несколько гипотез относительно проблем пациента и их источников. На этапе «тщательного расследования» психиатр старается удостовериться в том, какая из гипотез точна. Психиатр осуществляет это, слушая и задавая вопросы.

Пока все идет гладко, интервьюер навряд ли узнает что-либо о превратностях интервьюирования, главной из которых является воздействие установок интервьюера на коммуникативные возможности пациента. Однако ухудшение процесса коммуникации заставляет интервьюера задаться вопросом: «Что я сказал или сделал такого, что вызвало повышение тревоги пациента?» Терапевт обязан распознавать и контролировать собственное отношение – в интересах максимально эффективной коммуникации. Иными словами, он не должен забывать о своей роли искусного соучаствующего наблюдателя. Серия интервью завершается тем, что интервьюер выводит заключение относительно того, что узнал, предписывает курс, которому должен следовать пациент, и оценивает – для пациента – те возможные последствия, которые будут иметь предписания для его жизни.

При анализе размышлений Салливана по поводу интервью становится ясно, что оно предъявляет высочайшие требования к точности наблюдений терапевта.

 

 


Список литературы

 

1. Гарри Стэк Салливан «Интерперсональная теория психиатрии» М.-СПб «Ювента» 1999 г.

2. Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен «Теории личности и личностный рост»

3. Sullivan Conceptions of modern psychiatry New York, Norton 1953

4. Гарри Стэк Салливан «Концепция современной психиатрии» (пер. с английского) Санкт-Петербург, 1999 // www.dic.academic.ru


[1] Sullivan Conceptions of modern psychiatry New York, Norton 1953

[2] Sullivan Conceptions of modern psychiatry New York, Norton 1953

[3] Гарри Стэк Салливан «Интерперсональная теория психиатрии»

[4].Sullivan Conceptions of modern psychiatry New York, Norton 1953

[5] Гарри Стэк Салливан «Интерперсональная теория психиатрии» М.-СПб «Ювента» 1999 г.,

Sullivan Conceptions of modern psychiatry New York, Norton 1953



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: