Проект
Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года
Актуальность программы
Происходящие социально-экономические изменения обусловили необходимость разработки межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
Требования к модернизационным изменениям сферы дополнительного образования детей (ДОД) были изложены В.В. Путиным в предвыборной статье "Строительство справедливости. Социальная политика для России". Применительно к ДОД в статье отмечается, что за последнее время произошел отток из нее значительной части кадровых и финансовых ресурсов. Посещаемость кружков и секций уменьшилась и в настоящее время охватывает только половину школьников, причем только четвертая часть из них занимается на бесплатной основе.
В.В. Путин предложил вернуть систему ДОД в сферу ответственности государства - на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета.
Меры, принимаемые государством по развитию ДОД, нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Правительству Российской Федерации поручено обеспечить достижение следующих показателей: увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также подготовить предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению ДОД, предусмотрев, при необходимости, софинансирование реализации названных полномочий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
|
Сфера ДОД объективно нуждается в оформлении государственного заказа и государственных гарантий развития, поддержке заинтересованных в ее деятельности министерств и ведомств.
Актуальность межведомственной программы обусловлена тем, что сфера ДОД является одним из наиболее развивающихся сегментов рынка образовательных услуг с высоким уровнем активности, растущим объемом инвестиций со стороны частного сектора, что позволяет рассматривать как один из приоритетов инновационного развития страны.
Особенностью существующей сферы ДОД является ее интеграционный и межведомственный характер. Программы дополнительного образования детей реализуются в учреждениях ДОД, общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, учреждениях среднего профессионального образования, охватывают различные сферы деятельности и интересов – образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт.
В последние годы сфера ДОД испытывает системный и содержательный кризис, так как существующие межведомственные преграды не способствуют эффективному развитию ДОД и снижают результативность деятельности учреждений ДОД. Требования к повышению качества сферы ДОД, предъявляют, прежде всего, дети и родители, профессиональное сообщество. Необходимо активнее использовать конкурсные и подрядные механизмы для успешного привлечения и использования негосударственных образовательных проектов и программ, способных давать качественные практико-ориентированные знания, формировать социальную компетентность у детей, развивать опыт общественно-значимой деятельности.
|
Правовыми основами деятельности существующей сферы ДОД являются: Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Закон РФ от 09.10.1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»; Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Национальная стратегия действий в интересах детей РФ до 2017 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761; Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1244-р; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации 22.11.2012 г., № 2148-р; Государственная программа «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2567; Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта на 2013-2020 годы».
Сфера ДОД создает особенные возможности для развития образования в целом, в т.ч. для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего. При этом важно сохранение многолетних традиций сферы ДОД.
|
ДОД обладает следующими особенностями:
- свободой выбора обучающимися и родителями образовательной программы, режима ее освоения, смены программ и организаций;
- широким набором видов деятельности, позволяющим обучающимся осуществлять выбор исходя из собственных интересов и способностей;
- ограниченной регламентацией поведения и общения, возможностью проявления инициативы, индивидуальности и творчества;
- гибкостью (мобильностью) образовательных программ;
- общественно-значимой связью с практикой (социальной, профессиональной);
- возможностями межвозрастного взаимодействия и оформления возрастных переходов в сфере ДОД.
Указанная специфика обуславливает значимость разработки межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, интегрирующей ресурсы учреждений ДОД, сфер образования и молодежной политики, культуры и искусства, физической культуры и спорта.
ДОД не является унифицированным, оно ориентировано как на удовлетворение общественной потребности в ранней профессиональной ориентации нового поколения, так и на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены в системе общего образования.
Цель Программы:
создание условий для модернизации и устойчивого развития сферы ДОД, обеспечивающих увеличение масштаба деятельности, качества услуг и разнообразия ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития и самореализации подрастающего поколения, формирования у него ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения.
Задачи Программы:
- закрепление и обеспечение социальных гарантий государства в сфере ДОД;
- создание условий для эффективного использования ресурсов ДОД в интересах детей, семей, общества, государства;
- развитие механизмов вовлечения детей в сферу ДОД;
- обеспечение доступности услуг ДОД для граждан независимо от места жительства, социально-экономического статуса, состояния здоровья;
- увеличение инвестиционной привлекательности, обеспечение инновационного характера развития ДОД;
- развитие кадрового потенциала сферы ДОД;
- совершенствование нормативного правового обеспечения, финансово-экономических механизмов развития сферы ДОД;
- развитие международного сотрудничества в сфере ДОД.
Принципы развития сферы ДОД:
- вариативность и многообразие программ для удовлетворения различных видов социально-творческой деятельности детей;
- обеспечение доступности и свободы выбора программ;
- развитие сферы ДОД как составляющей национальной системы поиска и поддержки талантов;
- поддержка программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети из семей с низким социально-экономическим статусом);
- поддержка программ, направленных на выявление одаренных и мотивированных детей, и дальнейшее содействие в их совершенствовании;
- партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семей; межведомственная и межуровневая кооперация, сетевое взаимодействие, использование культурных, исторических, географических ресурсов территорий;
- вариативность моделей управления ДОД;
- международная кооперация и интеграция;
- координация федеральной, региональной и муниципальной политики, учет региональных социокультурных особенностей и традиций ДОД;
- развитие сферы ДОД как инвестиционно привлекательной и инновационной;
- информационная прозрачность, обеспечение доступа к полной и объективной информации о содержании деятельности, качестве услуг и работ;
- создание конкурентной среды и устранение административных барьеров в сфере ДОД;
- открытый государственно-общественный характер управления, опора на механизмы общественной экспертизы и контроля, саморегулирования;
- многоканальное финансирование, прозрачность распределения бюджетных средств и эффективность их использования, в т.ч. за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития ДОД.
Условия реализации программы:
Для развития сферы ДОД на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации необходимо обеспечение совокупности условий:
- нормативных правовых (внесение изменений в законодательство, разграничение полномочий между федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, разработка федеральных требований к условиям реализации и структуре программ ДОД, новых СанПиН, профессиональных стандартов, норматива нагрузки на ребенка и др.);
- кадровых (организация повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, разработка моделей подготовки кадров для ДОД в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, профессиональная переподготовка кадров для работы в сфере ДОД);
- научно-методических (проведение фундаментальных и прикладных исследований, развитие программно-методического обеспечения, разграничение уровней освоения программ ДОД, разработка инновационных образовательных и информационных технологий, способов мониторинга и оценки эффективности ДОД, обоснование использования сетевого взаимодействия деятельности ресурсных центров для модернизации и диверсификации программ ДОД);
- организационно-управленческих ( направленных на открытость сферы ДОД через привлечение государственных, муниципальных, негосударственных субъектов путем внедрения конкурсных процедур для реализации образовательных программ и услуг; совершенствование маркетинговой деятельности, внедрение механизмов изучения заказа, удовлетворенности его реализацией);
- материально-технических (развитие материально-технической базы в соответствии с требованиями личности, государства, общества, инновационной экономики, рынка труда, техносферы образования);
- информационных;
- финансово-экономических (определение и введение норматива подушевого финансирования, алгоритма расчета стоимости услуги, работы; механизмов гарантированной бесплатной услуги, условий оказания услуг на платной основе, механизмов стимулирования привлечения внебюджетных средств в сферу ДОД, оплаты труда педагогических кадров сферы ДОД).
Сроки и этапы реализации Программы
Этап: 2013-2015 годы
На этом этапе решается приоритетная задача создания условий для повышения качественного уровня оказания услуг ДОД, проведения комплекса мероприятий по внедрению новых условий их реализации.
Для этого будет обеспечено:
- внесение изменений в существующую нормативную правовую базу: разработка и внедрение требований к программам (содержание, условия, сроки реализации), квалификации и условиям работы педагогических кадров (новая система оплаты труда, программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, аттестация руководящих и педагогических работников, «эффективный контракт»), разработка нормативов (потребности в ДОД, в т.ч. по видам программ, нагрузки на ребенка, посещаемости и т.п.), разработка моделей управления и финансирования ДОД и т.п.;
- проведение социологических опросов и мониторингов с целью определения востребованности программ ДОД;
- сбор и анализ статистических данных по сфере ДОД (количество обучающихся, реализуемые программы, объемы финансирования и т.п.);
- отработка механизмов передачи полномочий по ДОД на уровень субъектов РФ;
- развитие видов содержательной деятельности ДОД;
- разработка механизмов и инструментов оценки качества освоения обучающимися образовательных программ;
- модернизация образовательной сети и инфраструктуры ДОД;
- анализ состояния материально-технической базы учреждений;
- создание экспериментальных учреждений ДОД, а также подсистем дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям;
- создание сетевых ресурсных центров на федеральном и региональном уровнях;
- разработка механизмов перехода к «эффективному контракту» в сфере ДОД;
- разработка механизмов сочетания бюджетных и внебюджетных форм финансирования (ГЧП);
- разработка нормативов подушевого финансирования услуг в сфере ДОД;
- разработка механизмов и инструментов контроля в сфере ДОД (учет посещаемости, доли охвата детей, получающих услуги дополнительного образования, от общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, расходование бюджетных средств и пр.);
- внедрение системы кодификации услуг в сфере ДОД;
- вовлечение не менее 65% детей дошкольного и школьного возраста в сферу ДОД.
Этап: 2016-2018 годы
На данном этапе основной задачей является повсеместное внедрение ДОД «модернизационного формата», развитие новых форм и методик обучения, формирование современных социально-культурных сред для развития и социализации детей (эксплораториумы, музеи науки и техники, детские филармонии и театры и др.). Не менее 71% детей в возрасте от 5 до 18 лет будет охвачено услугами сферы ДОД.
Для этого будет обеспечено:
- оценка уровня произошедших изменений в нормативной правовой базе сферы ДОД;
- анализ результатов и мониторингов, определение востребованности программ ДОД на межведомственном уровне;
- обобщение статистических данных по сфере ДОД (количество обучающихся, реализуемые программы, объемы финансирования и т.п.);
- передача полномочий по ДОД на уровень субъектов Российской Федерации;
- внедрение подушевого финансирования услуг ДОД;
- внедрение механизмов и инструментов контроля в сфере ДОД (учет посещаемости, расходование бюджетных средств и пр.);
- внедрение механизмов и инструментов оценки качества освоения обучающимися образовательных программ;
- интеграция видов содержательной деятельности учреждений ДОД, сферы образования и молодежной политики, культуры и искусства, физической культуры и спорта;
- проведение работ по модернизации материально-технической базы учреждений для обеспечения возможности реализации образовательных программ на современном уровне, в соответствии с предъявляемыми требованиями;
- оценка эффективности деятельности образовательной сети и инфраструктуры ДОД;
- оценка деятельности экспериментальных учреждений ДОД, отвечающих современным требованиям сферы;
- оценка деятельности сетевых ресурсных центров на федеральном и региональном уровнях;
- совершенствование внедренных механизмов и инструментов деятельности, если такая необходимость будет выявлена при оценке промежуточных результатов проведенных мероприятий;
- переход к «эффективному контракту» в сфере ДОД;
- развитие практики сочетания бюджетных и внебюджетных форм финансирования (ГЧП).
Этап: 2019-2020 годы
Не менее 72-75 % детей дошкольного и школьного возраста будут охвачены услугами ДОД.
Для этого будет обеспечено:
- оценка изменений действующей нормативно-правовой базы;
- обобщение результатов социологических опросов и мониторингов с целью определения динамики востребованности программ ДОД социальными партнерами, профессиональным сообществом;
- обобщение статистических данных по сфере ДОД (количество обучающихся, реализуемые программы, объемы финансирования и т.п.);
- оценка эффективности сферы ДОД на уровне субъектов РФ (с учетом используемых полномочий);
- интеграция образовательных ресурсов сети и инфраструктуры ДОД;
- повсеместное развитие учреждений ДОД, отвечающих современным требованиям сферы;
- дальнейшее развитие сетевых ресурсных центров на федеральном и региональном уровнях;
- закрепление основ «эффективного контракта» в сфере ДОД;
- дальнейшее развитие практики сочетания бюджетных и внебюджетных форм финансирования (ГЧП).
Основные направления реализации программы:
1. Формирование условий модернизации структуры и содержания программ сферы ДОД
1.1. внедрение новой типологии, обеспечивающей дифференциацию образовательных программ ДОД: общеразвивающие (по уровням освоения - ознакомительный, базовый, углубленный); и предпрофессиональные программы в области культуры и искусства, физической культуры и спорта;
1.2. определение направлений, по которым необходимо обеспечить реализацию общеразвивающих и предпрофессиональных программ в области образования, искусства и спорта;
1.3. развитие программ и технологий предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации старшеклассников в сфере ДОД;
1.4. развитие механизмов индивидуализации ДОД, требований к структуре, содержанию и процедурам реализации образовательных программ в сфере ДОД;
1.5. развитие техносферы учреждений ДОД, детского технического творчества, естественнонаучной деятельности, новых информационных и инновационных образовательных технологий;
1.6. корректировка модели ДОД (управленческий, содержательный, технологический, кадровый, финансовый, материально-технический аспекты) в целях реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС общего образования;
1.7. развитие научных исследований и экспериментальных разработок в сфере ДОД, обеспечивающих создание, апробацию и диверсификацию результатов в практику образовательных учреждений нового содержания сферы ДОД;
1.8. формирование банка инновационных программ и практик ДОД на федеральном и региональном уровнях;
1.9. интеграция ресурсов сферы ДОД, детских общественных объединений, творческих сообществ, волонтерских и спортивных движений;
1.10. разработка и апробация вариативных организационных форм программ детских общественных объединений, творческих сообществ, волонтерских и спортивных движений, каникулярного образовательного отдыха (модульные интенсивные школы, социальные тренинги, специализированные профильные смены по направлениям ДОД, массовые социально-образовательные проекты, открытые детско-юношеские университеты, программы индивидуальной поддержки рекордных профессиональных и жизненных стратегий обучающихся);
1.11. развитие программ сетевого, межведомственного взаимодействия (совместной деятельности образовательных организаций с использованием ресурсов организаций науки, молодежной политики, культуры, физкультурно-спортивных, общественных детско-взрослых сообществ);
1.12. развититие социального партнерства с предприятиями, компаниями и крупными корпорациями, осуществляющих заказы на конкретные образовательные программы допрофессионального образования и профессиональной ориентации старшеклассников;
1.13. создание сервисов открытого образования в сети Интернет, сетевых проектных сообществ в сфере ДОД;
1.14. разработка мер по организации взаимодействия учреждений ДОД с образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования по программам предпрофессионального образования и профессиональной ориентации;
1.15. формирование системы сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях детей («портфолио»), о результатах деятельности организаций ДОД;
1.16. создание многоуровневой и вариативной системы массовых мероприятий с обучающимися по различным направлениям образования и молодежной политики, культуры и искусства, физической культуры и спорта;
1.17. разработка и реализация подходов, технологий, методов и программ интеграции в систему дополнительного образования детей с ОВЗ, детей-сирот, детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей мигрантов;
1.18. разработка и внедрение механизмов и моделей интеграции ДОД с другими формами и уровнями образования;
1.19. разработка и внедрение системы независимой экспертизы и сертификации программ ДОД;
1.20. определение наиболее актуальных и востребованных образовательных программ ДОД;
1.21. создание современных сред социализации и самореализации детей, соответствующих особенностям различных возрастов и целевых групп, современному уровню развития техники, технологий, искусства и спорта.
2. Формирование организационно-управленческих условий развития ДОД:
2.1. формирование единых подходов к развитию инфраструктуры сферы ДОД в субъектах Российской Федерации;
2.2. совершенствование нормативной правовой базы сферы ДОД;
2.3. создание единой (межведомственной) системы прогнозирования потребностей в услугах ДОД и формирования государственного заказа;
2.4. формирование и развитие территориальных сетей учреждений ДОД с использованием вариативных моделей горизонтальной (организации различных типов и ведомственной принадлежности) и вертикальной (федеральные, региональные и муниципальные организации) интеграции и кооперации;
2.5. внедрение современных инструментов контроля и оценки качества услуг ДОД, включающих общественную экспертизу с участием потребителей и работодателей;
2.6. формирование сети федеральных и региональных ресурсных центров по развитию программ, обновлению содержания и технологий ДОД, внеучебной деятельности (в том числе образовательно-оздоровительного отдыха детей);
2.7. создание региональных комплексов психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи для детей и молодежи в целях обеспечения их профессиональной ориентации, планирования и сопровождения профессиональной карьеры в организациях ДОД;
2.8. качественное изменение системы статистики сферы ДОД;
2.9. организация регулярных мониторингов сферы ДОД, направленных на формирование социального заказа, в частности: выявление актуальных и прогнозирование перспективных потребностей населения в услугах ДОД, оценку достижений детей в сфере ДОД, оценку удовлетворенности потребителей спектром и качеством услуг ДОД;
2.10. реализация принципа государственно-общественного характера управления через создание общественных советов различных уровней, коллегиальных органов управления, поддержку профессиональных объединений сферы ДОД;
2.11. организация взаимодействия с объединениями социально-активных родителей, детско-юношескими общественными объединениями в сфере ДОД;
2.12. создание условий для взаимодействия в сфере ДОД путем проведения открытых мероприятий (выставки, форумы, сетевые площадки в Интернет и др.);
2.13. разработка и реализация региональных программ развития ДОД;
2.14. разработка профессиональных стандартов педагогических кадров сферы ДОД, новой системы их аттестации, оценки качества деятельности, разработка «эффективного контракта»;
2.15. создание и реализация программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров сферы ДОД с учетом федеральных государственныз образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, федеральных государственных требований, включая программы для работы с одаренными детьми, детьми с ОВЗ, детьми-мигрантами, а также управленческих кадров с приоритетами в области современного менеджмента и маркетинга; создание сети стажировочных площадок на базе ресурсных центров с привлечением организаций – носителей лучшего опыта;
2.16. разработка и реализация моделей профессиональной карьеры и сопровождения инновационного развития педагогов сферы ДОД;
2.17. поддержка создания и деятельности профессиональных сообществ в сфере ДОД, в т.ч. сетевых межрегиональных проектов, конкурсов профессионального мастерства педагогов, программ и инновационных технологий ДОД;
2.18. организация проблемных, тематических краткосрочных стажировочных площадок по разработке образовательных программ, менеджмента и тьюторства для желающих представителей педагогического сообщества;
2.19. создание порталов (сайтов) разного уровня, (в том числе федерального портала) с системами стандартизированных, в части содержания и представления информации, региональных интерактивных навигаторов, рэнкингов и рейтингов программ и услуг ДОД;
2.20. проведение информационных кампаний, направленных на популяризацию сферы ДОД;
2.21. проведение инвентаризации учреждений ДОД в соответствии с действующими методиками определения нормативной потребности в объектах социальной инфраструктуры и объективными пожеланиями потребителей услуг;
2.22. внедрение требований обязательного планирования учреждений ДОД на вновь застраиваемых территориях (микрорайонах) наряду с общеобразовательными школами;
2.23. разработка и внедрение региональных моделей ДОД, возможных сценариев межуровневых взаимоотношений (федерация - регион-муниципалитет) в сфере ДОД;
Разработка и внедрение системы кодификации услуг ДОД (единые номенклатуры/классификаторы программ обучения, учреждений, обучающихся, квалификации преподавателей и т.п.).