Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны (1 час)
План:
1. Основные понятия и определения [1, ст. 1].
2. Задачи гражданской обороны [1, ст. 2].
3. Структура и органы управления гражданской обороной.
4. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
Список источников и литературы
1. О гражданской обороне: [Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ (последняя редакция)] [Электронный ресурс] // Консультант Плюс надежная правовая поддержка URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/ (дата обращения: 28.09.2018).
2. Айзман Р. И. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова; под общ. ред. Р. И. Айзмана, С. В. Петрова. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 367 с., с. 259.
3. Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие: Дашков и К; Москва; 2007. – 153 с., с.86.
1. Основные понятия и определения [1, ст.1]
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Подготовка населения в области гражданской обороны - система мероприятий по обучению населения действиям в случае угрозы возникновения и возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
2. Задачи гражданской обороны [1, ст. 2].
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты…
Структура и органы управления гражданской обороной
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования заключаются в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.), которые являются источниками чрезвычайных ситуаций, а также динамики развития ситуаций, определения их масштабов с целью решение задач по предупреждению и организации ликвидации бедствия.
Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является многоплановой. Она осуществляется многими организациями (учреждениями) с использованием многих методов и средств.
Так, например, мониторинг и прогноз событий гидрометеорологического характера осуществляется учреждениями Госкомгидромета, который кроме того ведет мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, воды и почвы.
Сейсмические наблюдения и прогноз землетрясений в стране осуществляется системой сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, в которую входят учреждения и системы наблюдения Национальной академии наук, МЧС, Минобороны и Госстроя.
Важную роль в деле мониторинга играет Минэкологии, которое осуществляет общее руководство государственной системы экологического мониторинга.
Министерство здравоохранения через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осуществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование в этой сфере.
Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности осуществляют Госгортехнадзор, Госатомрегулирование, а также надзорные органы в составе министерств и ведомств, в том числе и МЧС.
Следует подчеркнуть, что качество мониторинга и прогноз чрезвычайных ситуаций главным образом влияет на эффективность деятельности в области уменьшения рисков их возникновения и масштабов.
Методическое руководство и координация деятельности системы мониторинга и прогнозирования ЧС на государственном уровне осуществляется МЧС, в частности управлением прогнозирования, которое в перспективе должно быть превращенным в Службу прогнозирования.
Прогноз рисков ЧС на территории страны в целом осуществляет МЧС во взаимодействии с другими центральными органами исполнительной власти.
Как показывает многолетний опыт, без учета данных мониторинга и прогнозирования ЧС невозможно планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных ЧС.
Основными задачами прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:
- выявление вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий и т.п.);
- выявление возможных масштабов чрезвычайных ситуаций и определение размеров зон бедствия;
- выявление краткосрочных и длительных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций, определение временных интервалов;
- оценка требующихся сил и средств для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций.
о промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных ЧС.
Основными задачами прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:
- выявление вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий и т.п.);
- выявление возможных масштабов чрезвычайных ситуаций и определение размеров зон бедствия;
- выявление краткосрочных и длительных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций, определение временных интервалов;
- оценка требующихся сил и средств для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций.
Выявление чрезвычайных ситуаций и оценка обстановки осуществляется в три этапа:
1) заблаговременное выявление по прогнозу и оценка обстановки по возможным параметрам ЧС с учетом преобладающих среднегодовых метеоусловий;
2) выявление и оценка обстановки после ЧС;
3) выявление и оценка фактической обстановки по данным разведки.
Полученные данные необходимы для уточнения ранее принятых решений по защите населения и проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.