ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного специалиста применения широкого спектра человеческих способностей, развития физических и интеллектуальных качеств. В связи с этим важнейшей и актуальной задачей в образовании является выявление индивидуальных способностей и развитие творческого мышления обучающихся. Это является катализатором усвоения и творческой переработки новой научно-технической информации, генерации новых полезных идей.
Выпускники учреждений общего среднего образования должны не только овладеть материалом изучаемых дисциплин, но и уметь креативно применять полученные знания. Опыт показывает, что это возможно только в результате педагогической деятельности, органично сочетающей учебно-воспитательную работу в ходе урока с целенаправленным воздействием на обучающегося во внеурочное время. Факультативные занятия по макетированию и компьютерному моделированию технических изделий, зданий и сооружений являются одной из наиболее эффективных форм внеурочного продуктивного обучения.
Макет - это инструмент, который обладает наглядностью и помогает развить объемно-пространственное представление, а также является одним из проверенных способов передачи информации. Макетом пользуются при проектировании зданий, сооружений, технических изделий (самолетов, поездов, машин и т.д.).
Известно, что макет в сочетании с графикой является и эффективным средством обучения. Восприятие макета как объемной формы естественно для обучающихся, так как макет ближе к реальности и обладает большей наглядностью, чем плоское изображение. Работа над макетом дает развитие объемно-пространственного представления, художественного и конструктивного мышления обучающихся, возможность наглядного представления ими своих идей и свободного оперирования объемом и пространством.
|
Новизна настоящей программы факультативных занятий «Техническое макетирование» состоит в том, что программа не имеет аналогов и базируется на хорошо апробированных методических разработках автора.
Целью программы является развитие инженерного мышления, мыслительной и познавательной активности обучающихся, раскрытие их индивидуальных способностей, творческого потенциала и интереса к той или иной области науки, виду деятельности. Программа предназначена для обучения в 10-11 классах учреждений общего среднего образования и может поддерживать усвоение учебного предмета «Черчение», а также частично дисциплин естественнонаучного профиля (физика, химия, биология, математика).
В рамках программы факультативных занятий решаются следующие задачи:
1. Содействие освоению и практическому закреплению обучающимися знаний в области технической графики;
2. Выявление профессиональных склонностей, способностей и дарований обучающихся;
3. Расширение кругозора, содействие трудовому, нравственному и эстетическому воспитанию обучающихся.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Настоящая программа факультативных занятий «Техническое макетирование» акцентирована на углубленное освоение обучающимися следующих тем проекционного и машиностроительного черчения:
· проекции геометрических тел (изготовление разверток и макетов геометрических тел);
|
· взаимное пересечение поверхностей геометрических тел (изготовление разверток и макетов пересекающихся геометрических тел);
· соединения деталей и передачи (изготовление макетов резьбовых, клиновых, штифтовых, шпоночных, шлицевых, сварных соединений, соединений пайкой, склеиванием, при помощи заклепок, передач).
Для усвоения элементов строительного черчения предлагается выполнение макетов зданий, сооружений, которые раскрывают историю развития учебного заведения, изучаемых дисциплин, города....
Особое место в программе уделяется макетированию по выбору, которое позволяет выявить профессиональную направленность обучающихся. Для этого обучающимся предлагается выполнять макеты, исходя из двух типов постановки задачи:
1) макеты воображаемых или существующих технических изделий, включающие указанные преподавателем технические элементы или узлы (например, передача, заклепка, двигатель, пневматика, …);
2) макеты самостоятельно выбранных технических изделий, сооружений или объектов природы.
Авторы макетов, созданных по самостоятельному выбору, проводят перед обучающимися и преподавателем их публичную презентацию с обоснованием выбора, представлением возможных параметров и применения макетируемого изделия.
Над макетами обучающиеся могут работать как индивидуально, так и малыми группами (2-4 человека). Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств.
Отобранные макеты обучающихся рекомендуется демонстрировать в учреждении образования и представлять на различных выставках, которые сами по себе служат инструментом творческого обучения и воспитания.
|
Устроителями творческих тематических выставок должны быть сами обучающиеся. Будучи разными по целевому назначению выставки являются своеобразным универсальным средством донесения до зрителя конкретной информации. Поэтому перед организацией выставки обучающиеся самостоятельно осваивают литературу по существу выставочного ансамбля, выставочной режиссуре, оформительском оборудовании ведут поиск информации, которая облегчает восприятие отдельных экспонатов. К представлению этой информации предъявляются особые требования: краткость, выразительность, хорошее освещение вспомогательного текста. Экскурсоводами на таких творческих выставках должны работать обучающиеся, имеющие прочные знания по всем экспонатам выставки. В их задачу входит заинтересовать посетителей с первых минут экскурсии, отвечать на все возникающие у гостей вопросы.
На всех этапах проведения факультативных занятий рекомендуется использовать помощь тьютеров из числа самих обучающихся. Особенно эффективна поддержка обучающихся-тьютеров при презентации макетов, при организации тематических выставок, а также при освоении программ компьютерного моделирования.
ПРИМЕРНЫЙ*) ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН