Тема: «Растения леса»
Задачи урока:
- создать условия для формирования первичного представления о живых участниках круговорота веществ в природе;
- познакомить с представителями этого круговорота;
- развивать логическое мышление детей через установление
причинно -следственных связей, сравнение.
-учить работать в группах;
Оборудование:
учителю: таблица «Царства природы», карточки с представителями природного мира; презентация
ученикам: заранее подготовленные сообщения по данному плану, рабочая тетрадь, учебник, энциклопедии, художественная литература, журналы со статьями о растениях леса, предметные картинки, карточки.
Ход урока
Д/з готовили по группам. Каждая группа имела задание: подготовить небольшое сообщение по плану:
1. Какие представители природы входят в ваше царство?
2. Какую важную работу они выполняют в природе?
Мотивационное начало урока.
Мы познакомились с царствами живой природы. Вы уже знаете, как они называются?
Дети. Царство растений, бактерий, грибов, животных.
Учитель. Я знаю, что вы очень хорошо подготовились к сегодняшнему путешествию. Многих из вас заинтересовали те вопросы, которые вы рассматривали.
Мотивационный вопрос.
- Но я бы хотела выяснить, какое же царство природы важнее всех?
Проверка домашнего задания.
Перекрёстный опрос
(каждая группа задаёт вопросы друг другу)
1. Вопросы первой группе «Бактерии».
-Где живут бактерии?
(живут они повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, включая человека. Другие живут в опавших листьях, мёртвых деревьях, останках погибших животных. Бактерии живут и в молоке, и в воде, т.е. повсюду.)
-Какие бактерии вы знаете?
(бывают в трёх формах: круглые, в виде палочек, спиралькой.
А ещё мы узнали, что учёные называют их «мусорщиками» нашей планеты. Они питаются умершими организмами.)
-Чем полезны бактерии?
(Бактерии очень полезны для человека. Они вызывают гниение мёртвых растений и животных. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора и не осталось бы места для всего живого.)
-Какой вывод вы сделали?
(Наша группа пришла к выводу, что бактерии в окружающем мире просто необходимы и играют очень важную роль.)
2. Вопросы второй группе «Грибы».
- Почему грибы выделили в отдельное царство?
(У грибов нет корней, стеблей, листьев. Учёные сделали удивительное открытие: у грибов больше сходства с животными, чем с растениями. Поэтому их выделили в отдельное царство.)
-Какие виды грибов вы знаете?
(Пенициллин - один из самых знаменитых грибов в мире: из него был выделен первый антибиотик – пенициллин.
Дрожжи – микроскопические одноклеточные грибы. Пекарские дрожжи используют для изготовления вина, варки пива и выпечки хлеба. Домовый гриб питается сырой древесиной и вызывает её гниение. Многие грибы поражают животных, поселяясь на их коже и вызывая тяжёлые заболевания.)
-Что надо помнить при сборе грибов?
(Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Поэтому детям собирать грибы можно только со взрослыми.)
3.Вопросы третей группе «Животные»
-Как называется наука о животных?
( Наука о животных называется зоологией. )
-На какие группы делят царство животных?
(Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, или амфибии, пресмыкающиеся, или рептилии, птицы)
-Кто такие млекопитающие?
(Млекопитающие, - животные, тело которых покрыто шерстью. Своих детёнышей они выкармливают молоком.)
4. Вопросы четвёртой группе «Растения».
-Как называется наука о растениях? (ботаника)
-На какие группы делят это царство?
(Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения)
Введение в тему.
Как вы думаете, давно появились растения на Земле?
Давайте совершим короткую экскурсию в глубокое прошлое растений.
Расскажите, как выглядела наша молодая планета Земля миллиарды лет назад?
(Если у детей не хватает знаний, то помогает учитель.)
3,8 миллиарда лет назад тёплые моря покрывали почти всю поверхность земного шара. Суша в те времена была совсем иной: бесплодные скалы и пустыни, на которых не было видно не только травинок, но отсутствовала даже почва, если не считать рассеянной то здесь, то там пыли.
Но простейшие растения уже были и в то время.
Где же они жили? (В морях)
Итак, долгие сотни миллионов лет жизнь была сосредоточена только в морских водах. Но около 400 миллионов лет назад шагнули на сушу и ухитрились выжить в непривычных условиях «бесстрашные первопроходцы» - водоросли. Так появились первые наземные растения.
Теперь растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат: более 300 тысяч видов растений населяет Землю. И они приспособились практически ко всем климатическим условиям: могут жить в пустыне, где почти не бывает дождей, а могут и в арктической зоне, где даже хорошо одетого человека пронизывает холод.
Сообщение темы урока.
Сегодня мы поведём разговор о царстве «Растения» (слайд №1)
Отгадайте загадку: (слайд №2)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает (лес)
Сегодня мы отправимся путешествовать в лес и узнаем, какие растения растут в лесу.(слайд № 3)
Нас встречает лесовичок и просит вспомнить о том, как надо вести себя в лесу..(слайд № 4)
Работа по карточкам:
Расставь цифры с утверждениями.(слайд № 5)
верные | утверждение | неверные |
1.Можно срывать цветы. 2.Нельзя ловить насекомых. 3.Нельзя уничтожать жаб, лягушек и змей. 4.Нельзя близко подходить к гнёздам птиц. 5.Можно уносить из леса детёнышей зверей. 6.В лесу можно шуметь и громко разговаривать. 7.Ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания. 8.Весной и в начале лета брать с собой собаку. |
Новый материал.
Какие растения растут в лесу?
На какие три группы можно разделить такие растения? (Деревья, кустарники, травянистые.).(слайд № 6)
Чем отличаются деревья от кустарников?
А травы?
Ярусы леса. (слайд № 7)
Как и в большом доме, в лесу есть свои этажи. Только считают их сверху вниз и называют ярусами.
Самый первый, самый высокий ярус - большие деревья. Его называют древостоем.
Древостой - главный этаж в лесу.
Во втором ярусе не встретишь сосны, берёзы или лиственницы. Тут растут лишь те деревья, что мирятся с тенью. Это ели, пихты, кедры и липы.
Под деревьями растут кусты. Это следующий ярус. Тут можно встретить можжевельник, калину, шиповник, иву, рябину и смородину. Все они, даже дерево рябина, никогда не смогут подняться до первого этажа. Их удел вечно оставаться внизу. Под лесом.
Так кустарниковый ярус и называют — подлесок.
Ниже кустов растут травы и мхи. Они поднялись над землёй совсем невысоко. Потому и называются живым напочвенным покровом.
В разных лесах живут различные травы и мхи.
Игра с мячом. (Физкультминутка)
Игра выполняется стоя. Учитель бросает в руки учащегося мяч и просит назвать представителей царств, названых учителем. Садится тот, кто ответил правильно. Игра продолжается до тех пор, пока все учащиеся не ответят правильно.
6.Работа в группах. (слайд № 8)
1 группа – изучает деревья леса
2 группа – кустарники
3 группа – травянистые растения леса
4 группа отвечает на вопросы:
-Что делает человек из древесины?
-Какие растения помогают человеку справиться с болезнями?
7. Выслушиваются ответы детей.
После каждого ответа на доске заполняется панно «Этажи леса»
Подведение итога.
Природа удивительно разнообразна. Её делят на неживую и живую. Живую природу делят на царства: растения, животные, грибы, бактерии. В природе всё взаимосвязано. Люди не могли бы жить без окружающей их природы.
Рефлексия.
10.Домашнее задание:
Если представить живую природу в виде сказочных царств, кто, по твоему мнению, был бы царём в царствах растений, животных, грибов? Приготовься выступить на уроке в роли одного из этих царей. Для этого сделай его маску и придумай речь, с которой он мог бы обратиться к своим подданным.
Используемая литература:
1. О.Г.Муковникова «Природоведение», Издательство «Учитель –АСТ» Волгоград, 2002 г
2. Энциклопедия «Кирилла и Мефодия»
3. Энциклопедия «Растения и животные леса»
4. Образовательные ресурсы