Процесс принятия управленческого решения
Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения определенной цели системы менеджмента.
Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшение актуальности или решение проблемы.
Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:
— для чего делать (реализация идеи, решение проблемы);
— что делать (какие новые потребности потребителей необходимо удовлетворять либо на каком качественном уровне необходимо удовлетворять старые потребности);
— как делать (по какой технологии);
— с какими производственными затратами делать;
— в каком количестве;
— в какие сроки;
— где (место, производственное помещение, персонал);
— кому поставлять и по какой цене;
— что это даст инвестору и обществу в целом?
Классификация управленческих решений
По степени определенности:
• программированные решения
• незапрограммированные решения.
По характеру и периоду осуществления:
Ø стратегические решения.
Ø тактические.
Ø оперативные,
По сфере, в которой принимается решение.
Ø техническая система
Ø биологическая система
Ø социальная (общественная) система
По форме:
Ø письменные решения
Ø устные решения
Ø решения, применяющиеся в автоматизированных системах
По основаниям:
Ø интуитивные решения;
Ø решения, основанные на суждениях;
Ø рациональные решения.
По признаку содержания задачи принятия решения различают:
Ø экономические;
Ø организационные;
Ø технические;
|
Ø технологические;
Ø политические.
В зависимости от степени охвата объекта:
Ø общие;
Ø частные;
Ø локальные.
По характерным чертам личности менеджера:
Ø уравновешенные решения
Ø импульсивные решения
Ø инертные решения
Ø рискованные решения
осторожные решения
Стадии управленческих решений
Существует множество подходов при выделении этапов и стадий процесса принятия решения. Наиболее распространена классификация процесса принятия решения как функции проблемы, альтернатив и выполнения решения. Следовательно, любое управленческое решение должно проходить следующие стадии:
1) уяснение проблемы:
— сбор информации;
— выяснение актуальности;
— определение условий, при которых эта проблема будет решена;
2) составление плана решения:
— разработка альтернативных вариантов решения;
— сопоставление вариантов решения с имеющимися ресурсами;
— оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям;
— оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности;
— составление программ решения;
— разработка и составление детального плана решения;
3) выполнение решения:
— доведение решений до конкретных исполнителей;
— разработка мер поощрений и наказаний;
4) процесс контроля и оценки результатов управленческого решения:
— оценка эффективности принятого решения;
— оценка выгоды, полученной от реализации.
Реализация решения и ошибки взаимодействия
Организация исполнения управленческих решений представляет собой комплекс мероприятий, направленных на внедрение принятого решения в жизнь. Существенная роль в этом комплексе принадлежит организации коммуникативного пространства.
|
Организация коммуникативного пространства в процессе принятия решений характеризует распределение и направленность связей между участниками коммуникативного процесса, обеспечивающих процедуры выработки и принятия управленческих решений.
Реализация принятого решения включает следующие элементы:
ü доведение задачи»,
ü побуждение (мотивация) исполнителей навыполнение поставленных им задач, организация взаимодействия должностных лиц,
ü контроль и коррекция действий.
Доведение задачи. Обычно подготовка доведения начинается с разделения задания на групповые или индивидуальные и подбора исполнителей. Решение, принятое на верхних уровнях управления, продвигаясь к исполнителям, в каждом звене расчленяется на более дробные единицы, в результате чего каждый отдельный_работник наделяется индивидуальными, зависящими от его служебных обязанностей и целого ряда других факторов. После выбора исполнителей решение необходимо довести до подчиненных. И очень важно - как, какими путями и в какой форме.
Управленческое решение может быть доведено до сведения исполнителей как приказ, указание и распоряжение, рекомендация и др. Рассмотрим подробнее спocoбы доведения решении до исполнителей в зависимости от их степени жесткости.
Приказ требует от исполнителя выполнять то или иное управленческое решение точно по форме и в указанный срок. Исполнитель не имеет права возражать, а должен немедленно приступить к выполнению приказа.
|
Указание и распоряжение - это формы объяснения управленческого решения, ини также содержат сведения о том, что надо сделать, кому и когда. Разница состоит в том, что они адресуются к сознанию исполнителя, не ограничивая его, а скорее наоборот, давая ему направление и возможность самому выбирать способы и методы выполнения поставленных задач. В этом случае исполнителю предоставляется большая самостоятельность и возможность проявить творческий подход. Указания обычно воспринимаются как совет, который дается более компетентным или опытным коллегой.
Рекомендация является одной из форм доведения до сведения исполнителей. Она используется в тех случаях, когда надо подчеркнуть независимость или уважение самостоятельности в работе данного звена, руководителя, специалиста или исполнителя.
Отдельно можно выделить формы в зависимости от субъективных и объективных условий деятельности:
ü просьба - обращение, призывающее к выполнению действии;
ü предложение - это рекомендательная форма, которая хотя и содержит в себе цели побудить партнера к действию, но тут же допускает необязательность его исполнения;
ü обсуждение - форма, характеризующая паритетность в обмене мнениями;
ü согласие и отказ - формы, санкционирующие действия;
ü вопрос - форма, направленная на поиск информации, необходимой для коррекции деятельности.
При передаче управленческой информации руководитель изменяет деятельность подчиненных в определенном направлении, что в значительной мере определяет характер управленческого общения. Руководитель при этом должен:
• отдать распоряжения, указания, что-либо порекомендовать, посоветовать;
• получить «обратную» (контрольную) информацию от подчиненного о выполнении задания;
• дать оценку выполнения задания подчиненными.
Сотрудник может не принять распоряжение из-за негативного отношения к личности своего руководителя, из-за скрытой или явной антипатии. Следовательно, важное значение в реализации управленческого решения имеет фактор межличностных отношений. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение и наоборот - труднее принимают, а нередко отвергают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально отрицательное отношение.
При реализации своего решения руководитель дополнительно используется два фактора. Первый фактор - это сила административного нажима, обеспеченная правом управляющего, которое имеет силу закона, и второй - это сила влияния авторитета руководителя.
Действительный и эффективный контроль обеспечивается активностью и своевременной коррекцией недостатков процесса реализации решения. Поэтому контроль не должен сводиться к констатации обнаруженных ошибок.
Виды контроля и коррекции недостатков:
ü опережающий контроль - состоит в том, чтобы основные усилия были сосредоточены не на исправлении, а на предупреждении ошибок, неблагоприятных ситуаций;
üтекущий контроль - реализуется непосредственно в процессе исполнения работ и обычно приурочивается к концу любой фазы процесса организационного функционирования;
ü заключительный контроль - осуществляется после окончания определенных видов работ.