III. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.




I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель:

· Включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс;

· Развивать произвольное внимание, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение);

· Формировать фонематическое восприятие и развитие слухового контроля;

· Работа по формированию правильного произношения (артикуляционная гимнастика)

Содержание:

1. Формирование точных движения органов артикуляции посредством артикуляционной гимнастики.

2. Формирование направленной воздушной струи.

3. Развитие мелкой моторики рук.

4. Развитие фонематических процессов.

5. Отработка опорных звуков

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ:

На подготовительном этапе проводится работа по развитию слухового внимания и памяти. Главное методическое условие - ребенок не должен произносить дефектный звук! Необходимо проводить работу над пониманием пространственных отношений (вверх, вниз, в начале, в конце, после, перед). Это подготовка к овладению навыками фонематичического анализа. Формирование артикуляторных умений и навыков.

 

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ:

Упражнения для челюстей:

1. Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.

2. Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми зубами.

3. Тоже в быстром темпе.

4. Легкое постукивание зубами - губы разомкнуты.

Упражнения для губ:

1. «Заборчик», «Улыбка».

2. То же с сомкнутыми губами и зубами.

3. «Рупор».

4. Попеременное выполнение «Улыбки», «Трубочки»

Упражнения для языка (выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной челюсти):

1. «Массаж язычка».

2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».

3. «Желобок», «Лодочка».

4. «Кошка сердится», «Горка».

Для развития силы и направленности воздушной струи:

1. «Загони мяч в ворота».

2. «Подуть через трубочку».

Упражнения для пальчиковой гимнастики.

1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

2. Вращение кистями рук.

3. Сгибание, разгибание пальцев по очереди.

4. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).

 

II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

Постановка звука.

 

Цель - добиться правильного произношения изолированного звука.

Содержание: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органон артикуляционного аппарата; создание артикуляционной базы данного звука; добавление воздушной струи голоса для постановки звонких и сонорных; отработка произношения изолированного звука, которая может осуществляться тремя способами: по подражанию, с механической помощью, смешанным способом.

- По подражанию - с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у детей достаточно хорошо развито подражание. Однако по подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда, когда он отсутствует. При помощи артикуляторных упражнений ребенка подводят к созданию необходимого уклада.

- Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда). С механической помощью артикуляторным органам придается определенное положение. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем.

- Смешанный способ. Совмещаются два предыдущих. Ведущим является первый способ, второй используется как дополняющий. При этом способе ребенок является более активным и быстрее запоминает необходимый уклад.

 

Автоматизация навыка произношения звука

Автоматизировать звук - это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.

Цель - добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка.

- в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных)

- в словах (начале, середине, конце)

- в предложениях

- в самостоятельной речи

 

Дифференциация звуков.

Цель - научить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи.

 

III. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

Цель – сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи в ситуациях общения.

Содержание: Завершение работы по автоматизации и дифференциации звуков. Закрепление произносительных навыков в различных ситуациях общения. Предупреждение и преодоление нарушений чтения и письма в возрасте 6 - 7 лет. В основном используется текстовый материал. Применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный заданными звуками. Соблюдение именно такой последовательности в работе является обязательным, поскольку всякое ее нарушение негативно сказывается на общем результате и затягивает сроки самой работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: