I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель:
· Включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс;
· Развивать произвольное внимание, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение);
· Формировать фонематическое восприятие и развитие слухового контроля;
· Работа по формированию правильного произношения (артикуляционная гимнастика)
Содержание:
1. Формирование точных движения органов артикуляции посредством артикуляционной гимнастики.
2. Формирование направленной воздушной струи.
3. Развитие мелкой моторики рук.
4. Развитие фонематических процессов.
5. Отработка опорных звуков
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ:
На подготовительном этапе проводится работа по развитию слухового внимания и памяти. Главное методическое условие - ребенок не должен произносить дефектный звук! Необходимо проводить работу над пониманием пространственных отношений (вверх, вниз, в начале, в конце, после, перед). Это подготовка к овладению навыками фонематичического анализа. Формирование артикуляторных умений и навыков.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ:
Упражнения для челюстей:
1. Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.
2. Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми зубами.
3. Тоже в быстром темпе.
4. Легкое постукивание зубами - губы разомкнуты.
Упражнения для губ:
1. «Заборчик», «Улыбка».
2. То же с сомкнутыми губами и зубами.
3. «Рупор».
4. Попеременное выполнение «Улыбки», «Трубочки»
Упражнения для языка (выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной челюсти):
1. «Массаж язычка».
2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».
3. «Желобок», «Лодочка».
4. «Кошка сердится», «Горка».
|
Для развития силы и направленности воздушной струи:
1. «Загони мяч в ворота».
2. «Подуть через трубочку».
Упражнения для пальчиковой гимнастики.
1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
2. Вращение кистями рук.
3. Сгибание, разгибание пальцев по очереди.
4. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).
II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Постановка звука.
Цель - добиться правильного произношения изолированного звука.
Содержание: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органон артикуляционного аппарата; создание артикуляционной базы данного звука; добавление воздушной струи голоса для постановки звонких и сонорных; отработка произношения изолированного звука, которая может осуществляться тремя способами: по подражанию, с механической помощью, смешанным способом.
- По подражанию - с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у детей достаточно хорошо развито подражание. Однако по подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда, когда он отсутствует. При помощи артикуляторных упражнений ребенка подводят к созданию необходимого уклада.
- Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда). С механической помощью артикуляторным органам придается определенное положение. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем.
- Смешанный способ. Совмещаются два предыдущих. Ведущим является первый способ, второй используется как дополняющий. При этом способе ребенок является более активным и быстрее запоминает необходимый уклад.
|
Автоматизация навыка произношения звука
Автоматизировать звук - это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.
Цель - добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.
Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка.
- в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных)
- в словах (начале, середине, конце)
- в предложениях
- в самостоятельной речи
Дифференциация звуков.
Цель - научить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Содержание: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи.
III. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Цель – сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи в ситуациях общения.
Содержание: Завершение работы по автоматизации и дифференциации звуков. Закрепление произносительных навыков в различных ситуациях общения. Предупреждение и преодоление нарушений чтения и письма в возрасте 6 - 7 лет. В основном используется текстовый материал. Применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный заданными звуками. Соблюдение именно такой последовательности в работе является обязательным, поскольку всякое ее нарушение негативно сказывается на общем результате и затягивает сроки самой работы.