Реализация решения и ошибки взаимодействия




Процесс принятия управленческого решения

Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения определенной цели системы менеджмента.

Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшение актуальности или решение проблемы.

Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:

— для чего делать (реализация идеи, решение проблемы);

— что делать (какие новые потребности потребителей необходимо удовлетворять либо на каком качественном уровне необходимо удовлетворять старые потребности);

— как делать (по какой технологии);

— с какими производственными затратами делать;

— в каком количестве;

— в какие сроки;

— где (место, производственное помещение, персонал);

— кому поставлять и по какой цене;

— что это даст инвестору и обществу в целом?

Классификация управленческих решений

По степени определенности:

• программированные решения

• незапрограммированные решения.

По характеру и периоду осуществления:

Ø стратегические решения.

Ø тактические.

Ø оперативные,

По сфере, в которой принимается решение.

Ø техническая система

Ø биологическая система

Ø социальная (общественная) система

По форме:

Ø письменные решения

Ø устные решения

Ø решения, применяющиеся в автоматизированных системах

По основаниям:

Ø интуитивные решения;

Ø решения, основанные на суждениях;

Ø рациональные решения.

По признаку содержания задачи принятия решения различают:

Ø экономические;

Ø организационные;

Ø технические;

Ø технологические;

Ø политические.

В зависимости от степени охвата объекта:

Ø общие;

Ø частные;

Ø локальные.

По характерным чертам личности менеджера:

Ø уравновешенные решения

Ø импульсивные решения

Ø инертные решения

Ø рискованные решения

осторожные решения

Стадии управленческих решений

Существует множество подходов при выделении этапов и стадий процесса принятия решения. Наиболее распространена классификация процесса принятия решения как функции проблемы, альтернатив и выполнения решения. Следовательно, любое управленческое решение должно проходить следующие стадии:

1) уяснение проблемы:

— сбор информации;

— выяснение актуальности;

— определение условий, при которых эта проблема будет решена;

2) составление плана решения:

— разработка альтернативных вариантов решения;

— сопоставление вариантов решения с имеющимися ресурсами;

— оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям;

— оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности;

— составление программ решения;

— разработка и составление детального плана решения;

3) выполнение решения:

— доведение решений до конкретных исполнителей;

— разработка мер поощрений и наказаний;

4) процесс контроля и оценки результатов управленческого решения:

— оценка эффективности принятого решения;

— оценка выгоды, полученной от реализации.

 

Реализация решения и ошибки взаимодействия

Организация исполнения управленческих решений представляет собой комплекс мероприятий, направленных на внедрение принятого решения в жизнь. Существенная роль в этом комплексе принадлежит организации коммуникативного пространства.

Организация коммуникативного пространства в процессе принятия решений характеризует распределение и направленность связей между участниками коммуникативного процесса, обеспечивающих процедуры выработки и принятия управленческих решений.

Реализация принятого решения включает следующие элементы:

ü доведение задачи»,

ü побуждение (мотивация) исполнителей навыполнение поставленных им задач, организация взаимодействия должностных лиц,

ü контроль и коррекция действий.

Доведение задачи. Обычно подготовка доведения начинается с разделения задания на групповые или индивидуальные и подбора исполнителей. Решение, принятое на верхних уровнях управления, продвигаясь к исполнителям, в каждом звене расчленяется на более дробные единицы, в результате чего каждый отдельный_работник наделяется индивидуальными, зависящими от его служебных обязанностей и целого ряда других факторов. После выбора исполнителей решение необходимо довести до подчиненных. И очень важно - как, какими путями и в какой форме.

Управленческое решение может быть доведено до сведения исполнителей как приказ, указание и распоряжение, рекомендация и др. Рассмотрим подробнее спocoбы доведения решении до исполнителей в зависимости от их степени жесткости.

Приказ требует от исполнителя выполнять то или иное управленческое решение точно по форме и в указанный срок. Исполнитель не имеет права возражать, а должен немедленно приступить к выполнению приказа.

Указание и распоряжение - это формы объяснения управленческого решения, ини также содержат сведения о том, что надо сделать, кому и когда. Разница состоит в том, что они адресуются к сознанию исполнителя, не ограничивая его, а скорее наоборот, давая ему направление и возможность самому выбирать способы и методы выполнения поставленных задач. В этом случае исполнителю предоставляется большая самостоятельность и возможность проявить творческий подход. Указания обычно воспринимаются как совет, который дается более компетентным или опытным коллегой.

Рекомендация является одной из форм доведения до сведения исполнителей. Она используется в тех случаях, когда надо подчеркнуть независимость или уважение самостоятельности в работе данного звена, руководителя, специалиста или исполнителя.

Отдельно можно выделить формы в зависимости от субъективных и объективных условий деятельности:

ü просьба - обращение, призывающее к выполнению действии;

ü предложение - это рекомендательная форма, которая хотя и содержит в себе цели побудить партнера к действию, но тут же допускает необязательность его исполнения;

ü обсуждение - форма, характеризующая паритетность в обмене мнениями;

ü согласие и отказ - формы, санкционирующие действия;

ü вопрос - форма, направленная на поиск информации, необходимой для коррекции деятельности.

 

При передаче управленческой информации руководитель изменяет деятельность подчиненных в определенном направлении, что в значительной мере определяет характер управленческого общения. Руководитель при этом должен:

• отдать распоряжения, указания, что-либо порекомендовать, посоветовать;

• получить «обратную» (контрольную) информацию от подчиненного о выполнении задания;

• дать оценку выполнения задания подчиненными.

Сотрудник может не принять распоряжение из-за негативного отношения к личности своего руководителя, из-за скрытой или явной антипатии. Следовательно, важное значение в реализации управленческого решения имеет фактор межличностных отношений. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение и наоборот - труднее принимают, а нередко отвергают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально отрицательное отношение.

При реализации своего решения руководитель дополнительно используется два фактора. Первый фактор - это сила административного нажима, обеспеченная правом управляющего, которое имеет силу закона, и второй - это сила влияния авторитета руководителя.

Действительный и эффективный контроль обеспечивается активностью и своевременной коррекцией недостатков процесса реализации решения. Поэтому контроль не должен сводиться к констатации обнаруженных ошибок.

Виды контроля и коррекции недостатков:

ü опережающий контроль - состоит в том, чтобы основные усилия были сосредоточены не на исправлении, а на предупреждении ошибок, неблагоприятных ситуаций;

üтекущий контроль - реализуется непосредственно в процессе исполнения работ и обычно приурочивается к концу любой фазы процесса организационного функционирования;

ü заключительный контроль - осуществляется после окончания определенных видов работ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: