Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
1. Подготовительная беседа. Назовите растения, которые, по вашему мнению, являются важнейшими в природе и жизни человека.
Ученики по желанию называют растения. Названия растений, которые принадлежат к покрытосеменным, учитель записывает на доске.
2. Объяснительная беседа. Посмотрите, какие растения вы назвали. Большинство из них принадлежат к отделу Покрытосеменные, или Цветковые. Как вы думаете, о чем говорит такое название?
Наиболее характерным признаком этих растений является наличие цветка и завязи, которые окружают семена.
ІІІ. Сообщение темы, цели и задач урока.
Слайд 1.
Итак, Мы сегодня начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения.
Слайд 2. Откройте тетради, запишите тему урока.
На уроке мы:
· познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные;
· выясним преимущества покрытосеменных над голосеменными;
· познакомимся с особенностями однодольных и двудольных растений.
Слайд 3. Основные понятия сегодняшнего урока:
· отдел Покрытосеменные,
· класс Однодольные,
· класс Двудольные.
ІV. Изучение нового материала.
Слайд 4. Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных растений. Они доминирует на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ.
Где же они распространены.
· В современной флоре отдел Покрытосеменные – самый распространённый на Земле и самый большой по численности видов (около 300 тыс. видов)
· Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.
· Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ, за исключением болот, где преобладают (?) мхи, а также тайги, где господствуют (?) голосеменные.
Давайте вспомним, какие признаки имеют Голосеменные растения.
Слайд 5.
· образуют семена.
· семя «лежит» открыто на чешуе шишки.
· опыление происходит с помощью ветра.
· только древесные формы.
Работа с учебником
Какие особенности имеют покрытосеменные растения? Их Признаки? (3 мин.)
Ответы детей.
Проверьте себя. Всё ли мы назвали?
Слайд 6. Признаки Покрытосеменных растений.
· Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями
· Семяпочка защищена завязью
· Образуют плод
· Ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций
· Быстрый обмен веществ
· Отличная приспособленность к различным экологическим условиям
· Гаметофит – семязачаток и пыльцевая трубка
· Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими
· Образуют ярусы леса
· Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.
Запишите их в тетрадь.
Работа в группах.
Объединение в группы:
1 группа – Определить отличительные черты покрытосеменных и голосеменных растений.
2 группа – Определить общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.
Проверка:
Слайд 7.
Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных
Слайд 8.
Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.
Оценивание.
Слайд 9.
Классификация покрытосеменных растений.
Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: Однодольные и Двудольные растения. В свою очередь Однодольные объединяют два семейства – Злаковые и Лилейные, а класс Двудольные – семейства Сложноцветные, Розоцветные, Бобовые, Паслёновые, Крестоцветные.
Все перечисленные мною семейства мы будем изучать на следующих уроках. А сейчас, нам нужно рассмотреть, по каким признакам можно отличить класс.
Как вы думаете, по какому признаку возникло название классов Однодольные и Двудольные? (по количеству семядолей)
Слайд 10.
Итак, основные признаки класса.
· Количество семядолей.
· Корневая система.
· Внутреннее строение стебля.
· Расположение листьев на стебле.
· Жилкование листа.
Работа в группах с гербарием:
Задания: 1 группа – Определить характерные признаки класса Однодольные.
2 группа – определить характерные признаки класса Двудольные.
Используя гербарий растений различных классов и семена, которые лежат у вас на партах, определить класс, к которому относятся предложенные вам растения, а также основные признаки класса и занести их в таблицу.
Задание и определительные таблицы также лежат у вас на столах.
Слайд 11.
Знакомство с характерными признаками класса двудольные и однодольные растения.
Рассмотреть на образцах растений:
· Корневую систему;
· внутреннее строение стебля;
· расположение листьев на стебле;
· жилкование листьев;
· строение семени.
Какие органы нужно рассмотреть, для того чтобы отнести растение к какому-либо классу?
Полученные данные занесите в таблицу, которые лежат у вас на столах. Найдите их.
Слайд 12.
Характерные признаки класса двудольных и однодольных растений
Корневая система, Внутреннее строение стебля, Жилкование листьев, Строение семени, Виды растений.
Слайд 13.
Вы можете использовать определительные таблицы, которые лежат у вас на столах, а также на слайде, на экране.
Признак | Класс Двудольные | Класс Однодольные |
Корневая система | ||
Внутреннее строение стебля | ||
Жилкование листьев | ||
Строение семени | ||
Строение цветка | ||
Виды растений |
Ответы детей.
Слайд 14.
Проверьте и запомните.
Оценивание.
Слайд 15. В растительном мире не все растения чётко отвечают определённым правилам. Есть исключения. Узнайте почему? Работа с учебником с. 155.
Ответы детей.
Слайд 16
Растения, нуждающиеся в охране.