Игра с мячом. (Физкультминутка)




Тема: «Растения леса»

Задачи урока:

- создать условия для формирования первичного представления о живых участниках круговорота веществ в природе;

- познакомить с представителями этого круговорота;

- развивать логическое мышление детей через установление

причинно -следственных связей, сравнение.

-учить работать в группах;

Оборудование:

учителю: таблица «Царства природы», карточки с представителями природного мира; презентация

ученикам: заранее подготовленные сообщения по данному плану, рабочая тетрадь, учебник, энциклопедии, художественная литература, журналы со статьями о растениях леса, предметные картинки, карточки.

Ход урока

Д/з готовили по группам. Каждая группа имела задание: подготовить небольшое сообщение по плану:

1. Какие представители природы входят в ваше царство?

2. Какую важную работу они выполняют в природе?

Мотивационное начало урока.

Мы познакомились с царствами живой природы. Вы уже знаете, как они называются?

Дети. Царство растений, бактерий, грибов, животных.

Учитель. Я знаю, что вы очень хорошо подготовились к сегодняшнему путешествию. Многих из вас заинтересовали те вопросы, которые вы рассматривали.

Мотивационный вопрос.

- Но я бы хотела выяснить, какое же царство природы важнее всех?

Проверка домашнего задания.

Перекрёстный опрос

(каждая группа задаёт вопросы друг другу)

1. Вопросы первой группе «Бактерии».

-Где живут бактерии?

(живут они повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, включая человека. Другие живут в опавших листьях, мёртвых деревьях, останках погибших животных. Бактерии живут и в молоке, и в воде, т.е. повсюду.)

-Какие бактерии вы знаете?

(бывают в трёх формах: круглые, в виде палочек, спиралькой.

А ещё мы узнали, что учёные называют их «мусорщиками» нашей планеты. Они питаются умершими организмами.)

-Чем полезны бактерии?

(Бактерии очень полезны для человека. Они вызывают гниение мёртвых растений и животных. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора и не осталось бы места для всего живого.)

-Какой вывод вы сделали?

(Наша группа пришла к выводу, что бактерии в окружающем мире просто необходимы и играют очень важную роль.)

 

2. Вопросы второй группе «Грибы».

- Почему грибы выделили в отдельное царство?

(У грибов нет корней, стеблей, листьев. Учёные сделали удивительное открытие: у грибов больше сходства с животными, чем с растениями. Поэтому их выделили в отдельное царство.)

-Какие виды грибов вы знаете?

 

(Пенициллин - один из самых знаменитых грибов в мире: из него был выделен первый антибиотик – пенициллин.

Дрожжи – микроскопические одноклеточные грибы. Пекарские дрожжи используют для изготовления вина, варки пива и выпечки хлеба. Домовый гриб питается сырой древесиной и вызывает её гниение. Многие грибы поражают животных, поселяясь на их коже и вызывая тяжёлые заболевания.)

-Что надо помнить при сборе грибов?

(Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Поэтому детям собирать грибы можно только со взрослыми.)

3.Вопросы третей группе «Животные»

-Как называется наука о животных?

( Наука о животных называется зоологией. )

-На какие группы делят царство животных?

(Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, или амфибии, пресмыкающиеся, или рептилии, птицы)

-Кто такие млекопитающие?

(Млекопитающие, - животные, тело ко­торых покрыто шерстью. Своих детёнышей они выкармливают молоком.)

4. Вопросы четвёртой группе «Растения».

-Как называется наука о растениях? (ботаника)

-На какие группы делят это царство?

(Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения)

Введение в тему.

Как вы думаете, давно появились растения на Земле?

Давайте совершим короткую экскурсию в глубокое прошлое растений.

Расскажите, как выглядела наша молодая планета Земля миллиарды лет назад?

(Если у детей не хватает знаний, то помогает учитель.)

3,8 миллиарда лет назад тёплые моря покрывали почти всю поверхность земного шара. Суша в те времена была совсем иной: бесплодные скалы и пустыни, на которых не было видно не только травинок, но отсутствовала даже почва, если не считать рассеянной то здесь, то там пыли.

Но простейшие растения уже были и в то время.

Где же они жили? (В морях)

Итак, долгие сотни миллионов лет жизнь была сосредоточена только в морских водах. Но около 400 миллионов лет назад шагнули на сушу и ухитрились выжить в непривычных условиях «бесстрашные первопроходцы» - водоросли. Так появились первые наземные растения.

Теперь растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат: более 300 тысяч видов растений населяет Землю. И они приспособились практически ко всем климатическим условиям: могут жить в пустыне, где почти не бывает дождей, а могут и в арктической зоне, где даже хорошо одетого человека пронизывает холод.

Сообщение темы урока.

Сегодня мы поведём разговор о царстве «Растения» (слайд №1)

Отгадайте загадку: (слайд №2)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает (лес)

Сегодня мы отправимся путешествовать в лес и узнаем, какие растения растут в лесу.(слайд № 3)

Нас встречает лесовичок и просит вспомнить о том, как надо вести себя в лесу..(слайд № 4)

Работа по карточкам:

Расставь цифры с утверждениями.(слайд № 5)

верные утверждение неверные
  1.Можно срывать цветы. 2.Нельзя ловить насекомых. 3.Нельзя уничтожать жаб, лягушек и змей. 4.Нельзя близко подходить к гнёздам птиц. 5.Можно уносить из леса детёнышей зверей. 6.В лесу можно шуметь и громко разговаривать. 7.Ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания. 8.Весной и в начале лета брать с собой собаку.  

 

 

Новый материал.

Какие растения растут в лесу?

На какие три группы можно разделить такие растения? (Деревья, кустарники, травянистые.).(слайд № 6)

Чем отличаются деревья от кустарников?

А травы?

Ярусы леса. (слайд № 7)

Как и в большом доме, в лесу есть свои этажи. Только считают их сверху вниз и называют ярусами.

Самый первый, самый высокий ярус - большие деревья. Его называют древостоем.

Древостой - главный этаж в лесу.

Во втором ярусе не встретишь сосны, берёзы или лиственницы. Тут растут лишь те деревья, что мирятся с тенью. Это ели, пихты, кедры и липы.

Под деревьями растут кусты. Это следующий ярус. Тут можно встретить можжевельник, калину, шиповник, иву, рябину и сморо­дину. Все они, даже дерево рябина, никогда не смогут подняться до первого этажа. Их удел вечно оставаться внизу. Под лесом.

Так кустарниковый ярус и называют — подлесок.

Ниже кустов растут травы и мхи. Они поднялись над землёй совсем невысоко. Потому и называются живым напочвенным по­кровом.

В разных лесах живут различные травы и мхи.

Игра с мячом. (Физкультминутка)

Игра выполняется стоя. Учитель бросает в руки учащегося мяч и просит назвать представителей царств, названых учителем. Садится тот, кто ответил правильно. Игра продолжается до тех пор, пока все учащиеся не ответят правильно.

6.Работа в группах. (слайд № 8)

1 группа – изучает деревья леса

2 группа – кустарники

3 группа – травянистые растения леса

4 группа отвечает на вопросы:

-Что делает человек из древесины?

-Какие растения помогают человеку справиться с болезнями?

7. Выслушиваются ответы детей.

После каждого ответа на доске заполняется панно «Этажи леса»

Подведение итога.

Природа удивительно разнообразна. Её делят на неживую и живую. Живую природу делят на царства: растения, животные, грибы, бактерии. В природе всё взаимосвязано. Люди не могли бы жить без окружающей их природы.

Рефлексия.

10.Домашнее задание:

Если представить живую природу в виде сказочных царств, кто, по твоему мнению, был бы царём в цар­ствах растений, животных, грибов? Приготовься высту­пить на уроке в роли одного из этих царей. Для этого сделай его маску и придумай речь, с которой он мог бы обратиться к своим подданным.

 

Используемая литература:

1. О.Г.Муковникова «Природоведение», Издательство «Учитель –АСТ» Волгоград, 2002 г

2. Энциклопедия «Кирилла и Мефодия»

3. Энциклопедия «Растения и животные леса»

4. Образовательные ресурсы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: